Курс валют USD 0 EUR 0

Полк ее величества

Комментариев: 0
Просмотров: 176

ТАРИХЧИ

(Продолжение. Начало в №№41—46)

Царская фамилия проявляла интерес к нуждам Крымского конного полка и его участию в боевых действиях. 6 (19) ноября 1914 года, когда полк находился на отдыхе в польской деревне Крипно, всадники были собраны в походной мечети. Как указывается в дневнике полка: «для получения коранов, присланных Ея Величеством для полка». Утром следующего дня полк был собран на площади у костела для чтения благодарственной телеграммы от императора.
В скором времени по железной дороге Крымский конный полк был переброшен в Варшаву. Эскадронцы разместились в предместье Повонзки (ныне это уже один из микрорайонов польской столицы), где располагались казармы, склады и кладбище российского военного гарнизона.
В один из дней пребывания в Варшаве полк был собран для награждения Георгиевскими крестами солдат и офицеров, отличившихся в Восточной Пруссии. Среди прочих награды были вручены старшему унтер-офицеру эскадрона ее величества Осман-Амету, подпрапорщику 4-го эскадрона Федору Васину, младшему унтер-офицеру Адиль-Сеиду, всаднику Халиль-Сале, старшему унтер-офицеру 5-го эскадрона Дмитрию Четвернику и всаднику 6-го эскадрона Абдуреиму Нассибулаеву.
Пробыв в предместье Варшавы до конца ноября, полк вновь выступил на фронт в приграничные с Восточной Пруссией районы Царства Польского. Эскадронцы провели на передовой весь декабрь. Они несли сторожевую службу и активно проводили разведывательные мероприятия, время от времени вступая в стычки с неприятелем. В боях всадники полка, как в конном, так и пешем строю, прикрывали позиции артиллерии и действия пехоты.
В одной из стычек эскадронцы отбили у немцев трех русских пленных и двухколесную повозку. Не обходилось и без убитых и раненых в рядах полка. Так, в одном из декабрьских боев был ранен конь по кличке Парнас. В другом бою ранение в ногу получил рядовой Сеит-Мемет Эмир Вели, но в этом случае после перевязки солдат остался в строю.

Бои в Карпатах

В январе 1915 года Крымский конный полк был переброшен из Польши на занятые русскими войсками территории Австро-Венгерской империи. 11 (24) января полк прибыл в столицу Буковины — город Черновцы. На следующий день командующий 30-м армейским корпусом генерал Фердинанд Вебель произвел смотр полка. После прибытия пополнения и распределения новоприбывших по эскадронам, генерал приказал полку выступить маршем на город Станислав (современный Ивано-Франковск). Так Крымский конный полк оказался в Прикарпатье.
В ходе Галицийской битвы в августе-сентябре 1914 года российская армия заняла всю восточную Галицию и Буковину. Фронт вышел к предгорьям Карпат. Австро-Венгрия оказалась на краю военного поражения и отчаянно нуждалась в поддержке со стороны Германии, вынужденной ради спасения союзника отвлекать силы с Западного фронта во Франции.
Российское военное командование рассчитывало в 1915 году развить прошлогодний успех, перейти Карпаты и вторгнуться в Венгрию, чтобы тем самым добиться окончательной победы над австрийцами. Свои планы наступления были и у немецкой стороны.
В январе 1915 года в Карпатах, несмотря на тяжелые погодные условия горной зимы, вовсю шли кровопролитные бои. Наступать пытались как русские войска, так и немцы с австрийцами.
Крымский конный полк оказался в распоряжении командира 1-й Кубанской казачьей дивизии генерал-лейтенанта Павла Стаховича. Штаб полка разместился в местечке Надворная (ныне город в Ивано-Франковской области). Эскадроны полка несли охранную службу, конвоировали партии австрийских пленных. Так, например, 21 января (3 февраля) 25 всадников из 6-го эскадрона по приказу генерала Стаховича препроводили в Станислав партию из 250 пленных. На следующий день 30 всадников под командованием одного из полковых офицеров барона фон Медема отконвоировали новую колонну из 300 пленных солдат австрийской армии и одного офицера.
Разъезды полка вели в горах разведку и вступали в перестрелку с передовыми частями неприятеля, организовывали набеги на его тылы, поддерживали действия пехоты. Бои для полка сразу же приняли оборонительный характер. В ночь на 23 января (5 февраля) эскадронцы взорвали два деревянных железнодорожных моста и уничтожили телеграфные столбы в районах сел Микулич и Тартары.
В боях всадники регулярно захватывали пленных. 29 января (11 февраля) бойцы 5-го эскадрона были вынуждены предпринять штыковую атаку во фланг наступающему неприятелю. С криком «ура!» они атаковали, взяв в плен семерых пехотинцев противника.
Командование ставило перед полком задачу проведения широкой разведки с выявлением районов сосредоточения противника и направления движения его сил. Предписывалось действовать небольшими, но лихими разъездами. Приказывалось задержать переправу противника через реку Прут, а если это не удастся, действовать на фланге (с фронта наступлению должна была противодействовать пехота).
Все больше эскадронцы действовали спешенными, обороняясь в окопах. В журнале полка среди прочего отмечался такой момент: «Противник подошел настолько близко, что отнял у одного всадника винтовку, почему последний был принужден пробиваться к эскадрону при помощи шашки».
Отступая под напором превосходящих сил врага, полк вынужден был занять позиции по левому берегу Прута, а затем отходить дальше. В пехотных отрядах ополченцев-дружинников, с которыми в этой операции взаимодействовал Крымский конный полк, даже началась паника и беспорядочное отступление. Была нарушена связь с вышестоящим командованием и соседними отрядами. Полковой адъютант выехал в тыл к телефонной станции, но оказалось, что в телефонную сеть уже включен австрийский полевой телефон. В телефоне была слышна немецкая речь и было ясно, что телефонограммы будут перехвачены противником. Адъютанту пришлось доехать до города Коломыи, чтобы иметь возможность узнать о распоряжениях вышестоящего командования.
В сложившейся в результате отступления обстановке Крымскому конному полку было поручено оборонять новые позиции в районе села Майдан Средний. Генерал Стахович передал полк в подчинение начальнику 2-й стрелковой бригады и напоследок выразил его личному составу благодарность: «Благодарю вас, лихих крымцев, за прекрасную службу под моим командованием».
Но австрийское наступление продолжало развиваться. 5 (18) февраля на позициях Крымского конного полка завязался упорный бой. Полк оборонял свои позиции до последнего, сдерживая наступление врага и давая другим частям возможность отступить. Превосходящие силы противника наступали, поддерживаемые сильным огнем пулеметов и артиллерии. Противник обходил позиции эскадронцев с фланга. Путь к отступлению по шоссе для полка был отрезан. Связь с соседним пехотным полком была нарушена. Когда полк расстрелял почти все патроны, командир полка полковник Дробязгин собрал все свои силы и начал отступать лесными тропами.
Части российской армии отходили к Станиславу. Но подошедшие резервы позволили российской стороне перейти в контрнаступление, в котором принял участие и Крымский конный полк. Фронт в итоге на некоторое время стабилизировался к югу от Станислава.
В боях в Карпатах Крымский конный полк понес потери, которые значительно уменьшили его боевой состав.

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог