Курс валют USD 0 EUR 0

Водопад не должен иссякнуть!

Комментариев: 0
Просмотров: 2 054

«Учансув» – 25!

Свое детище — ансамбль «Учансув» Али АЛИМОВ назвал не раздумывая. Сверкая, играя в лучах крымского солнца, обдавая искристыми капельками, падают летящие струи воды, даря всему вокруг живительную влагу – это водопад. Только с ним сравнимо завораживающе зрелище, грандиозное по размаху  и мастерству, с легкостью, грациозностью и задором исполняемое ансамблем под руководством мэтра крымскотатарского танца Али Алимова.   Яркими брызгами танцевального водопада, зажигательными ритмами, колоритными масштабными композициями отличается каждый концерт «Учансув», даря зрителю очередной заряд позитива вот уже 25 лет.

IMG_2234

Дебют «Учансув»

Первое выступление ансамбля прошло в библиотеке им. И.Франко в Симферополе ровно 25 лет назад. Вернувшись в Крым в 1989 году, Али Алимов предложил  Серверу Какура  создать крымскотатарский ансамбль песни и танца.

— Благодаря Исмету Заатову нам предоставили небольшое помещение в Республиканском Дворце художественного творчества, сейчас в этом здании Крымскотатарский театр, — вспоминает Али-ага, — где мы с Сервером  уже в феврале 1989-го провели отбор претендентов, а их со всего Крыма оказалось более ста человек, и начали репетиции. В те годы, воодушевленные возвращением на родину и желанием возродить национальное искусство, мы не думали о материальных благах, работали, как говорят, на голом энтузиазме.

Ему аплодировала легендарная Сабрие

Шустрый, непоседливый мальчонка Али заставлял хохотать до слез и хлопать в ладоши от умиления саму Сабрие Эреджепову, когда та бывала в гостях у его мамы Зейнеб Асановой. Зейнеб-ханум работала сначала в крымском профкоме, позже ее направили на учебу в комвуз (коммунистическое высшее учебное заведение), окончив которое она стала работать завмагом. Лучшие костюмы и наряды она по знакомству доставала для подруги Сабрие. Затянувшись сигаретой, после душевной беседы они пели вместе народные песни, а Азизе-битай, чтоб прогнать грусть-тоску, давала в руки 5-летнему Али скалку и просила: «Къана, балам, чобан оюныны ойначи!» («Ну-ка, сынок, станцуй нам танец пастуха!»).

— И я с детской непосредственностью и задором пускался в пляс, ловко орудуя скалкой, словно  пастушьим посохом, чем вызывал у мамы, бабушки и уважаемой гостьи восторг, аплодисменты и одобрительные возгласы: «Машалла!», — рассказывает Али-ага. – Мой дядя Сеитджелил до войны был танцором и на московской олимпиаде выступал, имел призы и награды, я с малолетства украдкой подмечал тонкости движений танцев, старался во всем ему подражать.

Из сапожника в танцоры

В Андижане, куда Али с семьей попал в депортацию, пришлось работать и сапожником, и рабочим-модельщиком на заводе «Коммунар», и шофером. О сцене и танцах юноша даже не мечтал,  спецпоселенцам надо было выживать. Какое-то время работал  в андижанском детдоме, руководил танцевальным кружком. Придумывал для ребятишек 1-7 классов  танцевальные композиции, несмотря на отсутствие профессиональных навыков, у него неплохо получалось. Детям, руководству и зрителям нравились оригинальные хореографические постановки,  их выступления  имели успех, а для Али это стало смыслом жизни. Крымскотатарский композитор Яя Шерфединов (с сыном которого Али дружил), устроив в Чинабаде «просмотр» — Алимов продемонстрировал несколько танцевальных движений под аккомпанемент его скрипки,  предложил устроиться в Узбекский республиканский уйгурский театр.  С 1947 года Али-ага возглавил танцевальный коллектив в железнодорожном клубе, параллельно  преподавал танцы в кружке при Дворце пионеров.

Через два года Али женился на соседской девушке Меве Бекир. Ее семья во время гитлеровской оккупации Крыма была угнана из Севастополя в Германию, после войны их как крымских татар депортировали в Узбекистан.  В Андижане, в общем дворе, где жили 15 семей переселенцев разных национальностей (половину из которых составляли крымские татары), и сыграли свадьбу, на которой собрались родные, соседи, коллеги, друзья.

Вскоре судьба свела Алимова с интересным и талантливым человеком Валентином Васильевичем Беляковым, бывшим художественным руководителем кремлевского театра, высланным в Андижан по чьему-то навету. По его рекомендации Али-ага отправился в Москву  в хореографическую студию. Эти годы учебы Алимова стали прогрессивным прорывом.  Известные  хореографы-профессионалы А.Мессерер, Г. Уланова, В. Вайнонен, И.Моисеев стали его учителями. Они давали уроки, делились секретами мастерства, приобщали своих учеников к прекрасному – водили в театры, на оперы и балеты, приглашали на концерты. Особой популярностью в те годы пользовались бальные танцы. Али Алимов имел успех у дам, заметивших его способности. Они, не давая продохнуть,  наперебой приглашали его на танец, и он, как истинный кавалер, не мог им отказать, кружа в вихре вальса или фокстрота. Окончив учебу и успешно сдав экзамен в Колонном зале Москвы, Али-ага стал специалистом по подготовке руководителей хореографических коллективов,  а в 1957 году лауреатом I Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Большой успех, или Гастроли вагон-клуба

Среди массы грамот, дипломов, призов и газетных вырезок, бережно хранящихся у Али-ага в чемоданчике, я обратила внимание на пожелтевшую вырезку из газеты 1959 года с фотоснимком пар, исполняющих венгерский танец. Под громким заголовком «Большой успех» помещена статья об андижанском коллективе, добившемся большого успеха на художественной самодеятельности  клубов и красных уголков Ташкентской железной дороги. Приведу лишь одно предложение из данной публикации, ярко иллюстрирующее масштабность постановок и уровень профессионализма хореографа: «Все двадцать номеров программы, подготовленной под руководством А.Алимова, были оценены жюри на «хорошо» и «отлично».

Успех не остался  не замеченным вышестоящими чиновниками, коллективы были премированы. Али Алимову с его ансамблем выделили вагон-клуб, на котором они должны были колесить по железной дороге с концертами для  колхозников. Курьезные случаи, произошедшие с их вагончиком  и на полустанках, по сей день вызывают у Али-ага улыбку.  Прибыв как-то на отдаленную станцию, артисты  с костюмами и инструментами пешком отправились за 5 километров в узбекский кишлак. После успешного  выступления, преодолев обратный пеший путь, в предвкушении долгожданного  отдыха, танцоры к своему удивлению обнаружили, что вагончика-то нет. Кинулись к начальнику станции – тот в недоумении. Пока суть да дело, выясняли, куда его по ошибке прицепили и направили, артисты вынуждены были на несколько суток разместиться на станции в походных, можно сказать, условиях.

Еще запомнилось выступление многочисленной группы на забытой богом и людьми станции для трех невозмутимых узбеков. Жизнь артистов на колесах была полна и трудностей, и курьезов. Гастролируя по железной дороге по городам и весям  Узбекистана, коллектив Али-ага дарил людям приятные часы общения с искусством, набирался опыта и оттачивал свое мастерство.

«Танец горных пастухов» и масштабное шоу для одесситов

В ритмах танца, в движениях рук, в блеске глаз Али Алимова словно в  капельках брызг водопада всегда отражался родной Крым. Не имея возможности вернуться на родину  (Крым был тогда закрыт для крымских татар), он переехал в  Одессу, где жил его дядя-журналист Амет Озенбашлы, которого чудом миновала депортация. В 1967 году Али-ага создал ансамбль на базе судоремонтного завода и вел танцы в одесском Дворце пионеров. В Одессе со своим коллективом он поставил свой любимый танец «Чобан оюны», однако называть его своим именем по политическим соображениям не стал. Артисты исполняли «Танец горных пастухов» — тут уж придраться было не к чему.

Али Алимову удалось в Одессе к юбилею Великой Октябрьской революции организовать грандиозное даже по сегодняшним меркам шоу. Он разработал сценарий  с участием экспозиций  на движущихся по центральной улице Одессы грузовиках с макетами городов-героев, 16 республик СССР  и даже Мавзолея, с синхронно выполняющими различные движения школьниками, с которыми в течение четырех месяцев Али-ага лично по школам репетировал. Договорившись с молдавскими войсками, он организовал воздушное представление с парашютистами. В масштабном праздневстве были задействованы  более 1000 человек. Горком партии Одессы высоко  оценил заслуги постановщика-хореографа, выделив ему 4-комнатную квартиру.

Водопад не должен иссякнуть

Успехи и достижения ансамблей «Учансув» и «Фиданлар», функционирующих под руководством Али Алимова при Крымском инженерно-педагогическом университете, не раз отмечались в прессе.  Это и победы в различных международных фестивалях, и выступление в Организации Объединенных Наций (США). Сегодня ни одно праздничное национальное мероприятие в Крыму, крымскотатарская свадьба не обходятся без выступления участников или выпускников ансамбля. Оглядываясь на  свою почти 70-летнюю творческую деятельность, 88-летний хореограф сожалеет лишь о двух вещах: что в свое время  не решился поступить и окончить ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) и не вырастил продолжателя своего дела, которому  доверил бы свое детище. Водопад не должен иссякнуть!

IMG_6794

На юбилее мэтра А. Алимова не одно поколение воспитанников

IMG_6780

Выступает «Учансув»

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог