Курс валют USD 0 EUR 0

Эволюция власти, или Тернистый путь к государственности

Комментариев: 0
Просмотров: 629

Эльдар Сеитбекиров, «ГК»

Находясь в маленьком помещении читального зала второго корпуса Крымского архива, держу тоненькое дело «Протоколы заседаний Мусульманского бюро при обкоме партии…». Несколько листков раскрывают довольно интересные страницы нашей истории, показывают борьбу крымских татар за свою государственность. Автономия 1921 года не просто была дарована сверху, за нее в годы гражданской войны крымскотатарский народ заплатил кровью.

Крымские татары с большим энтузиазмом восприняли Февральскую революцию 1917 года, свергшую самодержавие и подавшую народам империи надежду на национальное возрождение. Крымскотатарское национальное движение за 1917 год, по оценке некоторых исследователей, прошло три этапа своего развития: борьба за 1. Национально— культурную автономию; 2. Территориальную автономию как субъект федерации; 3. Суверенную Крымскую демократическую республику. Причем начало перехода к третьему этапу ознаменовалось после прихода к власти большевиков в Петрограде.

Крымскотатарское национальное движение, налаживая контакты, шло в ногу с национально— демократическими движениями других народов, в том числе и русским. Но в то же время оно отмежевалось от кадетов справа и большевиков слева. Когда вооруженный конфликт с большевиками в Крыму стал неизбежен, единственной организованной силой, пытавшейся им противостоять, были Курултай и русское офицерство, сконцентрированное в Штабе крымских войск. Другие политические игроки в основном заняли выжидательную позицию. Например, как отмечает советский исследователь М. Бунегин, на заседании меньшевиков 8 января обсуждался вопрос о настроении Крымского штаба в связи с разгромом Учредительного собрания. «Нужно выйти немедленно из состава Совета народных представителей (Краевой орган власти. – Э.С.) ввиду готовящейся гражданской войны. Совет представителей, очевидно, идет за штабом, который предпринимает подавление вооруженной рукой части пролетариата, идущей за большевиками. Если это так, то нашим товарищам нельзя оставаться в Совете народных представителей, для нас может быть приемлемой только словесная идейная борьба с большевиками».

В печати начали стимулироваться антикрымскотатарские настроения, поэтому вооруженный конфликт воспринимался и как межнациональный, завершившийся разгромом антибольшевистской коалиции, убийством Номана Челебиджихана, офицеров и рядовых эскадронцев.

Пришедшая власть провозгласила в Крыму Советскую Социалистическую Республику Тавриды, правительство которой от начала и до конца оставалось глухим к крымскотатарскому населению. Проводимые репрессии только увеличивали пропасть между ними. Когда же через несколько месяцев большевистская власть пала, а правительство попыталось спастись бегством, оно было схвачено крымскими татарами и частично ликвидировано. Этот урок в последующем был полностью усвоен большевиками, и второй приход советской власти на полуостров в 1919 году имел уже совершенно иную картину. К тому времени Курултай раскололся, из него выделилась левая часть, пополнившая ряды коммунистов. Начавшаяся процедура формирования власти уже не обходилась без крымских татар. Обнаруженные документы – тому подтверждение. Чтобы читатель мог сам проследить динамику развития событий и сделать выводы, мы их публикуем полностью.

Постановления,

Вынесенные на заседании Мусульманского бюро при Крымском областном комитете большевиков— коммунистов 18 апреля 1919 г.

Присутствовали: товарищи Мустафа Субхи, секретарь областного комитета Шульман, С. Идрисов и А. Баданинский

Повестка дня:

  1. О редакционной коллегии коммунистических мусульманских газет.

Постановлено: в состав коллегии избраны товарищи Субхи, Али Недим, А. Баданинский, С. Меметов и Мирный (представитель редакции «Таврический коммунист»).

  1. Организация интернационального восточного отряда.

Постановили: организовать пока турецко— татарскую сотню. В мобилизационный комитет избраны: товарищи Юсупов комиссаром, Мехмедов и Смаил Мамутов – командирами и организаторами.

  1. Партийная школа агитаторов.

Постановили: школу открыть на 20 человек, курс 1 месяц. Лекции будут читать товарищи: Мустафа Субхи — «О советской власти и коммунистической партии»; А. Баданинский – «О мелкобуржуазных партиях и борьбе с ними»; А. Недим – «О Красной армии»; Дост Мамбет Аджи – «О профессиональном движении»; Идрисов – «О земельном вопросе». Программы и тезисы лекций и о количестве лекций, которые можно прочесть, представить к следующему заседанию бюро. При партийной школе открыть школу грамотности на 50 человек. Учителями намечены товарищи Осман и Н. Асим. Об открытии этих школ выпустить объявление.

  1. О партийной работе.

Постановили: связать городские с уездными и сельскими ячейками. Инструкторами избраны: В. Ибраимов, Умер Ибраимов, Харли Гайнузов и Хайри Эмиров.

  1. Реорганизация профессиональных союзов мусульман.

Избраны Дост Мамбет Аджи, который должен представить доклад к следующему заседанию.

  1. Текущие дела.

Постановили: об отпуске средств на все эти начинания просить областной комитет с представлением сметы.

В Президиум бюро избраны: председателем тов. Мустафа Субхи, секретарями – товарищи Шульман и А. Баданинский.

Постановление

Заседания Мусульманского бюро при Крымском областном комитете партии большевиков— коммунистов 21 апреля 1919 г.

Порядок дня:

  1. Вопрос о вхождении в состав Временного краевого революционного правительства представителей татарских коммунистов.
  2. Назначение нового политического комиссара Восточного интернационального отряда вместо заболевшего Юсупова.

 

  1. Постановили: для вхождения в состав Временного правительства избраны товарищи: Селим Меметов, Сулейман Идрисов и Али Баданинский, которым, по мнению бюро, предоставить следующие должности:

1) С. Меметов – комиссаром по иностранным делам

2) С. Идрисов – комиссаром земледелия

3) А. Баданинский – управляющим делами Временного правительства.

  1. Постановили: политическим комиссаром Восточного интернационального отряда вместо заболевшего тов. Юсупова избран тов. Смаил Мамутов.

Протокол

Заседания Мусульманского бюро при Крымском областном комитете партии коммунистов— большевиков с представителями центра товарищем Гавеном и Джигенти 23 апреля 1919 г.

Порядок дня

1) О создании временной власти.

2) Организационный вопрос (о взаимоотношениях Мусульманского бюро к областкому и горкому).

3) Трения между партийными ячейками.

4) Агитация в деревнях

5) Выборная кампания в Советы.

6) Профессиональные союзы.

Председателем избран тов. Джигенти, секретарем А. Баданинский.

 

  1. Вопрос о власти

Тов. Гавен ознакомил собрание с поручением тов. Сталина об организации в Крыму автономного рабоче— крестьянского временного правительства в полном контакте с татарской коммунистической организацией. Распоряжение это ныне подтверждено председателем Украинского Совнаркома тов. Раковским. Первоначально состав Временного правительства в Крыму областным комитетом определен был из пяти лиц, но теперь, согласно указанию тов. Раковского, областной комитет решил создать временный Крымский Совнарком из 9 комиссаров. Комиссариаты предложены следующие: военный, народного хозяйства, труда, юстиции, внутренних дел, иностранных дел, просвещения, почт и телеграфов, социального обеспечения и здравоохранения. Десятый будет управляющий делами Совнаркома, участвующий в нем с правом совещательного голоса. Из этих комиссариатов решено предоставить 4, а также должность управляющего делами Совнаркома татарам.

Председатель. Ввиду молодости татарской организации и незначительности сил ее предоставлено четыре, а не пять мест. Такое соотношение являлось бы справедливым, если даже принять во внимание процентное отношение татар к остальному населению Крыма. Организацией должны быть намечены такие лица, к которым татары отнеслись бы доверчиво и которые способствовали приобщению татар к общей культуре. Замещены кандидатами областкома комиссариаты: военный, народного хозяйства, труда, почт и телеграфов, социального обеспечения и здравоохранения. Не замещены и представлены татарской организации комиссариаты: юстиции, внутренних дел, иностранных дел и просвещения.

Председатель полагает, что в случае отсутствия подходящих лиц из коммунистической организации для всех комиссариатов могут быть намечены лица и не принадлежащие организации, но являющиеся стойкими и твердыми социалистами, даже меньшевистского толка.

Первое заседание лиц, намеченных на предстоящее воскресенье, в 2 часа дня (по советскому времени), на квартире тов. Гавена.

Вопрос о председателе Совнаркома остался открытым и был возбужден о занятии этой должности кандидатом от мусульманской организации, но часть областкома с этим не согласилась, опасаясь, что такой шаг может быть ввиду недавних обостренных национальных отношений в Крыму истолкован превратно.

Тов. Гавен разъясняет, что временный Крымский Совнарком организуется до избрания Советов, самое большее на два месяца.

Затем по интересующему товарища Гавена вопросу об отношении организации к татарской националистической партии и возникновению самой организации дают необходимые сведения товарищи Идрисов и Меметов.

Постановили: вопрос о замещении должностей 4— х комиссариатов и управляющего делами Совнаркома предоставить обсудить Мусульманскому бюро совместно с татарской организацией и о намеченных кандидатах сообщить завтра 24 апреля.

  1. Организационный вопрос

Председатель разъясняет, что отношения между Мусульманским бюро, областкомом, горкомом должны быть самые тесные, связь и контакт, для чего необходимо, чтобы представители бюро были и работали в этих двух органах. Необходимость такого представительства требует и финансовых сторон дела. У Мусульманского бюро и татарской организации средств нет, но эти средства могут быть добыты у областкома.

Товарищ Субхи предлагает следующую формулу. Коммунистическая организация едина. Мусульманское бюро особый орган для распространения среди татарского населения идей коммунизма и привлечения татар к партийной работе и восприятию идей советской власти. Бюро должно пользоваться в своих действиях известной автономностью. Отношение мусульманской коммунистической секции к областкому окончательно будет установлено после партийного съезда.

Товарищ Гавен полагает, что при осуществлении автономии Крымской Советской Республики, здесь будет своя автономная коммунистическая партия большевиков, в партии будут отдельные национальные секции и будет выработан устав о взаимоотношениях между секциями. Съездом мусульманских секций Крыма будет избран Центральный орган, работающий в полном контакте с областкомом, но пользующийся внутренней автономией. По обсуждаемому вопросу тов. Гавен предлагает принять формулу, предложенную тов. Субхи.

Формула тов. Субхи ставится на голосование и единогласно принимается.

Товарищ Гавен просит составить для отправки в центр доклад об образовании Мусульманской коммунистической организации, а также смету на два месяца.

Так как 3 и 4 вопросы порядка дня исчерпаны вопросом 2, то собрание переходит к обсуждению 5 вопроса – о выборной кампании в Советы.

Тов. Председатель знакомит собрание предстоящим ходом выборов в Советы. Комиссиями о выборах будет выработан общий план производства этих выборов, а Мусульманское бюро в целом ряде митингов должно вести пропаганду среди татарских крестьян, которым должна быть разъяснена Конституция советской власти.

Тов. Гавен полагает, что временный Крымский Совнарком в первом же заседании своем должен избрать особую комиссию о порядке производства выборов на всем полуострове, в которой непременно должны быть представители от татар.

  1. О профессиональных союзах

Тов. Меметов дает характеристику существующих в Симферополе мусульманских профессиональных союзов. Из этой характеристики выясняется, что все эти профессиональные союзы носят смешанный, но чисто пролетарский характер.

Тов. Гавен находит, что вопрос этот сегодня на этом заседании решить невозможно – он слишком сложен. Одно можно сказать, что существующие мусульманские профессиональные союзы являются теперь анахронизмом, их необходимо будет раскассировать по существующим общим профессиональным союзам. Во всей советской России ныне идет радикальная перестройка этих союзов. То же самое предстоит и у нас.

Заседание Мусульманского бюро при Крымском областном комите партии большевиков-коммунистов с местной татарской коммунистической секцией 24 апреля 1919 г.

Председателем избран т. Субхи, секретарем А. Баданинский.

Председатель, открывая заседание, выясняет отношение советской власти к мусульманам, а также о федеративном устройстве советской власти в России и в том числе у нас в Крыму. До установления у нас автономной советской республики центр нашел необходимым учредить в Крыму временный Совнарком из 9 комиссаров, из числа которых четыре места областным комитетом решено предоставить татарам, а также управляющего делами Совнаркома.

Порядок дня

1) Об избрании кандидатов в комиссары в числе четырех человек.

2) Об избрании делегата в центр.

3) Текущие дела.

По первому вопросу постановлено: избрать кандидатами товарищей А.Мухарского комиссаром народного просвещения, С.Идрисова – внутренних дел, С.Меметова – иностранных дел, Д.Бешевли – юстиции и А.Баданинского – управляющим делами Совнаркома.

По второму вопросу – для отправки в центр вместе с тов. Джигенти избран тов. С.Меметов.

По третьему вопросу: а) Ввиду просьбы агитационно— просветительского отдела Таврического губернского военного комиссариата постановлено командировать для целей агитации от Мусульманского бюро товарищей Османа Зивера и Али Недима, а от секции татар тов. Умера Ибраимова и Мемета Мердымшаева; б) Так как существующий президиум татарской коммунистической секции был избран во время подпольных работ, то постановлено избрать новый состав. Избранными оказались Дост Мамбет Аджи, Хайри Эмиров и Вели Ибраимов.

Итак, 28–29 апреля 1919 г. в Симферополе состоялась областная конференция РКП(б), на которой было принято решение о создании Крымской Советской Социалистической Республики. По окончании переговорного процесса определился состав правительства во главе с Дмитрием Ульяновым, братом Ленина. От крымских татар в него вошли:

С.Меметов – нарком иностранных дел, И.Арабский – нарком юстиции, С.Идрисов – нарком земледелия, И.Фирдевс – нарком по национальным делам, А.Баданинский – управляющий делами.

Просуществовав всего 75 дней, республика пала под натиском белогвардейских войск. Опять вернулся старый режим и старые порядки, глубоко противоречащие интересам крымских татар. Последующие события показали бесперспективность политики игнорирования прав крымских татар в Крыму и других национальностей по всей России. В. Ленин это своевременно понял и тем самым смог, за исключением Польши и Финляндии, удержать Российскую империю в границах создаваемого советского государства. В последующем советские народы по— разному воспользовались «завоеванными» республиками, провозглашенная же в 1921 году Крымская АССР была раздавлена сталинским режимом после депортации крымских татар.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог