Курс валют USD 0 EUR 0

Полк ее величества

Комментариев: 0
Просмотров: 194

ТАРИХЧИ

(Продолжение. Начало в №№41—45)

Обстрел турецким флотом Севастополя осенью 1914 года дал старт военным действиям между Российской и Османской империями. Извещая в специальном манифесте своих подданных о начале войны с Турцией, Николай II выражал надежду на то, что «безрассудное вмешательство» Турции в европейскую войну откроет для России «путь к разрешению завещанных ей предками исторических задач на берегах Черного моря».

Империи и их амбиции

Несмотря на осложнения, которые могло принести вступление Турции в Первую мировую войну на стороне Германии, значительная часть российской общественности была воодушевлена. Казалось, что давние, лелеемые на протяжении веков мечты царей об овладении черноморскими проливами и водружении креста над Ай-Софией осуществятся уже в скором будущем. Третий Рим, намереваясь установить свое господство над вторым, вовсю примерял на себя роль наследника византийских императоров, а также освободителя и защитника небольших христианских народов Ближнего Востока. Российская дипломатия вела активные переговоры со своими английскими и французскими союзниками о грядущем послевоенном разделе Османской империи между державами-победителями.
У лидеров российских мусульман в обстоятельствах того времени не было никакого иного выбора, кроме как заявить о поддержке правительства страны, в которой они жили. Муфтии направили императору верноподданические телеграммы. На местах организовывались манифестации и молебны в поддержку российской армии. «Мусульмане в России не составляют случайного наносного элемента. Они являются исконными обитателями местностей, в которых живут. Они имеют за собой старые традиции испытанной совместной дружной жизни с русским народом», — писала редактируемая известным крымскотатарским общественным деятелем Исмаилом Лемановым петербургская газета «Миллят», объясняя своим читателям позицию российских мусульман в войне с Турцией.
Тем временем на другой стороне фронта турецкие войска готовились к наступлению на Кавказ. Молодой вождь младотурок Энвер-паша и его окружение были воодушевлены пантюркистскими идеями. В новой войне с поддержкой Германии они надеялись восстановить былую славу Османской империи, устранив опасность, грозившую самому ее существованию. Младотурки видели себя в роли освободителей мусульманских народов Кавказа, Центральной Азии и Поволжья. Несмотря на недавнее поражение османов в балканской войне, лишившее Турцию ее последних европейских владений (за исключением Стамбула и Восточной Фракии), Энвер-паша лелеял мечту о великом Туране и победоносном походе своей армии на восток.

Крымскотатарская общественность и война

Начало войны с Германией и ее союзниками привело к активизации в России деятельности благотворительных организаций. Создавались и новые общественные структуры, призванные оказать помощь армии и государству в трудное время. Общественные организации и частные лица участвовали в сборе денежных пожертвований, открывали лазареты для раненых, собирали для солдат вещи и медикаменты. Крымскотатарская общественность тоже не оставалась в стороне. В Симферополе был организован мусульманский комитет для помощи раненым воинам, который возглавил исполняющий дела таврического муфтия Адиль мурза Карашайский. Создается и женский мусульманский комитет для подготовки белья для раненых солдат.
29 сентября (12 октября) 1914 года императрица Александра Федоровна приняла в Александровском дворце в Царском селе гостью из Крыма. Ею была Сайде-ханым Муфти-заде, приехавшая к царице с просьбой разрешить ей лично доставить в Крымский конный полк теплые вещи, пожертвованные крымскими татарами. Газета «Миллят» писала по этому поводу, что будучи шефом полка, Александра Федоровна милостиво беседовала с госпожой Муфти-заде и подарила той свой портрет с собственноручной подписью.
Сайде-ханым была видной представительницей крымскотатарской аристократии. Ее супруг — бывший депутат Думы и известный крымский меценат и общественный деятель полковник Исмаил мурза Муфти-заде сам в прошлом провел долгие годы на военной службе, участвуя в том числе и в обеспечении безопасности первых лиц государства. Военными были и сыновья Сайде-ханым, служившие в Крымском конном полку.
Вскоре в Крыму была образована новая благотворительная организация — Комитет Крымского конного полка. Сайде-ханым была избрана его председателем. В телеграмме, отправленной по этому поводу императрице в Царское село, она сообщала, что комитет будет заниматься сбором пожертвований для раненых и больных солдат, что крымские мусульмане возносят молитвы за здравие царя и его семьи. «Молим Аллаха… да воздаст победу над европейскими и азиатскими врагами и да возсияет еще ярче слава нашего дорогого отечества», — писала Сайде-ханым Александре Федоровне.
«Обрадована открытием комитета в пользу дорогих раненых воинов и Моего славнаго полка. До глубины сердца тронута горячими пожеланиями Крымских мусульман. Да благословит Господь ваше благое начинание», — говорилось в ответной телеграмме, посланной императрицей. Она подписала ее просто: «Валиде (Мать народа)».
В декабре 1914 года в Петрограде состоялся съезд представителей мусульманских общественных организаций. Съезд обсуждал вопросы организации помощи раненым воинам. Среди 32-х его делегатов были и крымские татары — Исмаил Леманов, Амет мурза Муфти-заде (Общество пособия бедным мусульманам Крыма), Алимоллаев (Карасубазарское мусульманское благотворительное общество), а также представитель Евпаторийского мусульманского благотворительного общества, указанный как Челябиев Челябиджан. Очевидно, это был молодой Номан Челебиджихан. В годы Первой мировой войны Челебиджихан некоторое время жил в Евпатории после женитьбы, а также учился в институте в Петрограде.

Военная пропаганда

Пропаганда царской России именовала идущую войну Второй Отечественной, проводя аналогию с Отечественной войной 1812 года. Впоследствии, после победы революции, это название не прижилось. Революционеры считали Первую мировую войну империалистической войной, чуждой интересам простого человека.
В годы войны правительствам воюющих государств было важно продемонстрировать своему населению, противнику и окружающему миру единство своих народов. Для этого предпринимались различные мероприятия.
В декабре 1914 года в боях под Сарыкамышем турецкая армия, пытавшаяся наступать в Закавказье, после некоторых тактических успехов понесла тяжелое поражение. Десятки тысяч османских солдат погибли, многие умерли в горах от переохлаждения. Когда результаты битвы под Сарыкамышем стали известны, в соборной мечети Симферополя под руководством муфтия Адиля мурзы Карашайского был проведен торжественный благодарственный молебен в честь победы русских войск. Присутствовавший на мероприятии таврический губернатор Княжевич по этому случаю телеграфировал императору: «Гордые сознанием, что дети их на поле брани проливают кровь во славу дорогой родины, Крымские татары готовы положить жизнь и достояние к подножию Царского престола».
«Передайте магометанскому духовенству и представителям татарского населения Таврической губернии Мою благодарность за молитвы, ценю их преданность Престолу и России и беззаветную службу Крымского Ее Величества полка». Сообщения о молебнах и тексты телеграмм публиковались в печати, в том числе и татарской. Тем самым власти стремились продемонстрировать, что все население Крыма едино в своих патриотических чувствах.
Вместе с тем царское правительство не пыталось использовать Крымский конный полк в боях на турецком фронте, очевидно, резонно полагая, что в боях с немцами и австрийцами боевой дух солдат-мусульман будет гораздо выше.

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог