Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, «ГК»
Женский вопрос не сходит с повестки дня мирового сообщества. В первый год существования ООН была учреждена Комиссия по положению женщин, которой поручили заниматься исключительно вопросами гендерного равенства и улучшения положения женщин. В 1979 году Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ), которую часто называют международным биллем о правах женщин. В 1980 году в Копенгагене состоялась II— я Всемирная конференция по положению женщин. Принятая по ее итогам Программа действий содержит призыв к укреплению национальных мер по обеспечению прав женщин на владение собственностью и управление имуществом, а также прав в отношении наследства, опеки над детьми и утраты гражданства.
Список всевозможных форумов, конференций, деклараций можно продолжить вплоть до сегодняшнего дня. Сама постановка вопроса иллюстрирует наличие проблемы на земном шаре. Мир развивается в поступательном направлении, в связи с чем необходимо знать историю вопроса, прошлое, особенно своего народа. Точку отсчета трудно найти, но документально зафиксированные моменты позволяют прослеживать ситуацию и проводить сравнительный анализ.
В настоящем материале нас интересует период начала ХХ века, положение крымскотатарской женщины и влияние на ее статус революционных событий. Мы не будем давать свою субъективную оценку, а изложим факты, опирающиеся на источники. Осмысление собственного прошлого сыграет положительную роль в определении нашего места в общемировых тенденциях.
«…Нет высокого поборника за попранные женские права. Призывая всю силу воли, сдерживая порыв горя, отчаяния и негодования при одной мысли о размерах и последствиях нас постигшего бедствия, Великий Челебиджан, перед личностью которого я склоняюсь до земли, неустанно и неуклонно идя по пути служения высокому идеалу благоденствия тюрко-татарскому народу вообще, был в частности, особым защитником порабощенной татарской женщины. На протяжении всей своей, увы недолговечной, обильно-плодотворной работы по народному делу, красной нитью проходит его искреннее желание возродить, расшевелить, вдохнуть творческие силы татарке, как матери, жене, другу и человеку. Зная Челебиджана эфенди более менее близко, часто видясь и беседуя с ним и главным образом разбираясь о задачах женщины в этот момент строительства, я неизменно слышала одно: «Наше будущее зависит от наших женщин-матерей. Работайте для подрастающего поколения и это все». Нужно было знать и видеть, как болел он душой за темноту и отсталость татарки. Как скорбел он перед фактом наличности бесчисленных физических ее недомоганий, как ужасно возмущался ненормальным ее семейно-правовым положением, что бы так благоговеть пред его памятью как мы татарки…» Эти строки опубликованы 7 июля 1918 г. в газете «Крым» под авторством Ш.Г. (по-видимому, Шефики Гаспринской. – Э.С.), посвящены 100 дням с момента мученической гибели Номана Челебиджихана. За год до этого, сразу после Февральской революции, избранный Временный Крымско-мусульманский исполнительный комитет предпринимает ряд мер, направленных на эмансипацию женщин. По всему Крыму проходят собрания мусульманок. Первое – состоялось 17 апреля 1917 г. на Южном берегу в помещении Дерекойской школы. Оно избрало двух делегаток на съезд в Казань, целью которого было объединение мусульманских женщин, как для защиты своих прав в семейной, общественной и государственной жизни, так и согласования своих действий во всем, что касается культурно-просветительских задач, поставленных обновленным строем государства и перед мусульманским женским миром.
Возникает сеть женских комитетов, объединяющих мусульманок Крыма, вовлекающих их в общественно-политическую работу. Газета «Голос татар»: «Разве можно забыть слова 60-летней, энергичной с быстрыми и еще огненными глазами старушки-татарки, председательницы одного из участковых комитетов о том, что хотя бы на закате своей жизни добилась участия в общественной работе, в мечтах о которой горела всю жизнь, но не могла участвовать, что она была женщиной, в то время как ее же братьям это было более доступно. Эта старушка, как живая история мытарств, унижений и оскорблений татарской женщины, беспрерывно вдохновляет своих юных помощниц на энергичную и активную борьбу за лучшее будущее мусульманки, за признание ее естественных прав всем мусульманским миром».
26 ноября 1917 года в Бахчисарае собрался Курултай, среди делегатов четыре женщины. Курултай принял крымскотатарские Основные законы, где в пункте 18 сказано: «Курултай, стоя на принципе равенства, признает и утверждает и за женщиной полное равноправие наравне с мужчиной и поручает парламенту издание соответствующего закона». Восторгаясь принятым решением, Шефика Гаспринская писала: «Это ли не вечная заслуга для него (Н.Челебиджихана. – Э.С.) и не гордость для нас — тюрко-татар вообще».
Политика, заданная в женском вопросе в 1917 году, получила свое продолжение при советской власти, правда, насыщенная уже большевистской идеологией классового неравенства, атеизма и бескомпромиссных решительных мер. Советская власть уделяла внимание идеологическому воспитанию населения, любое противоречие она приводила в соответствие с принятыми наверху решениями. На постсоветском пространстве нынешнее положение женщины основано на фундаменте, заложенном строителями коммунизма. На Западе идеи феминизма получили еще большее развитие, в других восточных странах постсоветская женщина рассматривается не иначе как чрезмерно допускающая вольности. В руках у меня документы почти столетней давности. В Крыму окончательно установилась советская власть, в рамках которой крымскими татарами ведется борьба за свою государственность. «Семья – ячейка общества», ее половинка – женщина. По Конституции она равноправна, по жизни, согласно новым установкам, – нет. Впрочем, судите сами.
Январь 1921 года. На заседании женотдела рассматривается вопрос охраны материнства и младенчества. Россия, как отмечалось, всегда была страной, в которой процент детской смертности был самый высокий. Тяжелые экономические условия особенно сказывались на организме женщины во время беременности. Истощенный организм, утомленный непосильным физическим трудом, нередко вызывал преждевременные роды. Массовая смертность детей ко всему была связана со скверной постановкой ухода за детьми у себя на дому.
На заре советской власти особое внимание уделялось крымскотатарской женщине, из их среды привлекали к работе активисток, пытаясь сформировать трудоспособную команду. Задача, как оказалось, была не из легких ввиду недоверия населения новой власти и нарушения вековых устоев. Как свидетельствует активистка Исхакова, в Симферополе с большим трудом удалось собрать первое собрание женщин-татарок. Присутствовало около 200 человек. Участниками предложено открыть детский сад, для координации действий избрали исполнительное бюро в составе 16 человек. На втором собрании крымских татарок присутствовало намного меньше, на третье не явился никто. По итогам работы открыли детский сад на 60 мест. После этого женщины начали посещать клуб, среди них попутно стала вестись агитационная работа. Предполагалось открытие библиотеки-читальни для крымских татарок.
9 марта 1921 года в Симферополе начала свою работу I-я Крымская Областная конференция женщин Востока. В конференции приняла участие 71 делегатка, из них татарок — 41, армянок – 20, крымчачек – 10, караимок – 1, болгарок – 1. В президиуме сидят представители крымских татарок, армянок и крымчачка. Собравшихся приветствует в том числе заведующая женским отделом обкома партии тов. Власова. Затем конференция заслушивает доклады: М.Султан-Галиева – по текущему моменту, С.Меметова – «Хозяйственная разруха и женщины Востока», И. Фирдевса – о народном образовании. В архивном деле имеется краткое содержание доклада Исмаила Фирдевса, переведенное на русский язык.
«Весь старый мир держался на деньгах, поэтому и народное образование было платным. Следовательно, рабочие и крестьяне не могли учиться, образование было доступно только богатым и чем образование выше, тем дороже и недоступнее для бедняков, как университеты, академии и т. п. …Кроме того, секретными предписаниями часто приказывали поменьше принимать в учебные заведения бедноты… Кроме школ другие культурно— просветительные учреждения, как театр, библиотека, клубы, музеи и т. д., совершенно не были доступны бедняку. Все дело народного образования было монополизировано богатыми. Для народа, народного образования было одно учреждение – кабак. Буржуазия намеренно держала народ в темноте, развращая в кабаках. Процент неграмотности доходил до 70%… Буржуазный строй держался на двух капиталах: деньги и знания – два главных орудия буржуазии. Первое отнято в результате вооруженной борьбы, мы должны отнять и второе орудие – знания. Овладев этим орудием, мы победим капитал. Женщины Востока должны войти в школы, получить профессиональное и общее образование».
На следующий день с докладом о деятельности татарского подотдела Крымнаробраза перед женщинами выступил профессор Б. Чобан-заде. Товарищ Воинова рассказала «О положении женщины Востока в прошлом и что дает ей Советская власть». Она делится своими наблюдениями положением турецкой женщины. «Турчанка в еще более худших условиях, чем татарка. Она не смеет показаться с мужем на улице, а если выходит, то с закрытым лицом. В школах там обучались только дочери пашей… Турчанка в провинции более свободна, многие работают в поле, но плодами своей работы не пользуются…»
По докладу принимается резолюция:
1) Везде открывать женские татклубы;
2) Везде открывать родильни;
3) Уделить большое внимание детским домам, клубам;
4) Открыть акушерские курсы для татарок;
5) Проводить совместное обучение;
6) Подыскивать желательно помещения для этих организаций и литературу;
7) Просить областком издать приказ, чтобы мужчины (отцы, мужья) не препятствовали татарке в ее работе общественной и культурной.
Эмоции переполняли выступающих. Так, тов. Егорова заявила: «Надо работать среди самой отсталой массы деревенской татарской бедноты. Нам нужно вести работу среди бедных татарок, а не мурзачек. Мы должны разбудить классовое самосознание у татарок. Женщина-мурзачка не пойдет рука об руку с бедняками и не поддержит Советской власти. На конференции должны быть только бедные татарки… Товарищи поделились тем, что сделано казанской татаркой. Она работает также, как и русские работницы Советской России. Женское движение среди них началось с 1905 года, в нем приняли участие интеллигентки и полубуржуазные женщины. После октябрьской революции интеллигенция стала саботировать и ушла. Стала работать пролетарка-татарка, и многие из них занимают теперь ответственные посты…»
Прозвучали и такие выступления:
«…Дни и ночи и долгие годы ты сидишь в своей комнате с решетчатыми окнами и думаешь свою думу и поешь свою грустную песню невольницы. А чтоб забыться, чтобы отогнать рой надоедливых дум, ты куришь табак, и чахнет твоя красота, и меркнут твои глаза, и трепетная грудь вянет, как цветок от солнца, в тридцать лет ты уже старуха, не знавшая жизни, и из угла твоей темной сакли, из щелей полов и складок парчи и ковров к тебе крадется бледнолицая чахотка, и уносит из жизни и детей твоих и тебя самою…»
По докладу товарища Одабаша «О социальном воспитании» также была выработана резолюция:
«Исходя из того, что правильное физическое и умственное воспитание детей возможно только в детских садах, яслях и других учреждениях социального воспитания и беря во внимание, что татарская семья отстала настолько, что семейное воспитание дает большой процент неграмотности и физического вырождения, I-я Крымская Областная конференция женщин Востока просит Нарком образования принять экстренные меры к тому, чтобы покрыть весь Крым густой сетью воспитательных учреждений».
В третий день работы конференция приняла воззвание ко всем мусульманкам Крыма, в котором говорилось, что женщины Востока должны работать с женщинами других национальностей. «Мы должны связаться с Советской властью, чтобы побороть капитал. Товарищи, восточные женщины, возьмите протянутую руку…» — призывали делегатки.
Сегодня общественность по-разному воспримет данный материал, наверняка схлестнутся противоположные мнения. Кто-то по жизни будет следовать, основываясь на светскости, другим ближе возврат в прошлое. Предлагаемый материал – это наша история, которую необходимо знать!
comments powered by HyperComments