Курс валют USD 0 EUR 0

Доктор, редактор и нарком

Комментариев: 0
Просмотров: 417

Студенческое удостоверение Халиля Чапчакчи

В календаре знаменательных и памятных дат 2024 года, подготовленном Крымскотатарской библиотекой имени Исмаила Гаспринского, значится, что 17 марта исполнилось 135 лет со дня рождения общественного и политического деятеля Крыма Халиля Чапчакчи. Сведения о нем до сих пор немногочисленны, имеющиеся публикации­ до того скромны, что бе­зусловно не отвечают тем масштабам, которым соответствует эта личность. Наш вклад будет также невелик, но потихоньку, шаг за шагом, сообща будем наполнять копилку знаний о нем.
В моем распоряжении некоторые архивные документы, один из которых гласит:
«По метрической книге о родившихся мечети деревни Аутка Дерекойской волости, Ялтинского уезда за 1889 год под №3 записан акт следующего содержания: тысяча восемьсот восемьдесят девятого года март семнадцатого дня у Бахчисарайского мещанина Селямета Халиль оглу Чапчакчи и законной жены его Айше родился сын коему имя дали Халиль в чем и выдана настоящая выпись за подписью моей 1901 г. марта 12 дня.
Хатип мечети деревни Аутка Сеит Бекир Мустафа эфенди».
О детстве Х. Чапчакчи, о ­его начальном образовании­ пока не располагаем сведениями, но полученный аттестат зрелости свидетельствует о том, что он поступил в Симферопольскую гимназию М. А. Волошенко, в 5-й класс, в январе 1909 года и завершил полный восьмиклассный курс 9 июня 1912 года. В том же году он едет в Одессу и поступает на медицинский факультет Императорского Новороссийского Университета. В архивном деле имеется прошение, датируемое 25 сентября 1912 года, на имя проректора от студента первого курса Халиля Чапчакчи: «Честь имею покорнейше просить распоряжения Вашего Превосходительства о выдаче мне удостоверения­ о том, что я числюсь студентом Императорского Новороссийского Университета, и свидетельство о приписке к призывному участку на предмет представления по воинской повинности присутствия для ходатайства о предоставлении мне отсрочки по воинской повинности до окончания образования в университете».

Аттестат об окончании гимназииДоктор, редактор и нарком

Также в архивном деле мы находим документ на ­имя проректора от 21 августа 1914 года, где Чапчакчи просит выдать справку, что он является студентом университета, для предоставления в Ялтинское уездное земство для получения стипендии.
Возможно, в дальнейшем исследования предоставят более подробные фрагменты из студенческой жизни Халиля Чапчакчи, но имеющиеся сведения нас сразу окунают в революционные события 1917 года, где наш герой в составе Временного Крымско-мусульманского исполнительного комитета приступил к активной деятельности на национальном поприще. Образованность, среда воспитания и становление в обществе передовой мысли способствовали раскрытию таланта медика по образованию, журналиста и общественно-политического деятеля по призванию.
Чтобы стать ближе к русской демократии, приблизить ее к себе, Мусульманский исполком предусмотрительно создал газету «Голос татар» на русском языке.
Газета просуществовала полгода, всего вышло 17 номеров, последний — 29 декабря 1917 года. За весь период сменились три редактора: Ибрагим Озенбашлы (№№1-4,9), Али Боданинский (№№5-8, 10, 11) и Халиль Чапчакчи (№№12-17).
Возглавив редакцию к середине октября 1917 года, Халиль Чапчакчи активно выступает на страницах «Голоса татар». Изложенные им взгляды на события, размышления о происходящем дают представление о царящей тогда общественно-политической мысли.
Рассуждая о мусульманской демократии и революции, он пишет: «Если после 1905 года печатное слово нашло в мусульманском мире более широкое распространение, то все же, нам думается, никакие возможные пропаганды революционных идей не дали бы такого успеха в смысле изменения отношения мусульманской демократии к державной власти и ее политике, как циркуляры Столыпиных, Кассо и выступления­ Аджемовых и Милюковых, которые каждый раз отравленными кинжалами пронизывали и мозг, и сердце мусульман, нанося незаживаемые раны их религиозным и национальным чувствам, и тем самым будя в них бесконечную тоску по той свободе, которая прошла однажды мимо них в 1905-м, ­оставив о себе лишь сладкое­ воспоминание».
Его перу принадлежит описание одного из дней работы Курултая, где он заостряет внимание на женском вопросе и стремительном его продвижении в работе национального съезда.
«Точно в миг заполнилась про­пасть­ религиозных, общественных и всяких других предрассудков, и, как грешник на исповеди, сегодняшний оседлый татарин в лице Курултая спешит вымолить у родной сестры татарки прощение за вековое заточение ее в четырех холодных стенах и почти единогласно проводит в коллегию председателей Курултая одну из представительниц татарок.
Таким образом, президиум Курултая украшает траурного цвета из черного бархата символическая шапочка, обтянутая кругом белой­, также символической чадрой. Если черная шапочка принесла в Курултай вековые страдания женщины-татарки, то белая чадра должна была унести из Курултая полный мир, дружбу, согласие и равноправие между татарином-мужчиной и женщиной-татаркой».

Как указывают местные краеведы, в этом доме в Аутке проживала семья Чапчакчи

После трагических событий — разгрома Курултая­ большевиками в январе 1918 года и прекращения выпуска газеты «Голос татар», с во­зобновлением работы Крымскотатарского парламента, в мае 1918 года стала выходить газета «Крым» на русском языке, редактируемая, как отмечают исследователи, Халилем Чапчакчи. Мне довелось держать в руках всего лишь несколько сохранившихся номеров этого бесценного издания, и будем надеяться, что когда-нибудь найдутся еще экземпляры газеты, раскрывающие суть нашего исторического прошлого.
Годы Гражданской войны в Крыму характеризуются частой сменяемостью власти. Халиль Чапчакчи принадлежал к группе деятелей, которую можно сравнить с движением неприсое­динения, поэтому в ней видели оппонентов приходившие к власти силы, а со стороны некоторых она подвергалась даже жестоким преследованиям. Эта группа вошла в историю под названием «Милли фирка».
В своих показаниях по ­уголовному делу Х. Чапчакчи утверждал: «Еще будучи гимназистом, был несколько раз арестован крымской полицией, при белых три раза подвергалась моя квартира обыскам, также будучи студентом в Одессе подвергался арестам».
Пришедшие к власти большевики, окончательно победившие всех своих врагов на полуострове в ноябре 1920 года, учитывая­ высокий авторитет беспартийных деятелей из числа крымских татар среди народа и знание­ ими дела, привлекли их к советскому строительству. Последние, в свою­ ­очередь признав несокрушимую в тот момент силу большевизма, пошли на сотрудничество с советской властью ради интересов народа. Справедливости ради следует заметить, что некоторые их соратники, не приняв власти победителей, заблаговременно побеспокоившись о собственной безопасности, покинули пределы полуострова.
После провозглашения­ Крымской АССР, Халиль Чапчакчи занял в республике пост наркома здравоохранения. Следует осознавать, что налаживание процесса медицинского обеспечения населения и гостей полуострова происходило под его непосредственным руководством. Одновременно, как свидетельствуют различные­ источники, он не прекращал деятельности в национальном движении и принимал активное участие­ в процессах, происходивших внутри крымскотатарского народа.
В 1928 году Халиль Чапчакчи подвергся репрессиям и стал, с еще несколькими соратниками, основным фигурантом дела «Милли фирка». Когда-нибудь знакомство с его уголовным делом предоставит ценные материалы, в том числе и биографического плана, однако, и в нашем распоряжении имеются отдельные сведения, просочившиеся «на волю».
Во время следствия­ следователей неоднократно интересовал вопрос о реэмиграции крымских татар, на который Х. Чапчакчи дает такой ответ: «Вопрос о реэмиграции татар в Крым берет свое­ начало в 1905 году, когда на страницах газеты «Ветан Хадими» и в общественных местах тогдашняя­ революционная татарская интеллигенция­ подняла вопрос о земле­устройстве крымских татар. После Февральской революции 1917 года, с самого начала революции он снова был поднят и на страницах татарских газет, и в татарских общественных ­учреждениях.
Среди постановлений I-го учредительного съезда Советов Крыма также имеется пункт о возвращении в Крым татар и их землеустройстве. На одном из заседаний КрымЦИКа по предложению члена Президиума Решида Ногаева было вынесено постановление о переселении в Крым 20000 крымских татар и землеустроить их как показательные хозяйства».
Свое видение Халиль Чапчакчи излагает и по поводу деятельности «Милли фирка»: «Определенной партии­ не было, но людей, настроенных обслуживать отсталые­ татарские массы были и ­они были приглашены ­еще т. Бела Куном и т. Гавеном для советской работы и почти все вошли в советские ­учреждения, начиная с 1921 года… Людьми, настроенными обслуживать татарские­ массы и реагировать на крымские общественные вопросы, были главным образом немногочисленные татарские­ интеллигенты, как например: ­Озенбашлы, Чапчакчи, Чобан-заде, Хаттатов, А. ­Одабаш, Б. Одабаш, Турупчи, Али Сеттаров – все указанные лица беспартийные, но так как центром общественной жизни в Крыму до последнего времени считалась кофейня, то здесь и встречались как работники беспартийные, так и партийные. Из партийных кофейню посещали Вели Ибраимов, Умер Ибраимов, Сейдаметов, Ислямов, Балич и др. Почти ежедневно с 6-7 часов утра работники имели обыкновение ходить в кофейню, куда всегда съезжаются крестьяне Крыма и где за столами или в отдельных ее комнатах, за чаем или кофе говорили о текущих общественных вопросах Крыма…. Тут читались утренние­ газеты».
Халиль Селямет-оглу Чапчакчи был приговорен к высшей мере наказания, затем замененной в 1931 году 10 годами лагерей. К сожалению, о дальнейшей его судьбе нам до сих пор ничего неизвестно.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог