Курс валют USD 0 EUR 0

Полк ее величества

Комментариев: 0
Просмотров: 209

ТАРИХЧИ

(Продолжение. Начало в №№41—47)

13 (26) апреля 1915 года император Николай II прибыл в административный центр Подольской губернии — город Каменец-Подольский. Стены древней крепости этого западноукраинского города помнили еще времена власти польских королей и османских султанов. В конце XVII века Каменец-Подольский был в течение четверти века центром Подольского вилайета Османской империи. До нынешних времен сохранился минарет, пристроенный турками к местному кафедральному костелу, исполнявшему роль мечети, пока поляки не вернули город вновь под свою власть.
Российский император принял в городе депутации местного населения, посетил госпитали с ранеными солдатами и произвел смотр войск. Начальник дворцовой охраны Александр Спиридович отмечал среди войск, участвовавших в смотре, «был и Крымский конный Ее Величества полк, столь хорошо знакомый по Крыму».
Николай II ехал через Каменец-Подольский, возвращаясь из занятого российскими войсками Львова. Если в войне с Османской империей царское правительство стремилось представить себя в роли защитника армян, греков и других христианских народов, то в столкновении с Австро-Венгрией царь стремился заявить о себе как о покровителе славянских народов.
Задача российской армии при этом виделась не только в том, чтобы не допустить поглощения Австро-Венгрией небольшого сербского королевства. Население принадлежавшей Австрии Галиции, прежде всего восточной части этого края, рассматривалось в Петербурге и вовсе как исключительно русское. Когда-то эти земли были частью Киевской Руси, в связи с чем и царское правительство и правое большинство Думы были убеждены, что понадобится не так много времени и усилий, чтобы вернуть местных жителей из греко-католического (униатского) вероисповедания обратно в православное. Тем более что основное отличие первого от второго заключалось в признании верховенства Папы римского при сохранении православных традиций в обрядах и церковной службе.
«Все только и говорили о возвращении России древних родных областей с русским населением, которое старались ополячить, но которое, как думали, остается в душе русским. Двести лет тому назад католические ксендзы с продажными элементами из местного дворянства выдумали униатское вероисповедание, а в последние десятилетия продажные профессора из малороссов по указке австрийского генерального штаба стали выдумывать новые названия для населяющего Галицию русского простого народа», — писал А.Спиридович. Эти строки весьма ярко характеризуют точку зрения правительственных кругов России того времени.
Львов был занят русскими войсками еще в самом начале Первой мировой войны. В первые месяцы 1915 года российское командование всерьез строило планы по переходу Карпат и продвижению в Венгрию. То, что по окончании войны Галиция будет присоединена к России, считалось вопросом уже решенным. Львовом уже управлял назначенный императором генерал-губернатор — граф Бобринский, потомок рожденного вне брака сына Екатерины II и ее фаворита графа Орлова.
В ставке верховного главнокомандующего российскими войсками великого князя Николая Николаевича возникла идея организовать посещение императором отвоеванных у австрийцев территорий. Эта поездка должна была иметь большое символическое значение. Царь согласился, и в апреле 1915 года посетил Львов и другие города Галиции, вручив там награды отличившимся полководцам и солдатам.
Тем временем Германия и Австро-Венгрия сосредотачивали на Восточном фронте значительные силы для прорыва обороны российских войск. Основные силы царской армии увязли в Карпатах, а ее артиллерии не хватало снарядов. Военная промышленность империи оказалась неготовой к долгому и интенсивному военному конфликту.
Уже в начале мая 1915 года началось наступление немецких и австрийских сил. Российские войска, вынужденные перейти к обороне, постепенно отступали. 22 июня был оставлен Львов. В результате отступления русской армии немцы заняли не только почти всю Галицию, но и владения российского императора — Польшу, Литву, западную часть Белоруссии и Волыни.
Крымский конный полк принимал активное участие в этих боях, сначала участвуя в наступлении в Карпатах, затем в оборонительных боях на реке Днестр. Летом 1916 года полк принимал участие в успешном для российских войск наступлении, получившем название Брусиловского прорыва, по фамилии командовавшего им генерала.
В этих боях полк, как и другие воинские части, нес потери. Так, в период с 1 июня по 1 августа 1916 года были убиты всадник Сеит Бекир Сеит Абла (уроженец Перекопского уезда), ефрейтор Ильяс мурза Кайтазов (г.Симферополь), всадник Ибрам Мурат (Евпаторийский уезд), ефрейтор Сеит Умер Смаил (Ялтинский уезд), младший унтер-офицер Осман Мустафа (Симферопольский уезд), всадник Смаил Умер (с.Тав-Бодрак). Умерли от ран всадники Иззедин Алимджан (Джанкойская волость), Абдурешид Курт Незир (с.Демирджи), Курт Ибрам Курт Умер (с.Шума) и вольноопределяющийся Александр Антонов (Херсонская губерния). Утонул в реке всадник Сеит Джемиль Сеит Осман (г.Бахчисарай). Все они указываются в ведомости потерь как холостые.
Еще пятеро всадников: Мустафа Адильша (Ялтинский уезд), Хайбула Осман (Ялтинский уезд), Али Иззедин (г.Симферополь), Абильзаатов Амет (с.Ай-Серез), Абиль Меджит Аблялим (Феодосийский уезд, Салынская волость), числились пропавшими без вести. Около полусотни всадников были ранены.
Тем временем эпоха правления династии Романовых стремительно приближалась к своему завершению.

(Продолжение следует)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог