Курс валют USD 0 EUR 0

Крым глазами Юсифа Везирова

Комментариев: 0
Просмотров: 271

События крымской жизни первой половины ХХ века, на первый взгляд, представляются хорошо известными и изученными страницами истории полуострова. С исторической точки зрения, прошло не так уж много времени с той поры, и сегодня многое из того, что происходило в тот период в Крыму, казалось бы, должно оставаться хорошо известным. Однако при внимательном рассмотрении можно обнаружить немало страниц весьма основательно забытых.

Дипломатическая карьера

12 июля 1919 года дипломатический представитель Азербайджанской республики в Украине Юсиф Везиров направил министру иностранных дел Мамед-Юсифу Джафарову доклад, в котором подробно описывал обстоятельства своего отъезда из Симферополя в Одессу в начале 1919 года (опубликован в сборнике «Азербайджанская Демократическая Республика 1918—1920. Внешняя политика», изданном в 1998 году в Баку).

В то время Азербайджан, провозглашенный в мае 1918 года независимым государством, боролся за признание на международной арене, одновременно выстраивая отношения с другими государственными образованиями, возникшими в ходе распада Российской империи. К работе в МИД молодой республики привлекались представители азербайджанской интеллигенции, которые могли своими знаниями и энергией послужить делу становления и развития национального государства.

Азербайджанские студенты в Киеве, 1913 г.

 

1 ноября 1918 года решением азербайджанского правительства 31-летний литератор Юсиф Везиров был назначен дипломатическим представителем в Украине. В скором времени по решению премьер-министра Фатали Хан Хойского ему было поручено представлять свою страну также при правительствах Польши и Крыма.

В упомянутом выше докладе руководству азербайджанского МИДа Ю.Везиров отмечает, что «мусульманская печать Крыма встретила мое назначение дипломатическим представителем Азербайджанской Республики на Украине прочувственными строками». Он также приводит текст небольшой заметки «Карьера крымского дипломата», напечатанной в январе 1919 года в кадетской газете «Таврический Голос»:

«По сообщению «Миллета» бывший товарищ (заместитель — «ГК») министра иностранных дел Д.Сейдамета Юсуф бек Везиров назначен дипломатическим представителем Азербайджанской Республики при правительствах Крыма, Польши и Украины. Ю. Везиров находится ныне в Симферополе, занимает должность директора юстиции в Татарской Директории и является одним из т[рех] руководителей национальной политики».

Продолжая дальше, Ю.Везиров описывает свое прощание с крымскотатрской общественностью, в том числе с лидерами Курултая (Национальный парламент) и Крымскотатарского национального правительства (Татарская директория):

«Перед отъездом из Крыма татары устроили мне пышный прощальный банкет. На банкете присутствовали председатель Парламента С.Дж. Хаттатов, товарищ его А.Озенбашлы, премьер Татарской Директории Мисхорлы, член Парламента Шафига ханум Гаспринская, управляющий Военным министерством Крымского краевого правительства ген. Мильсковский, редакторы газет «Миллет» и «Крым», гласные (депутаты — «ГК») Городской думы и многие другие.

Были произнесены речи и поднят был бокал за процветание самостоятельной Азербайджанской Республики. Я поблагодарил присутствующих за оказанную мне честь. В ответной речи я подчеркнул важность будущей роли нашей республики в деле культурной поддержки своих крымских и др. собратьев».

Классик азербайджанской литературы

В современном Азербайджане имя Юсифа Везирова (1887—1943) известно, прежде всего, в связи с его литературными трудами. Писатель считается одним из классиков национальной литературы. Он известен как автор рассказов и литературно-критических статей, публицист, исследователь народного фольклора и переводчик. Но особое значение придается его романам. Ю.Везиров считается одним из основоположников этого жанра в азербайджанской литературе.

Отдается должное и деятельности Ю.Везирова на государственной службе в недолгий период существования независимой Азербайджанской Демократической Республики (1918—1920 гг.), его публицистическим статьям, посвященным вопросам выработки внешней политики молодого государства.

Однако крымскому периоду жизни писателя уделяется, как правило, не очень много внимания. А ведь в Крыму Ю.Везиров работал в структурах краевого правительства и был активно вовлечен в деятельность крымскотатарского национального движения. Как же получилось, что выходец из Азербайджана стал одним из членов Крымскотатарского национального правительства?

Город-крепость

Юсиф Везиров родился 12 сентября 1887 года в самом сердце Карабаха — городе Шуше. Фамилия Везировых имела аристократическое происхождение. Основоположник этого рода занимал пост визиря при втором карабахском хане Ибрагиме Халиле (правил в 1759—1806 гг.).

Город Шуша была основан в середине XVIII века первым ханом Карабаха Панахом Али ханом. В то время, после убийства в 1747 году воинственного и грозного правителя Надир-шаха, Персия погрузилась в смуту. Ослабление центральной власти привело к усилению феодальных правителей на местах, в результате чего на территории Закавказья возникло несколько полунезависимых ханств. Утвердившись в качестве правителя одного из них и подчинив своей власти армянских меликов горной части Карабаха, которые в прежние времена находились под властью шахских наместников в Гяндже, Панах Али хан озаботился созданием столицы. В 1751 году на вершине высокой обрывистой горы он возвел крепость, ставшую известной под именем Шуша.

Эта история имеет некоторое сходство с тем, как за три столетия до того первые крымские ханы создавали новую столицу в районе современного Бахчисарая. По крайней мере, в обоих случаях большое значение играли военные соображения. Основатель Крымского ханства Хаджи-Герай, опасаясь своих могущественных врагов, перенес свою резиденцию из равнинного Солхата в неприступную крепость, известную сейчас как Чуфут (Джуфт)-кале. Панах Али, который находился в конфликтных отношениях с шахами Ирана, так же выбрал для своего пребывания местность максимально удобную для обороны.

В начале XIX века Карабахское ханство перешло под власть Российской империи, и в 1822 году было упразднено. В то время Шуша уже являлась одним из важнейших городов Закавказья, будучи крупным экономическим и культурным центром. Основное ее население составляли азербайджанцы и армяне.

Шуша играла огромную роль в развитии азербайджанских литературы и музыкального искусства. С этим городом была связана жизнь и творчество поэтессы Хуршид Бану Натаван (1832—1897), композитора Узеира Гаджибекова (1885—1948), знаменитого певца Бюль-Бюля (1897—1961).

Исмаил Гаспринский, поддерживавший тесные связи со многими видными представителями азербайджанской интеллигенции, в 1888 году на страницах «Терджимана» посвятил поэтессе Хуршид Бану, являвшейся дочерью последнего карабахского хана, небольшую заметку: «Хуршид Бану Ханым, женщина лет под пятьдесят, пользующаяся громадным влиянием среди татар и армян Карабага. Хорошо образованная по-восточному, она бойко владеет персидской речью и пером. Владея громадными имениями в пяти уездах Елизаветпольской губернии, она отличается щедростью и благотворением. Достаточно указать, что она устроила водопровод в г.Шуше, на что издержала около ста тысяч руб… Как представительница прекрасной половины мусульманского общества, Хуршид Бану Ханым вполне отвечает своему положению, отличаясь сообразительностью и тактом».

Юсиф и Мир-Гасан

Но вернемся к фигуре Ю.Везирова. Отец будущего писателя — Мирбаба Мирабдулла оглу — в совершенстве владел персидским и турецким языками, благодаря его влиянию юный Юсиф познакомился с классикой персидской и азербайджанской поэзии. Свои первые стихи Юсиф стал писать еще в период обучения в школе. Большое влияние на него  оказало творчество выдающегося русского писателя Антона Чехова. Еще в период обучения в реальном училище вместе со своим двоюродным братом Мир-Гасаном Везировым (1886—1918) Юсиф издавал рукописный юмористический журнал «Фокусник» на русском языке.

В девятнадцать лет, после смерти отца, Юсиф был вынужден взять на себя заботы о содержании матери, младшего брата и сестер. В этот тяжелый период своей жизни он сблизился с братьями Абдуллаевыми, выходцами из южноазербайджанского села Чеменземин. Отец Юсифа при жизни приютил их в своей семье, когда братья приехали на заработки. В знак уважения к ним Юсиф взял себе псевдоним Чеменземинли, которым подписано большинство его художественных произведений.

В 1910 году Ю.Везиров поступил на юридический факультет Киевского университета. В студенческие годы он проявляет большой интерес к различным аспектам общественно-политической жизни, истории и религии, активно публикуется в периодической печати.

В революционном 1917 году проживавшие в Киеве азербайджанцы при активном участии Юсифа Везирова создают национальный комитет. Ю.Везиров выступает как активный сторонник идеи создания независимого азербайджанского государства. В 1917 году в Баку выходит его книга «Азербайджанская автономия», а в Киеве его усилиями создается отделение партии «Мусават».

Тем временем Мир-Гасан Везиров, являвшийся уже активным участником революционного движения, заболел туберкулезом, и был вынужден оставить обучение в Новочеркасском политехническом институте и поехать на лечение в Крым.

В издававшейся в Санкт-Петербурге газете «В мире мусульманства» можно обнаружить опубликованную в апреле 1912 года корреспонденцию из Ялты. Автор публикации, указанный как Мир-Гасан Визиров, рассказывает о состоявшемся 8 (21) апреля 1912 года заседании правления «Общества пособия бедным татарам Южного берега Крыма». Участники собрания признали весьма желательным открытие в Дерекое специальных женских классов для обучения кройке, шитью и рукоделию и выразили согласие сделать пожертвования на это дело из своих личных средств. Автор материала, со своей стороны, высказывал пожелание, чтобы доброе начинание местного татарского благотворительного общества стало примером, достойным подражания, для мусульманских обществ других областей России.

Судьба Мир-Гасана сложилась трагически. Примкнув к большевикам, он в мае 1918 года вошел в состав Бакинского совета народных комиссаров, заняв пост народного комиссара земледелия. После свержения власти Бакинской коммуны 20 сентября 1918 года в числе 26 бакинских комиссаров Мир-Гасан Везиров был расстрелян.

(Продолжение следует).

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог