Курс валют USD 0 EUR 0

Бахчисарай: он полон тайн, он требует охраны

Комментариев: 0
Просмотров: 791

Этот город вызывал (и таковым останется) интерес у чужих властителей и обычных людей. Тут ценно все – земля, на которой он стоит, постройки, в особенности ханский дворец – средоточие, центр государственности крымских татар.

19 ноября 1935 года в Ленинграде в Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) состоялось совещание по сугубо важному вопросу – о научной реставрации зданий Бахчисарайского дворца.

Академик Г. Котов:

— Мы должны базироваться на реставрации самого дворца и очищении его от тех нелепых малярных украшений, от которых дворец пострадал после присоединения Крыма к России, и больше всего в XIX веке. Сделать это легко, потому что подобного рода украшения сделаны очень небрежно и непрочно. Если вы обратите внимание, то увидите, какие тонкие рисунки скрываются под малярными украшениями. Весь стиль и характер дворца относится к его сооружению после разорения в 1736 году. Когда крымские владетели снова вернулись в свои разоренные гнезда, они восстановили дворец, но в гораздо меньших размерах и меньшем художественном оформлении. Это время упадка османской архитектуры в самом центре османского государства – в Константинополе.

Здесь стиль восточных приемов самым прихотливым образом сочетается со стилем рококо. В XVII веке вы увидите те стилизованные цветы, которые можно было часто видеть в орнаментации европейской. На стенах вы увидите, по-видимому, стиль этого цветочного орнамента, который во многом напоминает натуралистическую трактовку цветов, может быть, ту стилизацию, которую можно заметить и в украинском стиле.

Надо, прежде всего, ограничиться очисткой дворца, теми исправлениями, которые дадут ему натуральный вид и избавят дворец от  малярных излишеств. Я бы поставил первой задачу очистки дворца, это может производиться теперь, производиться попутно с дальнейшими открытиями старых украшений, старых росписей.

Некоторые вещи можно восстановить вновь, например, в районе так называемого Гаремного Дворца.

Важным вопросом еще является и то, что все постройки дворца сооружены, как жилые постройки, самым примитивным способом. Там имеются стены из камней, сложенных без известкового раствора.

Нам предстоит укрепить весь дворец после его предварительного осмотра. Можно составлять проект реставрации, базируясь на готовом материале и на том материале, который может открыться при исследовании. Я уже упомянул о значении садов и украшений Бахчисарайского дворца. В результате этого мы получим ценные украшения, которые не повредят архитектуре дворца, не исказят ее.

Перед будущей реставрационной комиссией должен встать вопрос об объеме тех построек, тех площадей, которые окружали дворец – и мечеть, и медресе, и кладбище, и сады, которые оправдывают название «Дворца садов», которым пользовался Бахчисарай. Бахчисарай – это дворец садов.

Найденный Сергеем Семеновичем (Некрасовым) план первого итальянца Джиованни Тромбаро представляет для нас громадный интерес. Этот план, вопреки нашему представлению о несимметричности восточной архитектуры, вполне симметричен. С этой точки зрения его можно скорее назвать планом классическим, чем восточным. При первом взгляде на план архитектор с уверенностью может сказать: «Да ведь это бани, да какие бани!». Исторические сведения говорят нам, что это сооружение бань в 1532 году сыном Менгли Герая. Я думаю, не будет увеличением с моей стороны, если я скажу, что это и есть бани 1532 года и мы имеем дело с гораздо более древней постройкой, чем сам дворец, и которая также имеет право на реставрацию.

Мой доклад не был бы полным, если бы я не коснулся другой территории дворца – заднего двора. Эта часть заслуживает большего внимания, чем мы уделяли ей раньше. По-видимому, тот двор, который Гесте называет «гаремом», на самом деле им не был.

Далее, по плану Тромбаро, был зверинец, где были зайцы и ягнята.

Н. Репников говорил, что мы найдем еще очень многое, может быть, найдем фаянс и другие предметы художественного быта того времени.

Параллельно с этим возникает вопрос о реставрации монументальных бань, ибо при одном взгляде на план они заслуживают такого названия и заслуживают всяческого внимания, имея такой почтенный возраст – первая половина XVI века. Да, я пропустил одно обстоятельство. Именно, к какому времени надо относить сооружения Бахчисарая? Наиболее древний памятник Бахчисарая — это так называемая «железная дверь» 1503 года.

Я начал свою работу с мечети. Это маленькое сооружение, которое носило на себе следы переделки в своей верхней части. Оно было перекрыто восьмигранным деревянным шатром. Очевидно, это поздняя надстройка.

Вот, например, «Летний Киоск», над которым сооружен «Золотой кабинет» Крым-Гирея. Оказывается, эта пристройка закрывает остатки очень ясно выраженных росписей. Точно также фонтан во дворе, знаменитый «Фонтан слез», конечно, не существовал при ханах и привнесен из другой части. Предположение архитектора Краснова, что фонтан привнесен из старого дворца, неверно.

Затем фонтан Каплан-Гирея, который находится в нижнем зале дворца.

Для меня совершенно не ясна пристройка к ханской мечети. В 1915 году я сделал раскопки тех  пристроек, которые меня заинтересовали. Да, у Гесте эта пристройка не значится. Кроме этой части дворца совершенно самостоятельно производился обмер фрагментов Старого Дворца, остатки того, что носит название «Беседки в Персидском саду». Датировка беседки относится ко времени 1753 года. Она сравнительно недавно пришла в полное разрушение.

Здесь сохранились ниши от фонтана, которые указывают, что «Фонтан слез» стоял здесь.

Это то, что в 1890-х годах можно было застать.

Вообще, работы еще не окончены, не исчерпывают всего, что таит в себе Бахчисарайский дворец. Наслоения, относящиеся к позднейшему времени, это постройки, которые находятся в так называемом «заднем дворе» — «конюшни», а затем все то, что примыкает к верхнему саду. Все эти места, я думаю, хранят в себе массу полезных интересных объектов, которые ждут своего открытия.

Профессор А.Удаленков:

— Уже два докладчика совершенно ясно обрисовали этот замечательный памятник – Бахчисарайский дворец. Памятник таит в себе еще много нераскрытого и поэтому сказать, что имеются все материалы для производства реставрации, я полагаю, никто из нас не может. Памятник этот построен так, что маленький ремонт поведет за собой большие работы. Мы должны научно обосновать каждый свой шаг в реставрационных работах. Надо сказать, что даже простой ремонт надо производить крайне осторожно. Для того, чтобы избежать ошибок, мы должны подготовить научную основу, подготовить материал научного порядка, исторический материал, который даст нам представления о том, что здесь было и как нужно вести работы. Нужно произвести техническое обследование состояния зданий, но это еще не все. Еще много неизвестного таит в себе дворец.

Те здания, которые построены в XIX веке, мы не будем реставрировать: пусть они останутся в таком виде, в каком они были раньше в назидание для ХХ и XXI веков, а XVIII век постараемся восстановить, насколько это возможно. Мне кажется, нужно начать дело с фундамента, он нам покажет, были ли какие-нибудь пристройки. Мы должны произвести исследование фонтанов. Мы должны дать облик прежнего дворца.

Да, я еще хотел сказать, что нельзя в одном памятнике восстанавливать несколько эпох.

Заместитель директора Бахчисарайского дворца-музея Зыядинов:

— В этом году СНК СССР отпустил нам 100 тысяч рублей на реставрацию ханского дворца, по ходатайству директора музея. Мы не могли продолжить работу из-за отсутствия специалистов. Например, нанесение росписей на переднем фасаде ханского дворца. Какие там были росписи до первой реставрации 1734 года? Вторая реставрация была в 1820 году, в связи с приездом Александра. Работы производил архитектор Колодин. Он все испортил, после чего его сняли с работы. Потом работу производил архитектор Эльсон. Такие росписи, которые мы имеем теперь, раньше не существовали.

Вообще, ханский дворец построен в начале XVI века. Затем насчет Золотого фонтана – там имеется дата и старый водопровод сохранился до сих пор, а «Фонтан слез», безусловно, был перенесен. Существует мнение, что он был перенесен из мавзолея Марии Потоцкой. «Фонтан слез» был построен в честь жены Крым-Гирея, который умер в 1763 году.

У нас имеются источники XVII века, описывающие ханский дворец до пожара. После пожара дворец восстановлен Гиреем. Ранее ханский дворец был построен в китайском стиле, после переделан в турецком стиле. Самый главный вопрос – это вопрос росписей. Мы не знаем, какие росписи были в ханское время.

М. Каргер:

— Показать дворец от его первоначальной эпохи и вести эту эпоху вплоть до XIX века – наша задача. Крайне важен вопрос росписей.

Г. Котов:

— При реставрации дворца следует ограничиться восстановлением сохранившихся ныне зданий в том виде, в каком они были при ханах.

А. Якобсон:

— При реставрации дворца надо учесть, что ханский дворец – это показ крымскотатарской культуры. Сегодняшнее совещание должно отметить, что следовало бы учесть и ряд сооружений самого Бахчисарая, почему-то не привлекавших внимание исследователей, а между тем к восстановительным работам их надо привлекать.

А. Удаленков:

— Я считаю необходимым отметить, что между нами не было разногласий, все мы говорили на одном языке.

Г. Котов:

— Я хотел задать вопрос: находят ли присутствующие товарищи возможным оставить без внимания факт существования в Бахчисарае древних бань. Бани эти относятся к первой половине XVI века и заслуживают внимания.

Н. Репников:

— Вы совершенно правы: что бани должны находиться не к западу, а к востоку, как раз за мечетью. Фрагменты здания бань существуют еще до сих пор. Часть большого квартала, занятого банями, занята сейчас постройками, но постройки эти незначительны. Постройки эти стоят на возвышенности, как бы на холмике, если здесь покопать, то можно открыть, я думаю, весьма интересные вещи. Подобные этим баням, но в меньших масштабах, имеются в Феодосии.

Тов. Зыядинов:

— На реставрацию ханского дворца отпущено 100 тысяч рублей, а между тем на полную реставрацию надо миллионы.

Ведутся у нас разговоры, даже среди весьма ответственных работников, о том, что совсем не нужно реставрировать дворец, а лучше превратить его в гостиницу.

Тов. Димитров:

— Подводя коротко итоги сегодняшнего совещания, скажу, что все докладчики, а затем выступавшие товарищи очень серьезно подошли к данному вопросу. Первым шагом Академии будет посылка экспедиции по реставрации Бахчисарайского дворца, а отсюда практические выводы – дальнейшие действия.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог