Курс валют USD 0 EUR 0

Тернистый путь на родину Решата Джемилева

Комментариев: 0
Просмотров: 474

1 мая этого года одному из активнейших участников национального движения крымских татар  Решату Джемилеву могло бы исполниться 90 лет.

 

Он родился в 1931 году в селе Улу-Узень (ныне Генеральское) Алуштинского района Крымской АССР. Решат был самым младшим из трех сыновей в крестьянской семье Гафара Хаджи-Джелиль оглы и Афизе Софу-Джемиль кызы.

В 1933 году семья Джемилевых переезжает в Симферополь. Жизнь в большом городе не была легкой. Первоначально Джемилевы проживали в старом городе, ютясь в комнатке в полуподвальном помещении, со временем им удалось построить дом на Алуштинском шоссе. Маленький Решат помогал отцу в строительстве. Но жить под крышей нового дома им было суждено недолго…

Взрослеть Решату Джемилеву пришлось рано. Это было суровое время Великой Отечественной войны, немецко-румынской оккупации, выселения крымских татар со своей родной земли. В депортации семья Джемилевых оказалась в одном из колхозов Ташкентской области, затем перебралась к родственникам в поселок Алмазар. В 1952 году Решат Джемилев поступил в Самаркандский гидромелиоративный техникум, по окончании которого работал мастером в Бекабадском строительном управлении.

Пережитая всем народом несправедливость оказала большое влияние на становление характера молодого человека. Любовь к родине, к своему народу сочеталась в нем с искренним желанием добиться торжества справедливости. Неудивительно, что с наступлением хрущевской оттепели и началом развития крымскотатарского национального движения, Решат Джемилев включается в деятельность последнего. В 1956—1957 гг. он принимает участие в сборе подписей под народными обращениями в ЦК КПСС, а в июне 1966 года в качестве одного из народных представителей направляется в Москву.

«Борьбою стойкой жить бы мне»

Спустя пятнадцать лет, в октябре 1981 года, уже находясь в заключении в лагере в Норильске, Решат Джемилев напишет стихотворение «Я жизнь, как и все, люблю». «Когда я находился в подвалах КГБ и в тюрьмах, обуреваемый скукой и тоской, я иногда отвлекал себя сочинением стихов и поэм», — вспоминал впоследствии по этому поводу Р.Джемилев, отмечая, что многие написанные им стихи были конфискованы во время тюремных обысков.

Долгожданная встреча. Решат Джемилев, Дильшад Ильясов и Андрей Григоренко

 

Он не был профессиональным стихотворцем и его поэтический слог был не всегда гладок. Но вместе с тем в своих стихах Р. Джемилев старался быть предельно искренним и честным перед самим собой и читателем. «О, Человек! Пойми! Меня ребенком лишила власть родного очага!», — писал он, пребывая в тюремной камере. И обращаясь к невидимому собеседнику, он старался рассказать и о невзгодах, пережитых на чужбине, и о страданиях от разлуки с родным краем, и о гонениях, которые пришлось пережить в борьбе за возвращение народа в Крым:

Я Родину свою как мать люблю,

Люблю язык, народ, своих друзей,

Кто видит в том вину мою? —

Спросить хочу у «праведных» судей.

Но даже в самые тяжелые дни своей жизни Р. Джемилев не желал отказываться от своей главной мечты:

Борьбою стойкой жить бы мне,

В ней умереть готов,

Увидеть бы на Родине

Плоды своих трудов.

Хочу быть оптимистом я,

Надежду не тая, —

Вернемся мы на Родину,

В родные очага!

 

Через тюрьмы и лагеря

Попытку вернуться в Крым Решат Джемилев предпринял еще весной 1968 года. Однако, вследствие противодействия властей, он вместе с семьей был вынужден перебраться в Краснодарский край, а затем вновь отправиться в Узбекистан.

Во второй половине 1960-х годов Р. Джемилев находится в самой гуще событий, связанных с крымскотатарским вопросом. Он был одним из участником состоявшейся 21 июля 1967 года встречи представителей крымских татар с председателем КГБ Ю.Андроповым. В этот период в Москве Решат Джемилев сближается с правозащитным и диссидентским движением. Знакомится с писателем Алексеем Костериным, генералом Петром Григоренко и другими борцами за права человека в СССР.

Решат Джемилев был одним из организаторов разогнанного властями 27 августа 1967 года митинга в Ташкенте. За попытку организовать протестное мероприятие он в скором времени был приговорен к одному году исправительных работ.

Но начинавшиеся репрессии не остановили его. 6 июня 1969 года Р.Джемилев стал одним из участников знаменитой демонстрации крымскотатарских активистов на площади Маяковского в Москве, после чего был задержан и выслан из столицы

В 1972 году Р. Джемилев был арестован и приговорен Ташкентским областным судом к трем годам лишения свободы. Срок ему пришлось отбывать в лагере строгого режима, находившемся на территории Красноярского края.

Диссидент и писатель Владимир (Алекс) Маркман, которому довелось отбывать тюремный срок в одном лагере с Р. Джемилевым, посвятил ему следующие строки: «Мы подружились с Решатом с первого дня нашей встречи в лагере строго режима в Сибири, под Красноярском, где оба отбывали срок по политической статье… Сейчас, много лет спустя, я понимаю, что он относится к таким людям, о которых пишут тома воспоминаний. В Решате сочетались качества, казалось бы, несовместимые в одном характере. Он был мягкий, интеллигентный человек, уступчивый и покладистый, интересный собеседник и преданный друг. В гневе он был страшен: рассудок его уступал место бешенству и жажде битвы, которые трудно было остановить… Решат был рыцарем без страха и упрека во всем: в своей политической – диссидентской деятельности, в повседневной жизни и в столкновениях с лагерным отребьем».

Несмотря на то, что Р.Джемилев страдал язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки, в лагере его ставили на самые тяжелые работы. В.Маркман в своей книге «На краю географии» так описывает его состояние: «Решата выписали из больнички, едва у него прекратилась кровавая рвота. Его предупредили: не будет работать — изолятора не избежать. Для язвенника это равносильно смертному приговору. Решат, согнувшись и хватаясь за живот, вышел в рабочую зону, где, на счастье, можно было приткнуться у нас в комнатке, возле новенькой железной печки».

Тем не менее, освободившись в 1975 году, Решат Джемилев возвращается к активной общественно-политической деятельности. Вместе с П. Григоренко проводит несколько пресс-конференций для западных журналистов, участвует в организации поездки А.Сахарова и Е.Боннэр на омский процесс. Во второй половине 1970-х годов Р. Джемилев выступает с открытыми письмами к королю Саудовской Аравии, выдающемуся американскому боксеру Мухаммеду Али и ко всем людям доброй воли, в которых поднимает крымскотатарскую проблему. В 1978 году, потрясенный самосожжением Мусы Мамута, он приезжает в Крым, чтобы собирать материалы об этом событии и поставить в известность о случившейся трагедии мировое сообщество. В 1986 году выйдет его книга «Живой факел. Самосожжение Мусы Мамута», составителем которой выступил Р.Джемилев.

Советские власти не дали Р.Джемилеву разрешения на выезд за границу (там он рассчитывал поднять крымскотатарский вопрос на международной арене), а в апреле 1979 года в его доме прошел очередной обыск, и Р.Джемилев вновь оказался в подвалах ташкентского КГБ. В декабре 1979 года Ташкентский городской суд приговорил его к новому трехлетнему сроку заключения.

Этот срок ему пришлось отбывать в гораздо более суровых условиях, чем ранее. Решата Джемилева этапировали в город Норильск, находящийся в 300 километрах севернее полярного круга и известный своим крайне суровым арктическим климатом.

«Нас, человек десять, привезли в Красноярский аэропорт, посадили на самые задние места самолета и под усиленной охраной доставили в город Норильск — в Заполярье. На мне были демисезонные пальто и шляпа. Когда нас проводили мимо гражданских, они смотрели на меня, как на марсианина, указывая пальцем в мою сторону. Стены домов в Норильске, выложенные толщиной в два с половиной кирпича, снаружи были обрамлены толстым слоем льда, и, несмотря на это, оттуда проступал пар. Это говорит о том, что стены такой толщины не гарантировали от потери тепла в помещениях. А каково было мне в демисезонном пальто и туфлях? Расстояние от аэропорта до лагеря — более 50 км. На пути следования в «воронке» до лагеря я отморозил обе ноги», — так описывал свои злоключения Р. Джемилев.

Пребывание в норильском лагере было тяжелым испытанием для Р. Джемилева, его неоднократно отправляли в штрафной изолятор. Отсидев свой срок до конца, он смог выйти на свободу в апреле 1982 года.

Суровая лагерная жизнь серьезно подорвала его здоровье. Но он не оставил участия в национальном движении, в 1987 году Решат Джемилев был одним из активных участников московских митингов крымских татар. В 1989 году он вместе с семьей окончательно вернулся на родину, был одним из организаторов Курултая. Р.Джемилев до конца своих дней активно участвовал в общественно-политической жизни, всей своей душой переживая за будущее крымскотатарского народа.

Решат Джемилев скончался в марте 2002 года. Несомненно, что вся его жизнь — пример огромного мужества и жертвенности. Память о Р.Джемилеве и других участниках нацдвижения, благодаря усилиям которых крымскотатарский народ смог вернуться на историческую родину, должна свято чтиться поколениями крымских татар.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог