Курс валют USD 0 EUR 0

Полк  ее  величества

Комментариев: 0
Просмотров: 124

ТАРИХЧИ

К концу XIX столетия Российская империя вошла в зенит своего могущества. Огромное государство, в ходе многовековой экспансии раздвинувшее свои границы от вод Балтики и Черного моря на западе до берегов Тихого океана на востоке, объединяло под своей властью множество народов и племен, принадлежавших к самым разным религиям и культурам.

Фигура царя-самодержца занимала центральное место в государственном устройстве империи. Ничем не ограниченная и никому неподотчетная власть верховного правителя делала его единоличным вершителем судеб более ста миллионов подданных.

Император Александр III, взошедший на престол в марте 1881 года, когда в результате покушения, осуществленного революционерами, погиб его отец Александр II, был преисполнен решимости во что бы то ни стало сохранить существующий политический строй и не допустить в России революции. Новый император отказался от планов либеральных преобразований, разрабатывавшихся при его отце. Внутренняя политика правительства была направлена на консервацию общественно-политической жизни, заморозку социальных противоречий.

Александр III был прозван современниками миротворцем. При нем Россия не вела войн. По крайней мере, крупных. Империя в его правление завершила покорение туркменских племен, выйдя к Кушке, и установила контроль над Памиром. На этом границы России в Центральной Азии приобрели свой окончательный вид.

К этому моменту все земли, составлявшие в далеком прошлом Золотую Орду, были уже подчинены власти Петербурга. Крым занимал в их ряду весьма своеобразное положение. Минуло уже сто лет со времени падения Крымского ханства. И, с одной стороны, полуостров был уже рядовой провинцией империи. С другой, его южный берег, славный своим субтропическим климатом, стал излюбленным местом отдыха петербургской аристократии. В том числе и царской семьи. Таким образом, здесь соседствовали и время от времени пересекались друг с другом два совершенно разных мира — патриархальный мир татарского мусульманского крестьянства и мир высшей знати империи, своим образом жизни, культурой и даже кровью тесно связанный с аристократией европейских стран.

Принцесса Гессен-Дармштадская

Утром 10 октября (22 октября по новому стилю) 1894 года эскадроны Крымского дивизиона прибыли на железнодорожную станцию в Симферополь. Кавалеристы должны были приветствовать здесь прибывающую на поезде высокопоставленную гостью.

Ею была 22-летняя принцесса Алиса Гессен-Дармштадская. Дочь герцога Гессена (область в центральной части Германии) Людвига IV, она была любимой внучкой британской королевы Виктории. В Россию принцесса прибыла в официальном качестве невесты наследника российского престола цесаревича Николая Александровича (будущего императора Николая II). И Крымскому дивизиону первому из российских воинских частей предстояло приветствовать будущую императрицу.

Надо отметить, что солдаты в дивизион набирались исключительно из крымских татар, в то время как костяк его командного состава состоял преимущественно из русских офицеров, переведенных из других кавалерийских частей.

Выстроившийся в конном строю с трубачами дивизион приветствовал принцессу Алису. Вооруженные шашками и винтовками, с черными смушковыми татарскими шапками на головах, эскадронцы красовались на вороных кавказских лошадях.

Все офицеры дивизиона во главе со своим командиром полковником Баумгартеном сопровождали экипаж с принцессой от симферопольского вокзала до селения Мамут-Султан (ныне село Доброе Симферопольского района).

Прибыв в Алушту, принцесса, наконец, после долгой разлуки встретилась со своим женихом. Позавтракав в доме отставного генерала Голубова (этот особняк сохранился до нынешнего времени, в нем сегодня размещается алуштинская городская библиотека), пара отправилась в царское имение в Ливадии.

«Боже мой! Какая радость встретиться с ней на родине и иметь близко от себя — половина забот и скорби как будто спала с плеч. На каждой станции татары встречали с хлебом-солью; на границе Массандры ждали: Лазарев, Олив и Вяземский. Вся коляска была запружена цветами и виноградом. Мною овладело страшное волнение, когда мы вошли к дорогим Родителям. Папа был слабее сегодня, и приезд Аликс, кроме свидания с о. Иоанном, утомили его!», — такую запись в своем дневнике оставил в этот день будущий император.

Заметим, что это одно из считанных упоминаний крымских татар в царском дневнике. Николай II достаточно подробно описывал свое крымское времяпрепровождение, поездки и стоявшую погоду. Но жизнь местного населения будущего императора, судя по всему, особо не интересовала. По крайней мере, это не отражалось на страницах дневника.

Царские болезни

Как видно из приведенной выше цитаты, Александр III к моменту приезда Алисы в Ливадию был очень сильно болен. Александр III отличался высоким ростом (почти два метра) и исключительной силой. Он мог пальцами гнуть подковы. Когда в 1888 году царский поезд потерпел крушение близ Харькова, царь, как говорили, удерживал на своих плечах обвалившуюся крышу вагона. Это происшествие не осталось без последствий. Император стал жаловаться на боли в пояснице, и врачи диагностировали у него болезнь почек. Его состояние постепенно ухудшалось.

Настойчивость влюбленного Николая и ухудшающееся состояние здоровья заставили Александра III согласиться на брак своего наследника с Алисой Гессенской. Император первоначально был против этого союза, опасаясь, что принцесса могла унаследовать от своей бабушки, королевы Виктории, гемофилию — редкое наследственное заболевание, вызывающее нарушение процесса свертывания крови. Ген гемофилии передавался по женской линии. Сами женщины-носители гемофилии не страдали от болезни, но она могла проявиться у рожденных ими сыновей. Опасения Александра III, как показало будущее, были небеспочвенными. Но ему не суждено было об этом узнать.

Спустя 10 дней после приезда принцессы Алисы в Крым, император скончался в Ливадии. Он всего несколько месяцев не дожил до своего 50-летия. В тот же день у дворцовой церкви в Ливадии Николай Александрович был провозглашен новым царем. Свита и войска принесли присягу новому правителю. Вряд ли кто-то из участников той церемонии мог представить себе, что присутствует при восшествии на трон последнего российского монарха.

Вся империя погрузилась в траур. «22 октября во всех мечетях Бахчисарая, при громадном стечении народа, совершено молебствие за упокой души в Бозе почившего Государя Императора Александра Александровича. Все магазины заперлись, на улицах и площадях никого не оставалось», — сообщала в те дни газета «Терджиман».

Личный состав Крымского дивизиона участвовал в траурных мероприятиях при перенесении гроба с телом умершего царя из Ливадии в Ялту, откуда оно морем было вывезено в Севастополь, а уже оттуда поездом отправлено в столицу.

Свадьба Николая II и принцессы Алисы состоялась вскоре после похорон Александра III. Как впоследствии писал один из великих князей: «Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов».

Валиде

Прошли годы со времени прибытия Алисы Гессенской в Крым. Приняв православие, как полагалось супруге русского императора, она именовалась теперь императрицей Александрой Федоровной.

Императрица Александра Федоровна с офицерами Крымского полка

 

10 (23) октября 1909 года в пятнадцатую годовщину прибытия будущей императрицы в Крым в Симферополе проходило открытие полковой мечети Крымского конного полка, в который был уже преобразован Крымский дивизион. В честь императрицы мечеть получила имя «Джемиет Валиде».

Николай II и его супруга по этому случаю отправили в Крым приветственные телеграммы, в которых сообщали о назначении Александры Федоровны шефом Крымского конного полка. «Приветствую мой полк, по случаю открытия полковой мечети в Симферополе, в памятный для меня день первой моей встречи с полком 15 лет тому назад. От всей души желаю Моему полку счастья и процветания на радость Государю и Мне», — писала в своей телеграмме последняя российская императрица.

(Продолжение следует.)

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог