Курс валют USD 0 EUR 0

Судьба архитектора

Комментариев: 0
Просмотров: 346

Год от года все больше времени отделяет нас от событий времен Великой Отечественной войны. Последние очевидцы тех событий постепенно покидают этот мир, а вместе с их уходом существенным образом меняется характер памяти о войне… Не то чтобы память покидает нас вовсе, но в последние годы на постсоветском пространстве люди все больше уделяют внимания парадной стороне войны, забывая о том, какое горе принесла война как явление практически в каждую семью, в каждый дом. Трагическая судьба архитектора Мухтара Шерфединова является яркой иллюстрацией тех потерь, которые крымскотатарский народ и другие народы Советского Союза понесли в годы войны. Ведь войны уносят с собой прежде всего  жизни самых молодых и энергичных.

Побег в Бахчисарай

Мухтар Шерфединов родился в 1908 году в селе Чокурча под Симферополем (сегодня этот населенный пункт находится внутри городской черты Симферополя и известен как микрорайон Луговое).

Мухтар был одним из четырех сыновей школьного учителя Сейдамета Шерфединова. В детстве Мухтар рано остался без матери и воспитывался мачехой, которая каждый день нагружала его различными молочными продуктами и отправляла с ними на городской рынок. Однако юный Мухтар стремился к знаниям. В голодном 1921 году он, тайком оставив дом, босой и плохо одетый, пешком отправился в Бахчисарай. В то время дядя Мухтара — художник Абдурефи Абиев — работал директором Бахчисарайского художественно-промышленного техникума. Он принял племянника на учебу и определил в интернат.

Директор техникума

Абдурефи Абиев (1879—1938) был человеком интересной судьбы. И о ней стоит сказать несколько слов. Будучи уроженцем Чокурчи, он в 19 лет в далекой Москве поступил на обучение в Строгановское Центральное училище технического рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Строганова). Стипендию молодому человеку оплачивал известный крымскотатарский меценат и общественный деятель Исмаил Муфти-заде.

Мухтар Шерфединов (справа) с родственниками. Довоенные годы

 

В 1906 году А. Абиев окончил училище, получив звание «художник по прикладному искусству». В те же годы, что и Абиев, в Строгановском училище обучался и другой молодой крымскотатарский художник — Усеин Боданинский. Дружба с У. Боданинским сыграла большую роль в его жизни.

Во время первой русской революции 1905—1907 гг. А.Абиев участвовал в революционных событиях в Москве, после чего был вынужден выехать за границу. Продолжал обучение в Париже. Возвратившись в Россию, работал в Ростове-на-Дону заведующим столярно-модельными мастерскими на мебельной фабрике.

В 1915 году Усеин Боданинский и Абдурефи Абиев выдвинули идею создания специальной художественно-промышленной школы для крымскотатарской молодежи. Осуществить идею удалось спустя два года при поддержке Временного крымско-мусульманского исполнительного комитета, возглавляемого Н.Челебиджиханом. 3 (16) ноября 1917 года в Бахчисарае состоялось торжественное открытие национального татарского музея в Ханском дворце, первым директором которого стал Усеин Боданинский. В тот же день в помещении Орта-медресе была открыта татарская художественно-промышленная школа, директором которой был назначен Абдурефи Абиев.

Будучи соратником У. Боданинского, А. Абиев возглавлял школу (впоследствии техникум) достаточно долгое время. В 1928 году, когда по Крыму прокатилась первая крупная волна репрессий, связанная с расправой над председателем ЦИК Крымской АССР Вели Ибраимовым, А.Абиев был уволен с руководящей должности. Спустя десять лет, в 1938 году он, как и У.Боданинский, стал одной из жертв новой волны репрессий.

Портрет Ленина

Уже с первых дней обучения в техникуме Мухтар Шерфединов завоевал уважение как среди учеников, так и преподавателей. С большим интересом Мухтар овладевал ремеслом традиционного ткачества, много и с увлечением занимался рисунком. Будучи комсомольцем, он принимал активное участие в общественной жизни техникума. Идеология строительства нового мира вдохновляла молодых людей. Они видели постепенное восстановление экономической и культурной жизни Крыма, на их глазах происходило становление Крымской  АССР — национальной республики крымских татар. Неудивительно, что комсомольцы, проникшись провозглашаемыми с высоких трибун идеями социальной справедливости и братства народов, всецело доверяли лидерам партии и правительства.

В ноябре 1924 года Усеин Боданинский, выступая с докладом на общем собрании учащейся молодежи, предложил направить на практику в музей пятерых молодых людей. В своем дневнике У.Боданинский указывает, что собрание выбрало Исмаила Куркчи, Биляла Джеппара, Наиля Рахимова, Куртмоллу Мурадосыла  и Мухтара Шерфединова. Практиканты приступили к занятиям в декабре того же года.

После смерти основателя СССР Владимира Ленина в 1924 году у Мухтара рождается идея выткать на ковре портрет вождя большевистской партии. Мухтар представил свой проект совету преподавателей, участие в котором принял и У. Боданинский. Идея получила всеобщее одобрение. Под руководством преподавателя Урхуш-апте Мухтар Шерфединов и его товарищи — студенты Куртмолла Муратов, Усние Халитова и Фахри Кутуб-Заде — выткали ковер с изображением Ленина. В ноябре 1925 года результат их работы был продемонстрирован на выставке в Симферополе, а впоследствии даже вывозился на выставку в Париж. Но в годы Великой Отечественной войны это произведение искусства бесследно исчезло.

В столице

Окончив техникум с отличием, Мухтар Шерфединов вместе с Исмаилом Куркчи уезжает продолжать образование в Москву. Учится на Едином художественном рабфаке искусств, в 1930 году поступает в Высший архитектурно-строительный институт. Дипломная работа Мухтара Шерфединова — проект «Дворца молодежи» — получила оценку отлично.

По окончании института молодой архитектор работает в архитектурной мастерской будущего главного архитектора Москвы Александра Власова. В этот период Власов как раз возглавлял работу над генеральным планом Центрального парка культуры и отдыха им.М.Горького. Участие в этой работе принимал и Мухтар Шерфединов

В 1936—1941 гг. М. Шерфединов трудится в мастерской И. Жолтовского. Вместе с архитектором М.Пекаревым он проектирует жилые и общественные здания. В частности, по их проектам в Москве был построен ряд жилых домов на проспекте Мира и Чистопрудном бульваре. По проекту М.Шерфединова было построено здание Сельскохозяйственного института в Смоленске. На Всесоюзной выставке работ молодых архитекторов в 1939 году проекты жилых домов, выполненные М.Шерфединовым, были отмечены в числе лучших.

Трагедия войны

Развязанная нацистской Германией война заставила молодого архитектора оставить мирный труд. С первых дней Великой Отечественной войны М.Шерфединов вступил добровольцем в ряды Народного ополчения, вставшего на защиту Москвы наряду с частями регулярной армии. Впоследствии, окончив школу комсостава, он командовал подразделением противотанковой артиллерии.

16 октября 1944 года Мухтар Шерфединов был тяжело ранен. Проведя несколько месяцев в госпиталях, он умер 19 февраля 1945 года и был похоронен в литовском городе Каунас. Мухтар Шерфединов погиб, не дожив и до 37 лет, не успев в полной мере реализовать свои таланты.

На войне погибли и двое из трех братьев Мухтара — Рустам (пал 4 ноября 1943 года, участвуя в десанте советских войск под Керчью) и Сейтасан. Они, как и миллионы других советских солдат и офицеров, пожертвовали своими жизнями ради того, чтобы народы Советского Союза всегда жили под мирным небом. Но их родные, как и весь крымскотатарский народ, 18 мая 1944 года были выселены из Крыма…

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог