Курс валют USD 0 EUR 0

Ответственность учителя и ответственность общества

Комментариев: 0
Просмотров: 481

 

Два месяца назад большой резонанс в Крыму вызвал случай, произошедший в школе села Дачное (Таракташ) Судакского региона. На уроке, посвященном участникам Великой Отечественной войны, ученики четвертого класса выступали с подготовленными по заданию классного руководителя рассказами о своих предках, принимавших участие в войне. Одна из учениц рассказала о своем прадедушке-фронтовике, получившем во время боевых действий тяжелое ранение, и о том, как вернувшись домой, он был выселен из Крыма вместе с семьей и всеми соотечественниками-крымскими татарами.

Все было бы хорошо, но классный руководитель почему-то посчитала нужным откорректировать рассказ девочки на основе собственных представлений о событиях 1944 года. По информации, опубликованной мамой ученицы в одной из социальных сетей, педагог сказала классу, в котором учатся дети разных национальностей, что крымских татар выселили потому, что они были предателями и помогали немцам захватить Крым.

Призывы общественности

Этот случай вызвал возмущение родителей учащихся. Они предали его огласке, в результате чего происшествие имело большой резонанс в информационном пространстве. Со стороны представителей крымскотатарской общественности раздавались призывы к властям разобраться в произошедшем и уволить некомпетентного педагога.

В частности, Объединение крымскотатарских работников образования «Маариф» 7 апреля направило обращение к министру образования, науки и молодежи Республики Крым. В нем председатель объединения заслуженный работник образования Крыма Сафуре Каджаметова выразила глубокое возмущение поведением учителя, сеющего своими действиями в умах детей младшего школьного возраста семена лжи, межнациональной вражды и розни.

В своем обращении С.Каджаметова напомнила о скандале, произошедшем в 2019 году после выхода учебного пособия по истории Крыма. Искаженное освещение в этом пособии информации об участии крымских татар в партизанском движении, в боевых действиях, создавало впечатление, что его авторы стремились сформировать в сознании детей образ крымских татар как пособников фашистов.

«По нашему глубокому убеждению, предназначенный для учащихся материал был направлен не на воспитание молодого поколения и формирование межнационального согласия, а на недоверие и нетерпимость к крымскотатарскому народу, перенесшему жесточайшие ужасы депортации, подвергшемуся геноциду и до сей поры хлебающему лиха от провокаторов всех мастей… Разделение на героев и предателей, формирование устойчивых стереотипов, комплекса неполноценности, вот что мы получим в итоге использования в учебном процессе этих учебников», — отмечает автор обращения. По мнению С.Каджаметовой, подобные провокационные «учебные пособия» создают предпосылки для случаев, подобных тому, что произошел в Судакском регионе.

В связи с вышеизложенным, Объединение крымскотатарских работников образования «Маариф» призвало всемерно ограждать детей от тех, кто пытается посеять в их сознании семена нетерпимости и межнациональной розни, а также заявило о поддержке справедливых требований родителей учеников с.Дачное Судакского региона о привлечении педагога, допустившего провокационные высказывания, к ответственности и отстранению ее от преподавательской деятельности.

Реакция Министерства

Министерство образования республики дало ответ на обращение С.Каджаметовой в конце мая. «Министерством направлено письмо в администрацию города Судака о необходимости рассмотрения фактов, изложенных в обращении, и принятия мер реагирования. Заместителем министра Асановым Т.Р. осуществлен выезд в Дачновскую школу. Проведены встречи с директором образовательного учреждения и родителями учащейся Алиевой С., начальником отдела образования администрации города Судака, главой администрации города Степиковым И.Г. В ходе встреч участники высказались о недопустимости высказываний, способствующих разжиганию межнациональной розни. Отделу образования указано на необходимость осуществления контроля за деятельностью учреждения. С целью рассмотрения данного факта начальником отдела образования администрации города Судака Борисюк Н.Н. осуществлен выезд в Дачновскую школу. В ходе выезда изучены календарно-тематический план по предмету «Литературное чтение» и поурочный план учителя Руденко Е.А. Проведены беседы с учителем и директором Дачновской школы о недопустимости любых проявлений межнациональной розни. Ситуация в Дачновской школе находится на контроле отдела образования. Руденко Е.А. уволена 11 мая 2021 года в соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации», — говорится в письме, подписанном первым заместителем министра В.Бойко.

Проблема и ее истоки

Таким образом, можно с удовлетворением констатировать, что органы власти не стали закрывать глаза на общественное возмущение и предприняли адекватные действия. Но вместе с тем важно понимать, что подобные случаи возникают не сами по себе на пустом месте, а являются следствием многолетнего и активного распространения неправдивой информации об исторических событиях, связанных с оккупацией Крыма германско-румынскими войсками и депортацией.

На протяжении многих лет в обществе распространяются мифы, направленные на оправдание организаторов выселения крымских татар и других народов Советского Союза в годы войны. Чего стоит только весьма распространенное заблуждение о том, что Сталин, высылая крымских татар, оказывается, спасал их как народ, иначе, мол, большая часть их мужского населения должна была быть расстреляна за службу немцам. Часто приходится слышать другой вариант этого мифа – мол, надо было наказывать конкретных предателей, а не весь народ.

Но ведь любому человеку, более-менее осведомленному о событиях 1941—1945 гг. в Крыму, прекрасно известно, что участники «мусульманских комитетов» и других организаций, созданных оккупантами, арестовывались и приговаривались к смертной казни и длительным срокам заключения. И депортация крымскотатарского народа никого из них не освобождала от ответственности, не являлась ни для кого из них индульгенцией.

Депортация же была направлена против существования крымских татар как таковых, и обвинения в предательстве были лишь удобным предлогом, который позволял сделать узниками спецпоселений и бесправной рабочей силой целый народ. И тем, кто осуществлял эту политику, было совсем не важно, что они оставят на грани физического выживания в большинстве своем вполне лояльное советской власти население, и прежде всего семьи тех, кто воевал на фронте и в партизанском лесу. Да и являвшиеся составной частью депортации действия по массовому переименованию населенных пунктов, сносу всех крымскотатарских кладбищ, ликвидации системы образования на крымскотатарском языке демонстрировали четкую и явную цель — уничтожить любые напоминания о присутствии крымских татар в Крыму, создать предпосылки для их ассимиляции среди народов Центральной Азии.

Но эти очевидные истины отнюдь не являются таковыми для огромного числа людей, находящихся под воздействием фейков и дезинформации. Неудивительно, что прочитав очередную книгу или статью, оправдывающую выселение крымских татар, кто-то из них, посчитав себя обладателем исторической истины, будет стремиться тем или иным способом поделиться ею и с окружающими. В некоторой степени жертвами этого потока лжи стали не только ученики учительницы Руденко, но и она сама.

Безусловно, лица, занимающиеся обучением и воспитанием молодого поколения, должны быть более просвещенными и интеллектуальными, чем население страны в среднем. Они должны обладать чувством такта и пониманием того, что, где и как можно говорить. Вместе с тем они живут в том же обществе, что и мы с вами, а значит, могут быть подвержены распространенным в нем заблуждениям. К тому же после известного высказывания одного высокопоставленного лица о том, что тем, кто хочет хорошо зарабатывать, следует идти не в сферу образования, а в бизнес, как-то сложно предъявлять высокие требования к нынешним педагогам.

Государство же пока, с одной стороны, выделяет сотни миллионов рублей для создания мемориального комплекса, посвященного памяти жертв депортации, а с другой — никак не противодействует распространению связанных с историей депортации исторических фейков. Мы не призываем к цензуре или к созданию единственно верной версии истории. Но вместе с тем необходимо бороться с откровенной ложью, не ограничиваясь лишь тематическими уроками в школах к очередному 18 мая, доносить до основной массы населения правдивые сведения. Часто говорят, что история никого и ничему не может научить, но как можно чему-либо научиться, если основывать свое знание на неправде и мифах?

Сейчас общество и государство пассивны в этом вопросе. Конечно, когда кто-то вновь где-то скажет что-то оскорбительное, они отреагируют. Но это борьба со следствиями, а не с причинами.

По поводу 18 мая каждый год произносятся траурные речи и выражаются соболезнования по поводу жертв. Но практически ничего не говорится о причинах депортации, об истинных мотивах, которыми руководствовались ее организаторы. При этом есть основания полагать, что, возможно, опубликованы еще не все документы, которые  могли бы пролить свет на механизм принятия высшим руководством СССР решения о выселении крымских татар, мотивы, которыми Сталин и его окружение в этом вопросе руководствовались. Не поняв причины явления, нельзя считать себя гарантированными от его повторения.

Тем временем маховик дезинформации работает на полную катушку. Весьма примечательной была реакция на историю с Дачновской школой довольно известного в России сетевого издания «Свободная пресса». Автор материала некий Илья Сергеев (возможно, что это псевдоним) выставляет в качестве виноватой стороны крымских татар, по его мнению, национал-радикалы раскручивают масштабную межэтническую провокацию.

Но более занимательны категоричные в своей самоуверенности исторические экскурсы автора: «Ну а ситуация с подробностями минувшей войны на полуострове действительно сложная. Неопровержимый факт, что 3/4 личного состава партизанских соединений Крыма погибли от лютого голода. Причина одна — лесные склады продовольствия были тотально зачищены татарской самообороной, организованной гитлеровцами. Уничтожали буквально каждого, кто пытался выйти за помощью к населенным пунктам».

Вот так легко и безапелляционно крымские татары назначаются главными виновниками разгрома партизанских продовольственных баз. Именно они, а не многочисленные ошибки при запоздалой закладке баз, их маскировке, что проявилось, когда вошедшие в Крым немецкие войска приступили к активным действиям по подавлению партизанского движения. И вот таких публикаций, с апломбом заявляющих о «неопровержимых фактах», в интернете великое множество. И массовый читатель имеет больше шансов ознакомиться именно с ними, чем с работами В. Полякова или А. Неменко – авторов, объективно описывающих реалии германской оккупационной политики и партизанского движения, истинные причины голода в партизанских отрядах зимой 1941—1942 гг.

При этом та же «Свободная пресса» (которая довольно часто публикует весьма ангажированные в отношении крымских татар и обстановки в Крыму материалы) отнюдь не маргинальный ресурс. Весьма примечательно, что должность ее первого замредактора уже много лет занимает известный писатель и политик Захар Прилепин. Сейчас господин Прилепин стал одним из трех сопредседателей партии «Справедливая Россия – Патриоты — За правду» и с весьма высокой вероятностью осенью станет обладателем мандата депутата Госдумы. Такие вот дела.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог