Курс валют USD 0 EUR 0

Крымский государственный татарский театр оперы и балета 1937-1938 гг. (опыт создания)

Комментариев: 0
Просмотров: 1 662

Исмет ЗААТОВ, кандидат искусствоведения

В статье на основании данных архивных документов впервые будет предпринята попытка выявить причины и осветить историю создания в тридцатые годы прошлого столетия крымскотатарской национальной оперы и балета в Крыму.

Параллельно с усилением репрессивного аппарата сталинского режима в СССР, возможно, в качестве некой моральной компенсации по отношению к чаяниям творческой интеллигенции входивших в Советский Союз республик, развернулась партийная кампания по созданию национальных театров оперы и балета в столицах союзных и автономных республик. Коснулась эта кампания непосредственно и Крымской Автономной Советской Социалистической Республики.

Согласно установившемуся в СССР порядку, этим процессом в республиках руководили партийные функционеры высокого ранга. В Крыму эта честь выпала на долю второго секретаря Крымского областного комитета ВКП(б) двадцатидевятилетнего уроженца Ялты Сервера Трупчу.

Опыт создания в Симферополе Крымского государственного татарского театра оперы и балета вошел отдельной главой в историю развития крымскотатарского сценического искусства. Днем основания Крымскотатарского театра оперы и балета следует считать дату принятия Советом Народных Комиссаров Крымской АССР постановления за номером 1029 (протокол №16) от 20 июня 1937 года.

Все события, связанные с организацией в национальных республиках национальных опер, происходили планово, в русле решений центральных и местных партийных органов по поднятию уровня культуры среди трудящихся национальных союзных и автономных республик Советского Союза.

Для воссоздания атмосферы развернувшегося в Стране Советов процесса «оперного» строительства, выступившего фоном создания крымскотатарской оперы, восстановим хронику создания национальных опер в некоторых братских с Крымской АССР союзных и автономных республиках Советского Союза.

В 1937 году при Московской консерватории была создана татарская оперная студия, выпускники которой сформировали труппу будущего Казанского оперного театра. Татарский государственный театр оперы и балета был создан в 1939 году, на два года позже Крымскотатарского театра оперы и балета. Открылся он постановкой татарской оперы «Качкын» («Беглец) Н. Жиганова. В 1945 году им был показан первый татарский балет «Шурале» («Леший») Н. Яруллина.

В 1932 году была создана башкирская оперная студия. 14 декабря 1938 года после двух лет подготовки выпускники башкирского курса оперного отделения Московской консерватории, которые составили костяк труппы будущего национального башкирского оперного театра, сыграли премьеру своего дипломного спектакля, оперы на башкирском языке итальянского композитора Джованни Паизиелло «Прекрасная мельничиха». Этот день считается днем рождения Башкирского театра оперы и балета. Через два года, 8 февраля 1940-го, на сцене театра состоялась премьера первой башкирской оперы — «Хакмар» М. Валеева, а через несколько месяцев, в декабре, поставлена национальная опера «Мергэн» А.Эйхенвальда.

В 1929 году в Ташкенте Мухиддином Кари-Якубовым при участии Тамары Петросянц (Тамара-ханум) был создан Узбекский музыкально-драматический театр. Премьера первой узбекской оперы «Буран», поставленной режиссером Эмилем Юнгвальдом-Хилькевичем 11 июня 1939 года, дала толчок к развитию национального музыкального театра, который в этот же день был преобразован в Государственный узбекский театр оперы и балета. В1948 году театр получил название Государственный театр оперы и балета имени Алишера Навои. С 1959 года театр назывался Государственный Академический Театр оперы и балета имени Алишера Навои. В 1966 году он был преобразован в Государственный Академический Большой Театр оперы и балета имени Алишера Навои.

Несомненно, пионерами в деле создания национальной оперы являлись деятели искусств Азербайджана. В 1907 году азербайджанским композитором Узеиром Абдул-Гусейн оглы Гаджибековым была написана первая азербайджанская национальная опера «Лейля и Меджнун» (азерб. , ), явившаяся одновременно и первой оперой в истории искусства тюрко-исламского мира. Сам театр оперы был создан в мае 1920 года Декретом правительства Азербайджанской ССР. На сцене театра шли оперные, балетные, драматические спектакли как на азербайджанском, так и на русском языке, ставились также и оперетты.

В сезоне 1924—1925 гг. балетная и оперная труппы театра были выделены в самостоятельный коллектив. В сезоне 1924 года были поставлены опера «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова, опера «Шах Исмаил» Муслима Магомаева, в 1925 году опера «Ашуг Гариб» Зульфугара Гаджибекова и оперетта «Аршин-мал-алан» Узеира Гаджибекова.

На момент создания Крымского государственного татарского театра оперы и балета на полуострове действовали Крымский государственный татарский драматический театр, Севастопольский городской театр им. Луначарского, Евпаторийский драматический театр им. Пушкина, Крымский государственный театр юного зрителя, Крымский Еврейский колхозный театр (был организован 1 марта 1937 года), Крымский государственный русский драматический театр. Помимо функционировавших вышеперечисленных театров в Управлении по делам искусств Совета Народных Комиссаров Крымской АССР в тот момент обсуждалась тема создания театра оперетты на базе евпаторийского театра и драматических театров в Керчи и Феодосии.

Насколько злободневным являлся вопрос открытия татарского театра оперы и балета в Крыму? С одной стороны, в то время в Крымскотатарском драматическом театре уже существовал музыкальный оркестр и на его сцене, на достаточно неплохом уровне, ставились национальные музыкальные спектакли. Наряду с этим существовало явное желание представителей крымскотатарской интеллигенции, отдельных крымскотатарских творческих работников и артистов иметь свою национальную оперу и балет. С другой стороны, Крымская АССР на тот момент не располагала достаточными для осуществления столь грандиозного творческого проекта материальными, техническими и, самое главное, творческими ресурсами и кадрами. Руководство крымской культуры, в отличие от своих татарских или башкирских коллег, не удосужилось вовремя предусмотреть вопрос о подготовке высокопрофессиональных национальных исполнительских кадров, заключавшийся в открытии оперной студии и специального крымскотатарского курса в главной кузнице вокальных оперных кадров страны — в Московской государственной консерватории. Настроенное в этом деле по-большевистски шапкозакидательски на прорыв, крымское руководство отнеслось к столь значительному и сложному проекту очень поверхностно и несерьезно. Основные надежды в деле создания Крымского татарского театра оперы и балета ошибочно возлагались на не подготовленных к столь высокопрофессиональной творческой работе студентов и выпускников студии при крымскотатарском театре, преобразованной на тот момент в Крымский татарский театральный техникум (училище), а также приглашенных из Москвы, театральных и музыкальных учреждений Крыма специалистов. Помимо всего этого, в консервативных и схоластических кругах крымскотатарского сообщества, рассматривавших в этом деле угрозу разрушения религиозных и народных устоев, продолжала бытовать идея неприятия создания национальной оперы и балеты.

Основным движителем процесса создания Крымского государственного татарского театра оперы и балета тогда стал человек с непростой судьбой, который во время голода 1921-1922 гг. в возрасте 13 лет потерял отца, четверых братьев и сестер, выпускник Института красной профессуры в Москве (1932-1937), направленный в апреле 1937 года на родину, в Крым, на должность второго секретаря обкома партии Сервер Курт Сеит Трупчу (1908 — 17.04.1938). Согласно негласным партийным порядкам, в те годы в национальных республиках, как в союзных, так и автономных, традиционно первыми секретарями обкомов и рескомов партии назначались представители некоренного населения. Вторыми же секретарями этих парторганизаций, как правило, назначались представители титульных национальностей этих советских государственных образований. В основные должностные обязанности вторых секретарей обкомов в первую очередь входила идеологическая работа.

Будучи человеком широчайшей эрудиции, Сервер Трупчу, помимо вопросов подъема национального образования (выпуск учебной литературы, двуязычных словарей, изучение и публикация крымскотатарского литературного наследия), буквально с места в карьер развернул активнейшую деятельность по решению вопросов форсирования развития крымскотатарской культуры. Под его руководством было ускорено строительство здания Крымского государственного татарского драматического театра, которое было начато согласно постановлению Президиума КрымЦИКа от 20 мая 1933 года. Для строительства был отведен участок по Советской улице, возле кинотеатра «Большевик» (бывший «Баян», а ныне им. Т.Шевченко. — И.З.). Особая заслуга Сервера Трупчу принадлежала в деле организации Крымского государственного театра оперы и балета, который благодаря его личному упорству и настойчивости был создан в рекордно короткие сроки. Даже преподаватели Московской консерватории для работы с артистическим составом крымскотатарской оперы приглашались им лично. В апреле 1937 года он только принял дела в обкоме партии, а уже в июне того же года было подготовлено и принято правительственное постановление об организации крымскотатарского оперного театра, текст которого имеет смысл привести полностью.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ.

СНК Крымской АССР.

№ 1029 (протокол №016) от 20 июня 1937 г.

«Об организации в Крыму Государственного Татарского театра оперы и балета»

Сов Нар. Ком. Крым АССР — ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Организовать в Крыму Государственный Татарский театр оперы и балета.
  2. Имеющееся Крымское татарское театральное училище к концу учебного года реорганизовать, подчинив учебные планы училища создающемуся Крымскому Государственному Татарскому театру оперы и балета.

Учащихся театрального и балетного отделений училища, имеющих данные для работы во вновь создающемся Крымском Государственном Татарском театре оперы и балета, передать последнему.

  1. Предложить НКФ Крыма тов. Байбулатову имеющиеся ассигнования на оперу «Арзы-Кыз» в сумме 42 т.р. переключить на финансирование организационных расходов и кроме того выделить 200 т.р. в процессе исполнения бюджета на это мероприятие.
  2. Поручить Наркомфину Крыма тов. Байбулатову изыскать необходимое количество музыкальных инструментов для Крымского Государственного татарского театра оперы и балета из госфонда.

Председатель СНК Крыма – пдп — (А.Самединов).

Управделами СНК Крыма – пдп — (Лоссовский).

Одним из соратников Сервера Трупчу в деле организации крымскотатарской оперы выступил племянник супруги А.Чехова, актрисы О.Книппер-Чеховой, известный московский композитор и одновременно агент НКВД Лев Книппер. Возможно, их знакомство состоялось в годы учебы С.Трупчу в Москве, где с 1936 года Л.Книппер работал руководителем музыкальной части Театра народов Востока. О деятельности Л.Книппера по организации крымскотатарского оперного театра в изданной на сегодня литературе, к сожалению, какие-либо сведения отсутствуют. В биографической литературе упоминается завоевание Л.Книппером звания чемпиона Крыма по теннису в 1937 году. В фондах архива Крыма хранятся материалы с упоминаниями его имени и фамилии в контексте эпизодов, связанных с рассматриваемой в данной работе тематики. Следует отметить, что в биографии композитора творческое сотрудничество в области музыкального искусства восточных народов занимает особое место. Им были записаны сотни образцов курдской, таджикской, бурятской, туркменской, киргизской, ассирийской народной музыки. В 1948 году он написал музыку к бурятской опере «На Байкал».

Под размещение крымскотатарского оперного театра было выделено помещение в центре Симферополя, по адресу: улица Желябова, №17. По всей видимости, подготовка к созданию в Симферополе оперного театра началась еще в конце 1935 года. Об этом свидетельствует данное официальное обращение главы Крымской АССР, Председателя Совета Народных Комиссаров республики Ильяса Тархана к Председателю Азербайджанской ССР Рахманову:

№Р-234 от 16 сентября 1935 г. в СОВНАРКОМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СНК – тов. РАХМАНОВУ.

УВАЖАЕМЫЙ тов. РАХМАНОВ.

Тов. РЕФАТОВ Асан работает в Азербайджанском Радиокомитете и консерватории, Крымский композитор по нашей просьбе изъявил желание перейти для работы в Крымскую республику.

Ввиду начала сезона работ, как в театре, так и в учебных заведениях, прошу Вас оказать содействие и не препятствовать в освобождении тов. РЕФАТОВА от занимаемых им работ.

Председатель ЦИК Крым АССР — подпись — /ТАРХАН/. (Орфография и стиль оригинала сохранены. — И.З.)

 

Речь в письме крымского руководителя шла о крымскотатарском композиторе Асане Рефатове (1902 — 1938). Родившийся в музыкальной семье бахчисарайского учителя Мамута Рефатова, Асан явился автором первой национальной оперы, написанной по мотивам одноименного крымскотатарского народного эпоса «Чора-Батыр» (премьера состоялась 23.09.1923 г. на сцене Клуба красноармейцев в Симферополе). Внес он также определенный вклад и в развитие музыкального искусства Азербайджана. Его учениками были Кара Караев, Тофик Сеид и другие выдающиеся азербайджанские композиторы. Он написал ряд серьезных крупных музыкальных произведений для азербайджанской сцены, в том числе оперу «Гяве». В 1934 году А. Рефатов стал первым председателем созданного в Баку Союза композиторов Азербайджанской ССР. Судя по тому, что в хронике культурной жизни Крымской АССР за 1936 год говорится, что композитор А. Рефатов закончил «Татарский марш» для симфонического оркестра и готовит к своему отчетному концерту классическое произведение «Сюита на крымские темы». В это же время за очень короткий срок он пишет музыку к спектаклям Юсуфа Болата «Той девам эте» («Свадьба продолжается»), Эльтона «Насреддин оджа» («Ходжа Насреддин» и Ильяса Тархана «Уджум» («Атака»). Судя по этому послужному списку, можно сделать вывод о том, что в 1936 году он уже вернулся в Крым. На это также указывает и год открытия в Симферополе музыкального техникума (училища) — 1936-й, в который он был приглашен и дал согласие преподавать теоретические дисциплины. Можно также предположить, что в это время композитор уже начал работу над заказанной ему правительством Крымреспублики оперой «Арзы къыз» («Девушка Арзы») для создаваемого крымскотатарского оперного театра. Во всяком случае об этом можно косвенно сделать вывод из пункта №3 вышеуказанного текста постановления правительства Крыма о создании Крымского государственного татарского театра оперы и балета. В этом пункте наркому финансов Крымской АССР тов. Байбулатову поручается имеющиеся ассигнования (по-видимому, ранее выделенные на написание данной оперы. — И.З.) на оперу «Арзы-Кыз» в сумме 42 т.р. переключить на финансирование организационных расходов, связанных с открытием крымскотатарского оперного театра. О том, что он работает над написанием оперы «Арзы къыз» и планирует ее закончить к 20-летию Октябрьской революции, говорил сам композитор в своем докладе на отчетном собрании 24 апреля 1937 года в музыкальном техникуме. Дождаться выхода правительственного постановления о создания оперного театра Асану Рефатову не хватило 52 дней. Его арестовали 28 апреля 1937 года в номере гостиницы, в которой он все это время проживал. Был реабилитирован 10.10.1957 года. В справке о его реабилитации указано, что композитор умер в 1938 году в заключении. Можно допустить мысль, что организм композитора не выдержал тяжести пыток.

Начиная с 1931 года, республикой руководил выходец из южнобережного крымскотатарского села Корбек (ныне с.Изобильное) Ильяс Тархан (1900 — 17.04.1938.). Выпускник Зынджырлы медресе, член партии большевиков с 1919 года, участник партизанского движения против белых в Крыму и коммунистического подполья в Турции. С 1921 по 1925 годы руководил комсомолом и молодежной газетой «Яш къувет» («Молодая сила»). Несмотря на занятость, И.Тархан, будучи талантливым литератором и драматургом, все свободное от основной деятельности время посвящал драматургии и театральному делу в Крыму. В 1933 году он явился инициатором начала строительства отдельного здания Крымского государственного татарского драматического театра. В 1934 году был избран председателем Союза писателей Крыма. И. Тархан является автором известных драматургических произведений, пьес «Уджюм» («Атака») (1932) и «Москва айта» («Говорит Москва») (1934). Его пьесы ставились как в Крыму, так и в Москве, Ташкенте и других городах Советского Союза. С первых дней своей работы руководителем республики Тархан активно включился в строительство национального театрального дела в Крыму. Принятие решения об открытии в Крыму оперного театра проходило при его непосредственном контроле и, вероятно, по его личной инициативе. Сервер Трупчу только появился в Крыму, как и Председатель Совета Народных Комиссаров Крымской АССР Абдуреим Самединов, по распоряжению которого было подготовлено постановление о создании в Крыму оперного театра, и все остальные участники дела создания крымской оперы выполняли волю Ильяса Тархана.

И

Ильяс Тархан

 

Ильясу Тархану повезло больше, нежели Асану Рефатову. Ему удалось увидеть первые творческие шаги Крымского государственного татарского театра оперы и балета. Его арестовали через 79 дней после принятия вышеуказанного постановления — 8 сентября 1937 года. Осужден выездной сессией Военной коллегии Верховного Суда СССР 17 апреля 1938 года к расстрелу. Виновным себя ни в чем не признал. Казнен в тот же день. Реабилитирован 24 ноября 1956 года.

Сервера Курт Сеита Трупчу, непосредственно руководившего процессом создания оперного театра в Крыму, арестовали через два месяца с небольшим после ареста Тархана — 23 ноября 1937 года. Расстрелян был он в один день со своим идейным руководителем — 17 апреля 1938 года. Был реабилитирован за отсутствием состава преступления 22 марта 1958 года. В марте 1938 года был арестован подписавший постановление о создании оперного театра уроженец южнобережного крымскотатарского села Лимена, Председатель Совета Народных Комиссаров Крымской АССР с 1931-го по 1937 годы Абдуреим Абдураман Самединов (1900 — 17.04.1938). К смертной казни его приговорили в тот же день, что и его товарищей, — 17 апреля 1938 года. В тот же день его вместе с 40 другими представителями крымскотатарской интеллигенции расстреляли.

Крымский государственный татарский театр оперы и балета приступил к организационной деятельности 1 июля 1937-го. Свою профессионально-творческую работу оперный театр начал 5 сентября 1937 года. По причине отказа Л.Книппера в последний момент возглавить театр временно исполняющими должности директора и художественного руководителя театра были назначены соответственно Томский и Резник. Юридический адрес оперного театра: г. Симферополь, улица Горького, 10/15. Об артистическом составе и о том, как протекал учебный и творческий процесс во вновь созданном крымскотатарском оперном театре, речь пойдет в последующих статьях.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог