«Амзу-ага я знал, как минимум, 35 лет. Это один из выдающихся деятелей крымскотатарского национального движения. Можно сказать, что это один из основоположников движения и национальной идеи. Амза-ага в течение 1960—1970-х гг., во времена особо сильного террора государственных структур, ни на минуту, ни на шаг не отошел от целей и задач, поставленных перед национальным движением. Все, что было в его силах, он сделал. Амза-ага является воспитателем не только сотен учеников средней школы, где он работал математиком, он является воспитателем также и многих сотен молодых участников национального движения. Его авторитет и влияние распространялись далеко за пределы Ташкентской области. Его имя было известно во всех сферах, во всех кругах национального движения в Узбекистане, за его пределами и за рубежом. Этот человек до последнего дыхания своей жизни не уходил из национального движения…», — так в далеком уже 1998 году на страницах «Голоса Крыма» известный ветеран крымскотатарского национального движения Иззет Хаиров отзывался на смерть одного из своих старших товарищей по национальному движению — Амзы Аблаева (1922—1998).
Время стремительно и неумолимо летит вперед, и 22 мая этого года Амзе Аблаеву могло бы исполниться целых 100 лет. Эта круглая дата является хорошим поводом для того, чтобы еще раз вспомнить об этой неординарной и яркой личности, внесшей свой вклад в борьбу крымских татар за возвращение на родину.
Трагические страницы истории
18 мая 1944 года, когда Крым переживал один из самых черных дней в своей истории, молодой лейтенант Амза Аблаев, как и многие другие мужчины-крымские татары, находился в рядах действующей армии.
На военную службу Амза Аблаев был мобилизован в апреле 1942 года в узбекском городе Янгиюль. В одном из рассекреченных военных документов, размещенных в базе данных на сайте проекта «Память народа», можно даже увидеть адрес, по которому в то время в Янгиюле жила семья Аблаевых. Здесь нужно пояснить, что Амза Аблаев являлся уроженцем села Корбек — одного из самых больших и известных сел Южного берега Крыма (ныне село Изобильное Алуштинского региона). Однако в 1929 году во время коллективизации семья его отца была включена в число кулаков, после чего выселена из Крыма.
Отца семейства Мемета Аблаева вместе с другими арестованными односельчанами сначала посадили в Алуштинскую тюрьму, а затем отправили в Узбекистан. Тем временем их семьи оказались уже на Урале. Семилетний Амза при этом остался в Корбеке. Его взяла к себе сестра, которая была замужем за колхозным активистом. Но, как сыну кулака, мальчику не дали учиться в сельской школе. В конечном итоге другая сестра Амзы, которая, опасаясь преследований со стороны властей, решила вместе с мужем уехать из Крыма в Узбекистан, забрала его с собой и отвезла к родителям.
После всех пережитых невзгод разделенная семья Аблаевых воссоединилась в Янгиюле — молодом индустриальном городе под Ташкентом. С этим городом была связана большая часть последующей жизни Амзы Аблаева.
Будучи призванным на фронт, Амза Аблаев воевал в качестве рядового бойца, затем, пройдя обучение, освоил профессию артиллериста, получил офицерское звание. Его боевые дороги лежали через Брянский, Западный, 3-й Белорусский фронты. Он был не раз ранен, а в Янгиюль к родителям даже приходили похоронки на его имя.
Демобилизовавшись в 1946 году, Амза Аблаев вернулся в Янгиюль. В Ташкентской области в то время находилось много крымских татар, выселенных в 1944 году из Крыма. Пережитая народом катастрофа, тяжелейшие условия, в которых люди жили в спецпоселениях, не могли не потрясти молодого человека и оставить его равнодушным. Во второй половине 1950-х годов, когда в местах ссылки начинает развертываться национальное движение крымских татар за возвращение в Крым, Амза Аблаев активно включается в его деятельность
Спустя много десятилетий — в 1990 году, уже по возвращении на родину, Амза Аблаев напишет статью «Трагедия народа», посвященную событиям 1944 года.
«Конфликты между людьми и народами часто происходят оттого, что они недостаточно хорошо знают друг друга. Знание истории, языка, культуры их взаимно обогащает, приближает и вызывает взаимное чувство дружбы и любви. И я абсолютно убежден, что если русскоязычное население Крыма будет хорошо знать нашу историю, полную трагедий, нашу культуру, то отношения между крымскотатарским народом и остальным населением в корне изменятся, исчезнет всякая подозрительность», — писал Амза Аблаев, желая познакомить русского читателя с судьбой крымских татар.
В ярких красках он описывает случившееся с крымскими татарами 18 мая: «Представьте себе, что народ идет десятками тысяч, покидая свои дома, свои родные места, свое имущество, идут и оглядываются на все это, они смотрят друг на друга и не поймут в чем дело. Они смотрят и прощаются с крымским небом, лесами, горами, дорогами, улицами. Они предчувствовали что-то страшное». Свой рассказ Амза Аблаев подкрепляет свидетельствами очевидцев, с которыми ему самому и его соратникам довелось беседовать лично, и, обращаясь к читателям, он высказывает следующую мысль: «Уважаемые товарищи, на минуту отвлекитесь от обычной жизни и вообразите себе, что это случилось с вами, с вашей матерью, с вашим сыном, с вашей семьей. Да, вам трудно будет это себе представить и допустить, ибо это не в рамках человеческого сознания. А ведь это случилось, и нам, крымскотатарскому народу, пришлось все это пережить ценой больших жертв».
Янгиюльская инициативная группа
Окончив Ташкентский пединститут, Амза Аблаев работал преподавателем математики в янгиюльской школе им.М.Горького. В 1960 году он поступает на исторический факультет Ташпединститута. Однако постоянные конфликты с преподавателями по поводу оценки национальной политики СССР заставляют его оставить обучение.
Будучи талантливым педагогом, любящем свое дело, он, тем не менее, все свое свободное время старался посвящать делам национального движения. Вместе с Абдураманом Мурадасиловым (во время Великой Отечественной войны комиссар одного из партизанских отрядов Южного соединения партизан Крыма) Амза Аблаев организует в Янгиюле инициативную группу, которая разворачивает активную деятельность среди крымских татар, проживавших как в самом городе, так и в Янгиюльском районе. Вместе с А.Мурадасиловым, которого считал своим учителем, он ездит в качестве представителя движения в Москву, проводит собрания соотечественников. Амза Аблаев участвует в составлении документов национального движения, в республиканских встречах руководителей инициативных групп.
В 1967 году трагически погибает проживавший в Янгиюле молодой крымский татарин Феми Алиев (убит милиционером при проверке документов). Благодаря деятельности инициативной группы, распространившей информацию о произошедшем среди соотечественников, похороны молодого человека превращаются в своеобразную манифестацию против произвола властей. Похоронная процессия, в которой приняли участие более пяти тысяч человек, прошла через город, растянувшись на семь километров.
Следует отметить, что Амза Аблаев был одним из организаторов массовых митингов крымских татар, прошедших в Ташкенте 27 августа и 2 сентября 1967 года.
«Ближайшими соратниками Амзы-ага в Янгиюле были Талят Военный и Абдурешит Муратов. Первый курировал город Янгиюль, второй — Янгиюльский район. Связным выступал его племянник Куртсеит Муединов. Структура была четкой, вся территория была разделена на участки, за которыми были закреплены ответственные. В подавляющем большинстве это были преданные люди, которые, не жалея сил, работали во имя достижения цели национального движения, — рассказывает участник национального движения Сервер Аблаев. Он отмечает, что Амза Аблаев был хорошим психологом и дипломатом, умевшим найти подход к разным людям. Его отличал ораторский талант. При этом он всегда оставался очень скромным человеком.
Активная деятельность Амзы Аблаева не могла не остаться без внимания властей. Он был исключен из рядов партии, в его доме неоднократно проходят обыски. В 1972 году его вызывают в Ташкент на допрос в КГБ. Сотрудники КГБ говорили ему, что давно следят за ним и считают одним из руководителей национального движения, намекали на то, что проблемы могут возникнуть у его детей и племянников. Но так и не получив желаемой информации, продержав его трое суток, они вынуждены были отпустить его.
Миротворец
Большое внимание Амза Аблаев уделял подготовке молодого поколения участников национального движения, способствовал созданию в Янгиюле молодежной инициативной группы.
С наступлением в СССР эпохи перестройки, деятельность крымскотатарского национального движения активизировалась. На проходившем в Ташкенте в апреле 1987 года первом Всесоюзном совещании представителей инициативных групп Амза Аблаев выступил с предложением создать Центральную инициативную группу (ЦИГ) из десяти человек, которая могла бы оперативно обсуждать и принимать необходимые решения в масштабах всего движения. Это предложение было поддержано участниками собрания. Амза Аблаев был избран одним из членов ЦИГ.
Летом 1987 года Амза Аблаев является участником демонстраций крымских татар в Москве. В составе делегации крымских татар он участвует во встрече с председателем Президиума Верховного Совета СССР А.Громыко. В своей девятиминутной речи на этом приеме он выражает возмущение клеветническим июльским «Сообщением ТАСС», разжигающим ненависть в отношении крымских татар, говорит о необходимости восстановления законных прав крымских татар.
В декабре 1987 года Амза Аблаев выступает с открытым письмом, в котором заявляет о своем выходе из ЦИГ. В своем обращении Амза Аблаев высказывает мнение, что ЦИГ «оторвалась от народа, стала бесконтрольной, и стала, таким образом, над народом».
«Никогда не было, и я уверен не будут, в движении народа, признаваемой народом группе, какого-то кабинета начальников над народом, который полномочен по никому непонятным мотивам принимать волюнтаристские решения. Всегда было так, что решения по главным проблемам принимались республиканской или межреспубликанскими встречами представителей народа на основе полной гласности, мотивированности, взаимного уважения», — заявляет А.Аблаев.
В стремительно меняющихся социально-политических условиях национальное движение крымских татар обретает новые формы. Амза Аблаев не примыкает ни к ОКНД, ни к НДКТ. Он направляет свои усилия на то, чтобы добиться примирения лидеров различных направлений национального движения. Он стремится убедить их преступить через личные амбиции и пристрастия ради сохранения единства движения и продолжения совместной работы, направленной на достижение общей цели — возвращение крымских татар на родину и восстановление Крымской АССР.
Однако объективные условия новых политических реалий были таковы, что его посредничество, исполненное самых благих намерений, не могло иметь успеха. Амзы Аблаева не стало 10 сентября 1998 года, скончался он в селе Заречное (Шумхай) Симферопольского района. В памяти крымскотатарского народа навсегда останется память о нем, как об одном из самых верных и преданных его сынов.
comments powered by HyperComments