Курс валют USD 0 EUR 0

Казим МЕДЖИДОВ — учитель, прошедший войну и лишенный родины…

Комментариев: 0
Просмотров: 149

В эти майские дни сердце каждого из нас жжет острая боль и горе утрат. Народ лишили жизни на родной земле, радости победы над фашизмом. Крымские татары долгие годы на фронтах Второй мировой в одном строю: в воздухе, море и на суше, в партизанских отрядах и подполье с представителями других народов героически отстаивали мир и свободу. Но…

Казим Меджидов (1907—1988) работал в ялтинской школе, куда его, выпускника Симферопольского пединститута, вместе с молодой женой, тоже выпускницей этого вуза, направили по распределению. Казим Казимович был завучем и преподавал физику и математику. Его супруга Хатидже Османова работала библиотекарем. Они жили в просторной квартире при школе по улице Чехова, рядом с домом известного писателя Антона Чехова. До войны в этом доме у молодой интеллигентной супружеской пары появились на свет с разницей в два года дочери Клара и Зарема.
Казим Казимович (по документам Казимир Казимирович) родился 10 февраля 1907 года в с. Бешкуртка Сейтлерского (Нижнегорского) района.


В ОБД «Мемориал» есть следующие сведения: лейтенант Казим Меджидов был командиром роты автоматчиков 2 стрелкового батальона. В 1943 году окончил военные курсы «Выстрел» в Уфе. В Красной Армии с 1941 года. Кандидат в члены ВКП(б) с 1943 года. В списке наград значатся: медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За отвагу» и Орден Отечественной войны I степени.
За этими скупыми казенными строчками — трагедия одной семьи. Казим Меджидов ушел на фронт из Ялты в первые годы войны. Его жена Хатидже с двумя дочерьми – 4-летней Кларой и 2-летней Заремой, вынуждена была перебраться к родным мужа в Сейтлерский район.
«Мне уже 85, но боль и горечь обиды с годами не утихает. От отца пришло лишь одно письмо, — вспоминает сегодня его дочь Клара-ханум. – В нем он писал, что бьет врага под Кёнигсбергом и что чудом выжил после ранения. Его с поля боя без чувств доставили в лазарет, где лишь спустя несколько часов, на него, истекавшего кровью, смогли обратить внимание врачи и оказать помощь. Это письмо так и осталось лежать на столе, когда под утро в мае 1944 года нас пришли изгонять из родных домов. Мне было тогда семь лет, и я помню, как мама в страхе за нас и спешке забыла о нем…»
Семья фронтовика, старшего лейтенанта Казима Меджидова, чудом выжившего под обстрелом врага, с такими же ни в чем неповинными односельчанами оказалась в Кашкадарьинской области Узбекистана. Жили в тесных бараках без средств к существованию. Девочки как могли помогали взрослым формовать кирпичи.
— В узбекском городке Китаб в ужасных условиях и нашел нас отец. К счастью мы выжили. Голод, болезни и нужду вынесли на своих хрупких плечах, — продолжает Клара Казимировна.
Отца, учитывая его педагогический опыт и знания, приняли учителем физики и математики в местную школу. Работал завучем. Он воспитал и обучил много учеников, которые по сей день помнят его как прекрасного учителя. Эту школу окончили и мы с сестренкой. Я стала врачом-лаборантом. Вернувшись на родину, многие годы заведовала лабораторией Центра охраны материнства и детства в Симферополе. Лишь год назад меня проводили на пенсию, но коллеги звонят, консультируются, поздравляют со знаменательными датами. Сестренка Зарема – преподаватель русского языка и литературы, тоже на пенсии. Выросли ее дети, подросли внуки.
В 1987 году, после сообщения ТАСС в отношении крымских татар, мы, в надежде, что наконец справедливость восторжествовала, решили ехать на родину. Мечтали встретить новый, 1988 год в Крыму. Мы привезли больных и престарелых родителей в небольшой домик, купленный на окраине Симферополя. Родители не могли поверить, что вернулись в Крым навсегда. До этого мы привозили их в Ялту, и мы побывали в доме, где началась их семейная жизнь. Отец с мамой показали нашу комнатку, большой балкон, с которого я долго махала им вслед, когда они шли куда-то по делам. Они вспоминали, как часто у них засиживались допоздна гости и пили чай, а я, просыпаясь, просилась тоже посидеть с ними. На этот раз они были счастливы, что приехали в родной Крым не погостить… Но отцу довелось пожить на родине чуть более двух недель. Вернувшись из паспортного стола, где родителям оформили прописку, отцу стало плохо, наверное, от переизбытка чувств – он скончался у меня на руках в 1988 году от обширного инфаркта. Мама прожила на родине семь лет, тяжело переживала эту утрату. Одно утешает, что их прах покоится в родной земле, а души обрели вечный покой.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог