Курс валют USD 0 EUR 0

Золото на голубом – символ, объединяющий нацию

Комментариев: 0
Просмотров: 276

26 июня — День крымскотатарского флага

 

Ровно тридцать лет назад в этот день — 26 июня 1991 года — начала свою работу первая сессия второго Курултая крымскотатарского народа. Это была новая веха в истории народа, возвращающегося на историческую родину. Именно в этот день съезд постановил: «Считать национальным флагом крымскотатарского народа полотнище голубого цвета с изображением в его верхнем углу у древка золотой тамги».

Уже одиннадцатый год не только в Крыму, но и во многих уголках мира в этот день отдают свою дань уважения и признания, организовывая различные акции, автопробеги и флэшмобы. Развеваются небесно-голубые полотнища у домов и зданий, уносятся в лазурную синь  воздушные шары с байраком, молодежь и детвора стараются облачиться в футболки с тамгой на груди. О значении и символе национального флага, его истории газета «Голос Крыма» не раз писала, публиковались переводы статей Османа Акчокраклы «Вопрос знамени» из газеты «Миллет», описывались  результаты экспедиции 1925 года, в ходе которой было собрано 400 различных тамг, систематизированных и описанных  им в научном плане.

Культурная  и национальная самобытность народа, его история, география, политика и религия находят свое отражение на маленьком клочке ткани. Различные исторические события — войны, революции, политические союзы и общественные мнения формируют цвета и символы национальной идентичности.

Флаг, бесспорно, должен воплощать и определять характер нации, — утверждают ученые, занимающиеся наукой о флагах – вексиллологией. Этот термин впервые ввел американский ученый  Уитни Смит в 1958 году в статье «Флаги арабского мира», охватывающей все аспекты научного анализа флагов, он является  также автором 27 книг на вексиллологическую тему.

Международный конгресс вексиллологов — мероприятие, на которое каждые два года собираются ведущие эксперты знаменной символики со всего мира. Председатель сиднейского оргкомитета конференции Ральф Келли считает, что флаги — это объекты искусства. Его личная коллекция включает королевские штандарты немецкого кайзера и персидского шаха. По мнению эксперта, плохой дизайн государственного флага — это попытка уместить на нем как можно больше деталей. Но на самом деле надо выбрать всего один или несколько важнейших символов страны, которую вы пытаетесь представить. Главная черта символики — это простота. Представить все разнообразие национальной культуры на одном куске ткани — очень сложное дело. Это произведение искусства, но в то же время символ должен объединить, — уверен эксперт.

Вернем свои взоры к флагу крымских татар. Вероятно, истоки голубого цвета обоснованы в романе Ленуана Кахуна «Кок санджакъ» (Голубое знамя), переведенном одним из турецких  авторов — Неджимом Асимом эфенди. Во всяком случае, крымские татары сегодня признают голубое знамя своим национальным знаменем, рассуждал в своей статье почти век назад Осман Акчокраклы. «В связи с этим хочу еще отметить. В нашем Бахчисарае, как можно заметить, если кто-то строит новый дом, то часто деревянные детали дома окрашивает в голубой цвет. Со словами: «Мавы боячыкъ не гузель яраша!» («Как красива голубая красочка!»), — татары красят окна, балюстрады, двери. Кто-то потолки красит синькой. Очевидно, что в крови татарской с древности осталось что-то, влекущее к голубому цвету.

В тот момент, когда в Крыму решается вопрос, какой символ выбрать для голубого знамени, бесспорно, нужно выбирать тарак тамгу. Это родовая тамга правителей Крымского ханства, династии Гираев. В самом ханском дворце, в мечети, на старинных гирайских монетах изображена эта тамга.

Неизвестно, фамильная ли это тамга Гираев или же это тамга татар Крыма. Известно, что у каждого татарского рода имелась собственная тамга. Прежде всего клеймом с изображением тамги клеймились спины лошадей татарских и монгольских табунов, чтобы не спутать с чужими лошадьми.

Впоследствии изображения тамги использовались вместо подписей (и вместе с подписями) на различных документах, и сейчас также используются в некоторых случаях родовые тамги».

В прошлом году «ГК» предлагала обсуждению общественности идею установки в столице Крыма памятника Крымскотатарскому флагу, где ежегодно бы проводились значимые общекрымские мероприятия, но увы, идея так и повисла в воздухе. Куда легче и веселее с ветерком прокатиться на авто, размахивая флагом и выставить видео- или фотоотчет об этом в соцсетях.

Стоит гордиться чемпионом Артуром Зиятдиновым,  выходящим на ринг в форме, на которой изображен крымскотатарский символ – тарак тамга. «Тамга —  она известна всем. Людям, кто не знает, что это такое, я объясняю, и они узнают. Таким образом, я даю возможность узнать о нашем народе», – заявил в одном интервью «Крымский лев». Колпак и дизайн своей формы он разработал самостоятельно.

Боксер подчеркивает свою принадлежность к крымским татарам не только атрибутикой, но и своими победами на ринге и благородными поступками на родине.

Артур планирует заработать деньги и построить в Крыму спорткомплекс для бесплатных занятий боксом.

То, что мы назовем знаменем, должно стать символом, возрождающим силу и славу полков, знаком татарской военной мощи, переходить от поколения к поколению, быть знаменем, исторически признанным, — писал сто лет назад А.Баттал.

Золото на голубом – это, наверное, светоч знаний и небесная чистота помыслов,  веками сподвигающих наш народ на ратные и трудовые подвиги. Объединившись под этим знаменем, мы созидаем на родной земле, и вместе с кок санджаком с золотой тарак тамгой передадим ее своим потомкам.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог