Курс валют USD 0 EUR 0

Хан Джелаледдин и татары в Грюнвальдской битве

Комментариев: 0
Просмотров: 481

Селим ХАЗБИЕВИЧ

Журнал «Крымское историческое обозрение», №1, 2021 г.

(Окончание. Начало в №5)

Но осветим политическую ситуацию в то время в татарских государствах. Вам следует начать все сначала. Еще при жизни Чингисхан создал район государства, который передал своему старшему сыну Джучи. К последнему некоторые исследователи относят смерть Джучи, произошедшую при жизни Чингисхана. Он должен был осудить своего сына за нарушение его послушания и попытку проводить свою собственную политику. Земли Джучи, или по-татарски Улус Джучи, охватывали территории от Дуная до Аральского моря, от Кавказа до Западной Сибири, от Крыма до Белого моря, степи нынешнего Казахстана, Северного Азербайджана и Дагестана. Это была огромная малонаселенная территория, управляемая правителями, носившими ханский титул. Формально правители этого государства зависели от великого хана, проживавшего в Монголии. Однако вскоре, в результате феодальных процессов разделения после смерти Чингисхана, государство начало приходить в упадок.

Помимо Улусa Джучи, были отделены другие улусы отдельных сыновей Чингисхана. Было четыре сына, которые унаследовали наследство от своего отца. Помимо Джучи, еще одним был Чагатай, соавтор ясы монгольского племенного права. Его владения охватили примерно территорию Средней Азии. Государство просуществовало до XV века, времени завоеваний Тамерлана, который был правителем и главнокомандующим, но не номинальным правителем, потому что он не был потомком Чингисхана.

Следующим был Угедей, избранный преемником Чингисхана в качестве Великого хана на съезде князей в 1229 году. Его сыном и наследником, в свою очередь, был Гуюк, после чего линия Угедея перестала играть какую-либо роль.

Младший сын Толуй в соответствии с принципом наследования среди кочевников унаследовал Монголию, то есть владения отца, потому что в этой системе младший был главным наследником империи. Его сыновья Мангу и Хубилай стали великими ханами. Хубилай также провозгласил себя императором Китая и основал династию Хуан, которая правила Китаем в течение следующего столетия. Именно в этот период Китай поработил Тибет, признав суверенитет великих ханов и императоров Китая. Внук Чингисхана, сын Толуя, Хулагу завоевал Иран и Хорезм, создав монголо-иранское государство. Онo просуществовало до XV века, ведя кровавые братоубийственные войны с Золотой Ордой. Сама Золотая Орда была разделена на две части еще в четырнадцатом веке. Восточная, включавшая территории Западной Сибири, левобережные прикаспийские степи низовий Волги, территорию между Каспийским и Аральским морями, северный Азербайджан и Дагестан, а также степи Казахстана, —  называлась Белой Ордой (татарский – Ак Орда). Остальная территория была известна как Синяя Орда (Гок Орда). Уже в четырнадцатом веке территория Синей Орды считалась государством Золотой Орды, тогда как Белая Орда практически отпала, и эти земли больше не входили в состав уменьшенной Золотой Орды. Страна претерпела социальные, религиозные, экономические и этнические преобразования, так что в XV веке бывший улус Джучи был лишь символической точкой отсчета.

Преемником Джучи и фактическим создателем государства Золотой Орды был его сын и внук Чингисхана, Батый-хан, правивший в 1227–1255 годах. В течение следующих двух лет после смерти Батыя, в 1255–1256 годах, внезапно скончались Сартак и Улагчи. К власти пришел Берке-хан, правление которого стало началом исламизации Золотой Орды. Однако оно не было полным и законченным, ислам был принят в принципе ханом и его двором. Преемники Берке, Менгу-Тимур (1267–1280), Туда Менгу (1280–1287), Тула Буга (1287–1290) и Тохта (1290–1312) были шаманистами, как и их предки и сам Чингисхан. Реисламизация государства началась во время правления следующего правителя Узбек-хана (1312–1341), а затем достигла неизвестной интенсивности. Его правление можно считать апогеем могущества государства и одновременно началом его конца. Двое из его преемников — Тинибег (1341 г.) и Джанибек (1341–1357 гг.), правившие менее года, являются последними правителями Золотой Орды.

После смерти Джанибека государство оказалось в периоде полного хаоса внутренней борьбы за власть, что привело к полной анархии и практическому распаду государства. К власти на этой территории пришел правитель Белой Орды Тохтамыш, последний по старому стилю хан ныне неполного Улуса Джучи. Он пришел к власти в 1380 году благодаря помощи Тамерлана, эмира Улуса Чагатая, основателя империи в Центральной Азии, которая рухнула вскоре после его смерти в начале XV века. Тохтамыш, став ханом Золотой Орды, нечаянно начал войну за Азербайджан со своим бывшим покровителем. Бои происходили в 1389–1395 годах и закончились полным поражением Тохтамыша и разгромом Золотой Орды. Она не оправилась от этого поражения на протяжении всего XV века и все больше и больше подвергалась политической эрозии, только чтобы прекратить свое существование в 1502 году. Тохтамыш, как я уже упоминал, обратился за помощью к Витаутасу, который и дал ему ее. Как пишет Ян Тышкевич, у Тохтамыша было больше всего сторонников в Белой Орде и Волжской Булгарии, в среднем течении Волги, и татары, пришедшие с ним в Литву, могли происходить именно из этих мест. Витаутас пожертвовал на нужды Тохтамыша и его команды замок в Лиде, где он останавливался в 1396–1399 гг.

Тимур-Кутлуг был возведен на трон Золотой Орды Тамерланом. В свою очередь Витольд дважды организовывал военные экспедиции на татарские земли. Первая произошла в 1397 году и достигла Юго-Восточного Крыма, недалеко от Каффы. Эта экспедиция связана с заявлением о переселении караимского населения в Литву, которое Витовт захватит во время экспедиции. Это еще один основополагающий миф о караимском меньшинстве в Польше и Литве. Второй поход состоялся в 1398 году, и литовское войско и воины Тохтамыша, поддержавшие его, вернулись в Крым, разграбив города Керич и Мангуп. Согласно рассказу Яна Длугоша, эта экспедиция привела к занятию основного лагеря на реке Дон, названного «Орда», и в результате большое количество кочевников вместе с их семьями и стадами были похищены в Литву.

Об упомянутой «Орде» стоит сказать несколько слов. Что ж, в те времена название «Орда» означало главный шатер великого хана, который был символом власти. Захват шатра был равносилен захвату символа власти, столь важного в средние века. Термин «орда» также означал место, где стоял «тронный шатер», то есть место, где находился правитель. Со временем термин «орда» стал обозначать и родовой организм степных кочевников. «Орда» означала не столько территорию, сколько людей, воинов, их семьи и владения под властью хана. Именно в этом смысле Длугош писал об «Орде». Витовт предпринял очередную экспедицию в татарские степи, стремясь восстановить на престоле Тохтамыша и тем самым обеспечить себе огромное политическое влияние в Золотой Орде. Во время этой экспедиции его также сопровождали польские рыцари и тевтонские рыцари. 12 августа 1399 года Витольд потерпел ужасное поражение на реке Ворскла. Хан Тимур-Кутлуг затягивал развязывание битвы, делая вид, что ведет мирные переговоры, и ожидая своего помощника, а точнее защитника, эмира Оэджея, который фактически правил Золотой Ордой. Прибыв с остальной армией, он нанес поражение, которое надолго разрушило политические планы Витовта на востоке.

Тохтамыш бежал в Поволжье, где рассчитывал снова поднять боевые сапоги и захватить трон. Однако в 1407 году он потерпел поражение и был убит. Его сыновья, и особенно Джелаледдин, заключили политическое соглашение с Витаутасом, как и их отец, согласно которому великий князь литовский должен был помочь им в восстановлении власти в Золотой Орде. В результате этого соглашения отряд Джелаледдина оказался в польсколитовской армии у Грюнвальда.

В год окончания польско-тевтонской войны, т. е. в 1411 году, Джелаледдин вернулся в Золотую Орду, где после внутренних противостояний ему удалось ненадолго стать ханом в 1412 году. В том же году он был свергнут собственным братом вместе с эмиром Эдитом. Третий сын Тохтамыша, по имени Вефсабула, остался в Литве и на рубеже 1412/13 гг. был провозглашен своими сторонниками ханом. Он и его воины участвовали в другой польско-тевтонской войне в 1414 году, сжигая замок в Плементахе рядом с Радзынь Хелминьским, о чем свидетельствуют, среди прочего, археологические находки: наконечники стрел.

По словам Станислава Крычинского, ссылаясь на немецкого историка Августа Коцебу, который описал этот факт в опубликованной в Риге в 1808 году работе под названием «Древняя история Пруссии», великий магистр Ульрик фон Юнгинген погиб от рук татарских воинов. Согласно тому же сообщению, в тот момент, когда великий магистр, утомленный битвой, подъехал на холм и поднял забрало шлема, чтобы перевести дух, его обнаженная шея была пронзена «татарским гауптманом» по имени Баградин (Бахадур-эд Дин). Следует отметить, что это одна из версий, которую подверг сомнению выдающийся польский историк Тадеуш Корзон.

Станислав Крычинский также цитирует собственные предания литовских татар о Грюнвальдской битве. Крычинский рассматривает эти традиции как второстепенные и связанные с воспоминаниями о его чтении. Согласно одной из таких легенд, тевтонские рыцари использовали магию в своих битвах с литовцами, и поэтому долгое время были непобедимы. Только когда литовские князья призвали на помощь татар, своей магической силой они вызвали страх у немецких рыцарей, которые говорили: «Турка и меч не береть». Здесь Крычинский вспоминает о вере в так называемых «характерников», неуязвимых к пулям. Другая версия легенды связывает победу Грюнвальда с тактикой татар: бросать арканы в закованных в железо рыцарей ордена и стаскивать их с лошадей. После такого падения они уже не могли встать.

После разгрома ордена при Грюнвальде татары в составе литовской армии разорили Пруссию, подошли к Мальборку, обогнули Ногат и Вислу и совершили набеги до Гданьска. В 1558 г. в трактате под названием Рисале-и-Татар-и-Лех (Отчет о польских татарах) анонимный литовский татарин, вероятно, Челеби Мурзич, татарский кади (судья) в Великом княжестве Литовском и имам (священнослужитель) мечети в Довбуцишках, написанном по просьбе турецкого султана Селима II, который хотел знать положение своих единоверцев в Речи Посполитой, сообщил: «Но большинство (татар) поселились здесь (в Литве) во времена эмира Тимура. Король Лааха попросил у него подкрепление против своих врагов, и в результате эмир послал несколько тысяч своих отважных войск, и когда они одержали победу, по просьбе короля они остались в его поместьях, осыпанные величайшими знаками милости монарха, такими как: земельные владения, восхитительные куртки и богатство. Имя этого царя, который якобы был колонной, поддерживающей ислам в странах гиаура, – Ваттад (Витовт), и его память сохранилась до наших времен».

Тевтонские рыцари воспользовались присутствием татарских войск в Грюнвальде для проведения антипольской пропаганды. Уже в 1409 году отчеты монастырских чиновников сообщили великому магистру Ульрику фон Юнгингену о присутствии татарских войск в литовской армии князя Витольда. А присутствие татар в Грюнвальде, тевтонских рыцарей, как я уже упоминал, было склонно преувеличивать, давая количество воинов тридцать  тысяч. После поражения Грюнвальда они разослали письма правителям и епископам Западной Европы, обвиняя Ягайло и Витовта в антихристианских настроениях и ложном обращении, о чем свидетельствует присутствие «языческих» татар в борьбе против христианского строя.

Поселение татар на землях Великого княжества Литовского развивалось с XV по XVI века, до конца династии Ягеллонов. XVII и XVIII века мало способствовали основному государству колонизации татар в Великом княжестве Литовском и Польской короне. Лишь поселение на Волыни и Подолии в XVII веке немного изменило эту картину.

Подводя итоги, следует констатировать, что точно установить, сколько татарских воинов сражалось при Грюнвальде, невозможно. Это были и войска Джелаледдина, и войска татар, уже обосновавшихся в Литве. Их количество можно оценить от одной до трех тысяч. Принимая во внимание фактические пропорции численности польской, литовской и тевтонской армии в то время, я не думаю, что количество в три тысячи человек считалось небольшим. Это было бы чуть больше десятой части всей польско-литовской армии.

Как бы то ни было, в праздновании 600-летия битвы должны быть некоторые татарские акценты, потому что, по словам Длугоша, татары были первыми, кто нанес удар в этом сражении, и первыми приняли на себя контратаку тевтонских рыцарей. Пусть сохранится память о них по случаю празднования победы при Грюнвальде.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог