Курс валют USD 0 EUR 0

Национальный акцент в управлении республикой

Комментариев: 0
Просмотров: 725

Эльдар Сеитбекиров, «ГК»

Несмотря на появление новых научных публикаций о борьбе за провозглашение в Крыму автономной республики и ее татаризации, многие стороны этого вопроса все еще остаются неисследованными. Имеется и другая проблема – на что делаются акценты и каковы оценочные суждения при наличии фактов. В новых разработках уже нет того грубого безобразия, творившегося после депортации крымских татар, но тонкости присутствуют и их необходимо улавливать. Для этого необходимы свои кадры, исследователи, жизнь, отданная исторической науке. При их отсутствии не получите объективного прошлого, защищающего ваше будущее.

 

Интересные сведения по построению государственности в Крыму содержат материалы партийных областных конференций. В 1920-е годы еще существуют внутрипартийные дискуссии, наличествует критика. IV Крымская областная конференция РКП(б) проходила в Симферополе в мае 1921 года. На ней рассматривался вопрос о создании Крымской республики. Секретарь областного комитета тов. Акулов выступал против «самостоятельной татарской республики» и, как считал профессор П.Гарчев, благодаря ему и С.Кирову конференция вообще уклонилась от решения этого вопроса. Однако была принята резолюция, в которой говорилось следующее:

«Всецело одобряя тезисы т. Сталина, Крымская областная конференция для разрешения задач, связанных с проведением в жизнь программы, намеченной прежними конференциями и Всекрымским учредительным съездом Советов, считаем необходимым проведение в жизнь следующих мероприятий:

  1. Для уничтожения остатков неравенства между коренным татарским населением Крыма и представителями двух национальностей, для постепенного изживания и ликвидации пережитков старого строя:

а) провести в жизнь ускоренным темпом землеустроительные работы, в первую очередь в южнобережных районах, без чего невозможно восстановление крестьянского хозяйства;

б) особое внимание обратить на кооперирование татарского населения, освободив сельскохозяйственную кооперацию от посторонних влияний;

в) во всей работе Соваппарата, хозяйственных и земельных органов иметь в виду всемерное обслуживание экономических интересов татарского населения;

г)  областному комитету и Совету Народных Комиссаров (СНК) наметить ряд организационных мероприятий для проведения в жизнь вышеизложенного.

  1. Последовательно и неуклонно проводить в жизнь программу, намеченную КрымЦИКом и СНК по татаризации аппарата, при чем особенно решительно должна быть проведена татаризация судебных, административных и просветительных органов в районах с преобладающим татарским населением.
  2. Наметить и провести в жизнь широкую программу культурно-просветительных мероприятий, обращающих особое внимание:

а) на восстановление татарской школы;

б) подготовку татарских школьных работников и обслуживания татарских педагогических техникумов;

в) создание специального фонда для издания марксистской научно-просветительной и педагогической литературы на татарском языке;

г) возобновить деятельность переводческой коллегии при КрымЦИКе.

  1. Усилить партработу среди татарского населения и особенно среди татарского юношества, а также среди женщин.
  2. Обеспечить материальными средствами и идейным руководством татарские газеты «Новый мир» и «Юная сила».
  3. Работу среди нацменьшинств в деле практического осуществления программы партии считать задачей всей партийной организации».

Интересные сведения содержатся по национальному составу Крымского областного комитете РКП(б):

I-й состав назначен ЦК (с 16 ноября 1920 г.  до 28 марта 1921 г.):

русский – 1, евреев – 2, татарин – 1 (О. Дерен-Айерлы), венгр – 1.

II-й состав  (от 28 марта 1921 г. до созыва 4-й областной партконференции):

русских – 4 (57%), татар – 1 (14,5%), евреев – 2 (28,5%).

III-й состав (избранный 4-й областной партконференцией в мае 1921 г.).

В состав ОК РКП(б) вошло 19 членов и 6 кандидатов. Русских – 10 (40%), татар – 2 (8%)  — Меметов и казанский татарин Хамзин, евреев – 9 (36%), других – 2 (8%), невыясненных – 2 (8%).

Состав, избранный 5-й Крымской областной партконференцией в ноябре 1921 г.:

русских – 11 (50%), татар – 3 (13,67), евреев – 6 (27,4%), других – 1 (4,5%), невыясненных – 1 (4,5%).

Как уже неоднократно указывалось, крымские татары никогда не возглавляли Крымский обком партии, дорастали только до второго секретаря. Процесс татаризации ограниченно коснулся крымской партийной верхушки. Пошагово приходилось преодолевать установки и стереотипы товарищей по партии. Практика направлять кадры из центра в регионы руководить процессами нередко приводила к конфликтам с местной элитой, особенно этнической. Примером может служить V областная партконференция, состоявшаяся 4-6 ноября 1921 года в Симферополе. Выступая на ней с докладом, секретарь областного комитета И.Акулов коснулся и политики татаризации: «Перехожу к татаризации аппарата. Прежде всего мы столкнулись со следующим явлением: среди татарского населения сколько-нибудь значительного кадра коммунистов не было. Беспартийная татарская масса была обработана очень слабо нашими коммунистическими силами, и широко повести татаризацию нельзя было. Я думаю, что те сведения, которые я огласил по некоторым уездам об участии татар в исполкомах, показывают, что на местах товарищи не сумели подобрать должного числа татарских работников, что они затруднились с подбором. Мы знаем, как трудно подобрать на тот или иной пост товарища иной национальности, где мы не имеем кадра опытных революционных работников».

Выступавшие по докладу секретаря обкома подвергли его резкой критике. Так, тов. Хамзин заявил: «Акулов в своем докладе уделил внимание работе среди татар и можно подумать, что как будто действительно большое внимание уделено татарскому населению. Здесь я вынужден дать фактическую справку… Так, товарищ Акулов, это надо признать, но есть и хорошие работники, желающие работать. Старые товарищи с революционным опытом, но желающие работать не при таких условиях. Я на прошлой конференции говорил по докладам областного комитета о работе среди татар. Но тогда я с этим не был знаком, теперь же я сам работаю среди них, и когда я сам столкнулся с работой, то я, товарищ Акулов, должен сказать, что нет полной формы работы, нет поддержки, а он ведь обещал. Но это так и осталось обещаниями. Я сам обращался с десятью требованиями со многими заявлениями от татарского бюро, но всегда получал отказ. Он просто боялся, как бы среди татарского бюро не поднялся национальный вопрос. Он сам говорил, что боится этого. Поэтому и татарское бюро оставалось в стороне. Потом характерная картина, товарищи: для того чтобы работать, нужно найти средства. Мы запросили несчастные 500000 рублей, но татарское бюро на это получило отказ. Мне ответили сегодня: мы дадим вам 500000, завтра армянской секции 500000, затем немецкой секции. Ну скажите, товарищи, как можно работать при таких условиях, и наконец, как можно понимать такое отношение… Товарищ Акулов на прошлой конференции протестовал против самостоятельной татарской республики, вероятно, боясь ее, а теперь тов. Акулов говорит о том, что нет работников. Их просто не умеют использовать».

Резкая критика в адрес руководства Крымского обкома по ряду вопросов привела его к отставке. Руководители обвинялись в том, что у крестьян «выкачали» и отправили в Россию 200 тысяч пудов семенного хлеба, который для РСФСР «ничего не значил», а в Крыму озимое поле осталось незасеянным и разразился неслыханный голодомор.

В принятой по отчетному докладу резолюции  главное обвинение прозвучало так, что общая линия областного комитета в партийном и советском строительстве не соответствовала факту необходимости образования Крымской Автономной Республики.

После конференции обком возглавил А.Израилович, во главе КрымЦИКа стоял Ю.Гавен, а Совета Народных Комиссаров — казанский татарин С.Саид-Галиев. Умер Ибраимов возглавлял Наркомзем, а Вели Ибраимов – Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции. Провозглашенная 18 октября 1921 года Крымская АССР делала свои первые шаги.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог