Курс валют USD 0 EUR 0

Полк ее величества

Комментариев: 0
Просмотров: 188

ТАРИХЧИ

(Продолжение. Начало в №№41—43)

Летом 1914 года, после убийства в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда, отношения между ведущими европейскими державами крайне обострились. Военный конфликт, начавшийся между Австро-Венгрией и Сербией, существенным образом накалил обстановку на континенте. Российский император и его правительство приняли решение вмешаться в конфликт на стороне сербов. 31 июля 1914 года в России была объявлена всеобщая мобилизация в армию. Приведенные в боевую готовность военные части выдвигались к западным границам империи. В ответ Германия предъявила России ультиматум с требованием прекратить мобилизацию. В ночь на 1 августа германский посол в Петербурге вручил министру иностранных дел России ноту об объявлении войны. На сторону России встали Франция и Англия. Так начиналась Первая мировая война.
В течение 45 дней в рамках мобилизации в Российской империи под ружье было поставлено более 3,3 миллиона военнослужащих и более 0,5 миллиона ополченцев. Начало войны проходило в России на фоне огромного патриотического подъема. Общественное мнение полагало, что Россия должна прийти на помощь братьям-сербам, освободить другие славянские народы от австрийской власти и тем самым «слить славянские ручьи в русском море». Антинемецкие настроения в обществе зашкаливали, и толпы народа, высыпавшие на улицы столицы, с ожесточением громили опустевшее здание германского посольства. Казалось, самые различные слои общества многонациональной империи, отбросив в сторону былые противоречия, сплотились вокруг фигуры царя. Вряд ли тогда кто-либо мог себе представить, какой долгой и кровопролитной окажется новая война.
Впрочем, были и немногие, высказывавшиеся против участия России в новом европейском конфликте, в том числе такие совершенно разные и непохожие друг на друга люди, как находившийся в опале бывший глава правительства Сергей Витте (стараниями которого империя смогла выйти из прошлой, неудачной для царской армии, русско-японской войны 1904—1905 гг.) и фаворит царской семьи сибирский крестьянин Григорий Распутин. По мнению первого, война в Европе была бы выгодна прежде всего США, которые бы стали центром притяжения для финансового капитала, бегущего из европейских банков. России же, по мысли Витте, война сулила экономический крах и революцию. Государство, по его убеждению, ввязывалось в авантюру, далекую от защиты национальных интересов.
Однако настроение двора, правительства и самого монарха было прочно на стороне войны. И даже Распутин, пользовавшийся огромной любовью и привязанностью царской семьи, не мог ничего изменить. Его телеграмма с призывом не затевать войну, по воспоминаниям современников, вызвала у царя лишь чувство раздражения.

Боевое крещение

В августе 1914 года Крымский конный ее величества государыни императрицы Александры Федоровны полк вместе с другими частями российской армии был направлен на фронт против Германии и Австро-Венгрии.
К тому времени много воды утекло со времени событий Отечественной войны 1812 года, в которой активно участвовали полки, сформированные из крымских татар. Уже на протяжении многих десятилетий крымскотатарские национальные военные формирования не принимали участия в военных действиях. Как правило, функции полка сводились к участию в охране царской семьи во время ее пребывания в Крыму и поддержанию общественного порядка на полуострове. Теперь же полку предстояло участвовать в настоящей войне и показать, что крымские татары не разучились воевать. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что многие крымские татары, будучи мобилизованными в обычные части императорской армии, стали активными участниками русско-японской войны 1904—1905 гг. Во время Первой мировой войны служба крымских татар также не ограничивалась одним Крымским конным полком. Помимо национальной воинской части, во время мобилизации их направляли и в ряды других воинских частей.
4 (17) августа Крымский конный полк под командованием своего командира полковника Дробязгина, погрузившись в эшелоны, отправился к румынской границе. Одна из русских газет, описывая эти события, не жалела для этого красок:
«…Проводы его носили грандиозный характер и собрали много тысяч татар со всего полуострова. «Иншалла, иншалла! («Бог в помощь!») — слышались со всех сторон напутствия. — Не посрамите славу предков, добывших ее своею кровью в первую отечественную войну». «Иншалла!» — дружным хором гремели в ответ солдаты-татары из своих вагонов. И эти проводы, и весь характер этой картины, полной энтузиазма и южной экспансивности, носили незабываемый характер».
6 (19) августа полк выгрузился на станции Рыбница на Днестре. Пробыв некоторое время в Бессарабии, полк вскоре направился на север. 9 (22) сентября полк прибыл на станцию Гродно (город в западной части современной Белоруссии), выступил походным порядком в район Августовских лесов на территории современной Польши.
Здесь Крымский конный полк был включен в состав Сводной кавалерийской дивизии, которой командовал генерал-майор Павел Скоропадский (будущий гетман Украинской державы в 1918 году). Начальником штаба дивизии был барон Врангель (будущий главнокомандующий Белой армией в Крыму).
Совершив под непрекращающимся дождем тяжелый переход по болотистой местности, полк после самого короткого отдыха сразу приступил к участию в боевых действиях. 10 (23) сентября разъезды полка впервые столкнулись с противником. Неприятельский разъезд был обращен в бегство, но и в рядах эскадронцев не обошлось без потерь. В разъезде 2-го эскадрона был убит всадник. Для Крымского конного полка это была первая жертва в текущей кампании. Впоследствии, спустя десятилетия, историки полка уже не могли вспомнить имени этого человека. В масштабах всего конфликта это был лишь один из 10 миллионов солдат, сложивших голову в войне, жестокость которой превзойдет лишь Вторая мировая…

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог