Курс валют USD 0 EUR 0

К вопросу о названии и самоназвании крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 443

Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук

(Окончание. Начало в №36—37)

Крымские и не крымские татары

В Бавлинском районе Татарстана есть село Бахчисарай. Случайное совпадение? А село Крым-сарай? Тоже?

В нескольких районах Татарстана (Арском, Атнинском и др., так называемом Заказанье) к женщинам, старшим по возрасту, обращаются «апчы»/«апче», в то время как общепринятым у поволжских татар является «апа». В Буинском районе, на границе с Чувашией, и в самой Чувашии, в татарских селах Атабай, Анкаба, Исаек, Аксу обращаются «аптий» (вообще, более чем в 30 селах). А у крымских татар общепринято – «апте» (апче в говорах тоже встречается). А у крымских татар «апа» говорят в Алуште и Ялте, самом что ни на есть Ялыбое, греко-гото-генуэзском средоточии («Готская капитания», выражаясь средневековым языком)! Там же и в части Бахчисарайского района – «ака», совсем как узбеки (часть которых тоже выходцы из Золотой Орды) и некоторые ногайцы.

А, может, все проще? И нет непроходимой межэтнической стены, как внутри групп самих крымских татар, так и между крымскими и не крымскими татарами? Ее никогда не было. Ее именно сейчас у нас на глазах пытаются выстроить! И для чего? Чтобы всю ахинею, которую несли наши неприятели про крымских татар/татар раньше, теперь переписали и начали говорить про «крымцев»! Возможно, кто-то расценит это как достижение.

Еще раз об авторитетах

Исмаил Гаспринский был женат, и женат по любви, на Зухре Акчуриной из рода казанских мурз. От ее отца Юсуфа Акчуры он получал и моральную и финансовую поддержку для своей просветительской деятельности, которую, кстати, также не считал исключительно крымскотатарским делом. Да и свой народ он считал и называл татарами, отнюдь не крымами.

«…Мы желаем лишь указать теперь на тот факт, что уже ныне в руках России находится до десяти миллионов тюрко-татарского племени, исповедующих одну и ту же религию, говорящих наречиями одного и того же языка и имеющих один и тот же социально-общественный быт, одни и те же традиции.

Племя это разбросано на громадных пространствах Европейской и Азиатской России и во многих местах смешано с русским или иным населением. Однако, имея особые и прочные религиозно-бытовые условия жизни, оно представляется нам довольно крупной единицей среди народностей нашего обширного отечества, и судьбы ее заслуживают, мне кажется, серьезного внимания общества и государства…

…между тем как современное состояние каких-нибудь бахчисарайцев, казанцев, касимовцев и прочих представляет нам материальную и умственную картину времен Иоанна Грозного, Ермака и Чобан-Гирея, с затхлой атмосферой неподвижности и застоя?

Если действительно в этом смысле мы, татары, сколько-нибудь были полезны Руси, то «долг платежом красен»…

Так, например, на эмиграцию крымских татар правительство, а за ним и местная администрация, не имели ясного определенного взгляда, так что эмиграция эта то поощрялась как желательное явление, то задерживалась как явление вредное…

Например, вводится всеобщая воинская повинность. Крымцы впервые призываются к воинской службе, но никто не позаботился дать населению точные понятия о предстоящей обязанности, и вот стоустая молва, нередко исходившая из грязных, низменных источников, оповестила татар, что до сорокалетнего возраста все будут взяты в солдаты и разосланы по России. Понятно, татары всполошились, и нужна была значительная доля терпения, времени, опыта и уступок, чтобы успокоить население и избежать легко возможных разорений и несчастий…

Я решительно не понимаю, что может мешать введению татарского языка в школе…».

Следует ли понимать, что И. Гаспринский сосчитал столько крымских татар/крымцев? Или наоборот крымских татар/крымцев из них вычел и поставил особняком? Думаю, очевидно, что он говорит практически о всех тюрках России, и уж точно о всех татарах-мусульманах, включая крымских.

Привлекает также внимание выражение «современное состояние каких-нибудь бахчисарайцев, казанцев, касимовцев и прочих». Если следовать логике сторонников переименования, Гаспринский обозначил здесь еще три нации. Среди них бахчисарайцы/«бахчисарайлы», не так ли? К слову, и крымцев он также (единственный раз во всем произведении) упомянул: «Крымцы впервые призываются к воинской службе … и вот стоустая молва, нередко исходившая из грязных, низменных источников, оповестила татар… Понятно, татары всполошились». Призывают «крымцев», по логике антитатаристов  – отдельную нацию, не просто жителей Крыма, а всполошились «татары». Почему? А про крымских татар И. Гаспринский и «понятия не имел», зато про них знало правительство: «на эмиграцию крымских татар правительство, а за ним и местная администрация, не имело ясного определенного взгляда».

Следует ли допустить, что Бекир Чобан-заде, профессор Будапештского и Бакинского университетов, не говоря уже о прочих его титулах, был настолько некомпетентен в познаниях истории и языка, что из-за своего невежества писал в своих стихах в 1919 году:

«Татар тюгюльмен!..» дегенлерге

…«Биз татар тюгюльмиз!», – дий бугунь дёнме,

Эльбетте, тюгюльсинъ, ай, байгьуш коле…

Сен бугунь ойталыкъ, ыргъатсынъ, чобан!

«Татарман!» – десенъ де, табылмаз инангъан…

Сенинь бу инкярынъ къоркъудан келе…

«Мен татар тюгюльмен!» – Явропа куле…

… «Татарман!» – дер эдинъ, кокрегинъ тюйип,

«Татарман!» – дер эдинъ озь тилинъ сюйип…

Сен татар тюгюльсинъ, согьушта болмай,

Бир Баты чыгъып да, къамчысын алмай…

Татарсынъ той болса, тадж, тахт турса,

Бир Дженгиз къопып да, аягъын урса…

Согъуштан бурунда эр сёзю инкяр,

Согьушлар биткен сонъ алайы татар…

* * *

Къабышкъан бетинъде болмаса эски

Батырлар союнынъ ал къаны, сюеги…

Базы бир сёзюнъде болмаса изи,

Бурунгъы джигитлер дуйгъусы, сеси…

Ошасанъ бутюнлей душмангъа, джавгьа,

Ич тюшкюн корьмесем къылычкъа, аткъа…

Сенинъмен дер эдим мен де: «Джокъ татар!

Батыман, Дженгизмен комюльди барабар…

31 канун-ы эввель (декабрь), 1919, Будапешт.

Не менее показательно втягивание в этот парад алогизмов имени Номана Челебиджихана. Политическое кредо Номана Челебиджихана было: «Крым для крымцев!».

«26 ноября 1917 года торжественная обстановка витала в атмосфере всего Бахчисарая… Курултай был открыт пламенной речью лидера крымскотатарского народа, председателя Центрального Исполнительного Комитета Мусульман Крыма, муфтия Крыма Номана Челебиджихана…

Уважаемые делегаты, живущие на Крымском полуострове, татарская нация в своей политической жизни выдвинула вас взять это священное право. Татарская нация, признавая равноправие всех людей, на Курултае наряду со знаменами других наций ввысь подняла и свой национальный флаг, и, начиная с сегодняшнего дня, будет строить свою жизнь на основе законов, исходящих из Конституции…».

Далее в своей речи Номан Челебиджихан осудил Октябрьский переворот в Петрограде и призывал к созданию на полуострове многонациональной демократической республики, выдвигая лозунг «Крым для крымцев» независимо от национальной принадлежности. Речь Челебиджихана была воспринята с большим воодушевлением. В этот день пришли поздравить крымскотатарский народ и выступить с приветственными речами представители других национальностей, проживающих в Крыму». Его лозунг «Крым для крымцев» подразумевал «крымцев» только в том смысле, в каком они и могут существовать – жители Крыма, независимо от национальности. Следующим планируемым этапом должно было стать Учредительное собрание в Крыму, когда будущая республика должна была создать формы сосуществования и взаимодействия между всеми крымчанами, обеспечивая их права. Большевистская бойня сорвала этот процесс. И уж тут антитатаристы осознанно и преднамеренно подменяют понятия. Крымскотатарский, если хотите – татарский патриот Челебиджихан записывается в ряды «крымлыйцев»!

Практические последствия лингвистических недоразумений

Если мы и впрямь намерены возрождать свой язык и пользоваться им для общения как между собой, так и с близкородственными тюркоязычными народами, то мы должны давать себе отчет, чего собираемся или, точнее, чего мы на самом деле достигнем такой заменой. У волжских татар, например, также говорят «казанлыйым», «ураллыйым», что никак не указывает на этническую принадлежность. Например, «казанлы» может быть и татарин, и башкир, и чуваш, причем и звучать это будет одинаково.

Если защищать самобытность крымскотатарского народа означает растворить его среди других этнических групп, проживающих в Крыму, – то это, и правда, самый удачный путь!

«Къырымлы» по-английски будет «Crimean» или во множественном числе «Crimeans», так как переводится и «крымцы», и «крымчане». Причем в англоязычных документах – и официальных, и в прессе – это выражение уже вовсю  используется именно для обозначения всего современного населения Крыма безотносительно к его национальности. Возьмет ли некто на себя обязанность растолковывать всем и каждому, черпающему информацию о Крыме из англоязычных источников, разницу между «Crimean» – «крымлы» и «Crimean» – крымчанами? Несмотря на малочисленность крымскотатарского народа, его политический и интеллектуальный потенциал, его упорная борьба за права человека уже завоевали признание в международном сообществе. Утверждение «Мир знает нас не более чем татар: сибирских, гурьевских и любых других», ну просто не соответствует действительности и рассчитано на тех, кто ничего не читает. Только за последний год, начиная с подразделений и должностных лиц ООН и заканчивая известнейшими правозащитными организациями, вышли десятки отчетов, упоминающих положение крымских татар, не говоря о сотнях аудио-, видео— и газетных публикаций. Одних сайтов, специально посвященных крымскотатарской проблематике, несколько десятков на разных языках. С другой стороны, последняя моя попытка прогуглить слово «Crimean» дала 7270000 результатов за 0,33 секунды. Выбрать из них крымцев, крымчан и даже крымских татар вряд ли легко и просто. В то же время выражение Crimean Tatars дало 441000 результатов за 0,28 секунды. Нужно ли считать, что это мало и мир не знает крымских татар? Сибирским, гурьевским, касимовским и любым другим везет куда меньше.

Крымлыйство уже десятилетиями раскалывает крымскотатарский народ. Абсолютно надуманный спор о самоназвании рвет народ на тех, кто «крымские татары», и тех, кто «крымлы». Если кто-то думает, что этим дело закончится, предполагаю, что это не так. Дальше пойдут те, кто уже обозначились на фоне этого абсурда: тевтонцы, гунны, половцы, скифы, сарматы, а там уже и генуэзцы, византийцы, эллины, тавры. Да хватит и противостояния между ногаями и татами – раскол крымских татар и конец единой нации станут реальностью.

Чтобы избежать такой перспективы, основанной большей частью на недостатке научно верифицированной информации, следует:

  1. Ввести данную проблему в сферу внимания академического сообщества.
  2. Продолжить исследование этой проблемы методами всего комплекса исторических наук, в том числе провести ряд конференций и круглых столов с участием специалистов разного профиля: археологов, лингвистов, этнологов, этнографов, литературоведов, историографов и т. д.
  3. Активнее популяризовать результаты исследований в средствах массовой информации и социальных сетях, учитывая высокий общественный интерес и возможные последствия бытующих или искусственно насаждаемых заблуждений в этой сфере.
(Публикуется в сокращении.)

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог