Курс валют USD 0 EUR 0

Эдем АБЛАЕВ: Борьба за образование крымских татар, начатая И. Гаспринским, не должна прерываться

Комментариев: 0
Просмотров: 186

Э. Аблаев: «Воспитание начинается с семьи»

Юбилей

В конце мая доктору педагогических наук, профессору, академику Академии педагогических и социальных наук России Эдему АБЛАЕВУ исполнилось 80. С годами не поспоришь, они берут свое, но Эдему Аблаеву, вероятно, как-то удается с ними договориться. Галантный, внимательный, обходительный, за рулем автомобиля уже более 60 лет и по-прежнему легко и спокойно ориентируется в стремительном потоке городского транспорта, где и у молодежи частенько теряются выдержка и благоразумие. Лишь пару лет назад он оставил преподавательскую деятельность, которую начал более полувека назад в Андижанском педагогическом и медицинском институтах. Вернувшись в родной Симферополь, в разные периоды заведовал кафедрой иностранных языков Крымского индустриально-педагогического университета, кафедрой филологии Международного Славянского университета, кафедрой иностранных языков и методики преподавания Крымского государственного гуманитарного университета КФУ им. В. Вернадского, входил в состав Специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций, преподавал английский язык иностранным студентам Крымского медуниверситета.

Эдем Аблаев, Аблязиз Велиев в гостях у Абдуллы Балича (Крым)

 

Наверное, неслучайно его научные исследования посвящены труду, воспитанию и просвещению. Десять лет Эдем Аблаев изучал опыт узбекской школы в трудовом воспитании учащихся, охватив период с 1917 по 1945 годы. Успешно защитил кандидатскую по этой теме в 1985 году в Москве. Спустя три года на международном симпозиуме в Чехословакии ему была вручена медаль имени великого чешского педагога Яна Коменского. И первая в советском пространстве научная работа по Исмаилу Гаспринскому принадлежит Эдему Аблаеву, по ней он в 1992 году защитил уже докторскую степень.

 

Презентация книги Э. Аблаева «Исмаил Гаспринский — гуманист, педагог, просветитель» (Нью-Йорк, 1995 г.)

 

Он выезжал в разные страны, изучая опыт различных школ, выступал с докладами на научных форумах и международных научно-практических конференциях в США, Великобритании, ФРГ, Греции, Турции, Швейцарии, Польше, Японии, где рабочими языками были английский, немецкий, французский, чешский, греческий. Результатом его исследований стали статьи в научных изданиях и монографии: «Исмаил Гаспринский – гуманист, просветитель, педагог», «Воспитание в Японии: история и современность», учебное пособие «Воспитание культуры, этики и эстетики». И в этих международных поездках интерес ученого не замыкался на сугубо научной и педагогической сфере.

Презентация книги Э. Аблаева «Воспитание в Японии — история и современность» в посольстве Японии, 2010 г.

В общении с представителями разных кругов и профессий он старался извлечь полезную и разностороннюю информацию, которой мог бы поделиться с заинтересованными в этой области людьми. К примеру, в одной из командировок, разговорившись в самолете со случайным попутчиком, узнал, что тот в грузовом отсеке везет из поселка Байток Андижанской области в столицу Греции Афины огромный узбекский тандыр и планирует наладить там выпечку узбекских самсы и лепешек. Каковы перспектива и востребованность национальной кухни на рынке общественного питания, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка государственными программами и международными грантами – все это представляло для ученого практический интерес. А еще по поручению андижанских товарищей Талиба Усманова и Шевкета Кадырова, занимавшихся в хлопкопроме, побывал во время пребывания в Греции на хлопковой плантации греческого фермера Зиса Понастураки, ознакомился с выращиванием этой культуры под целлофановой пленкой до самого сбора. С любопытством разглядывал кусты одинакового роста, снизу доверху усыпанные хлопковыми коробочками, искал соответствующую литературу. Потом с увлечением делился увиденным с теми, кто был занят в этой области, и рассказывал в телеинтервью на узбекском телевидении о том, как греки получают до 60—70 центнеров с гектара. А Узбекистан только-только начинал использовать эти технологии.
В личном архиве Эдема Аблаева в многочисленных объемных папках собраны газеты с его публикациями и статьями, фотографии с конференций и поездок по миру. Обратила внимания на пожелтевшую от времени газету «Советский педагог» — орган парткома, ректората, профкома, комитета комсомола Ташкентского ордена Дружбы народов государственного педагогического института имени Низами от 16 декабря 1989 года. Редактор ее — фронтовик, авторитетный педагог, внесший значительный вклад в развитие крымскотатарского образования, Абдулла Балич (1920—2008 гг.), и выходила она тиражом в 1500 экземпляров. В ней опубликовано письмо из Чехословакии профессора Джозефа Хапека, адресованное ректору ТашПИ К.Юсупову с благодарностью за направление на симпозиум докторанта Эдема Аблаева. «Его доклад «Я.А.Коменский и гуманизм педагогических идей Среднеазиатского Ренессанса» действительно очень глубоко обогащает следующее коменологическое исследование…», — отмечается в этом письме. В газете под заголовком «Наш Янек» напечатано и интервью самого участника симпозиума — докторанта кафедры общей педагогики, кандидата педагогических наук, награжденного медалью Я. Коменского, Эдема Аблаева.
Передо мной кипа грамот, дипломов и сертификатов, которыми награжден за свою многолетнюю просветительскую работу Эдем Аблаев. В их числе особое место занимают грамоты Министерства народного образования Узбекской ССР, ЦК Компартии Узбекистана, президиума Верховного Совета и Совета министров Узбекистана (1985), Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И. Гаспринского за доклад «Доброе имя Исмаила Гаспринского» на Международном симпозиуме (2006), Академии педагогических и социальных наук России за лучший доклад «Образование и миграция депортированных народов» (2007 г.) и множество других.

— Эдем-бей, вы имели возможность изучить опыт разных стран в вопросах воспитания и просвещения. На что следовало бы ориентироваться нашему народу в этом направлении?

— Великое дело, начатое великим просветителем Гаспринским, — неутомимая борьба за образование — не должно прерываться. Это огромный, тяжелый и непрерывный труд, нельзя уповать только на школу. Не следует упускать из виду вопросы воспитания в семье, дошкольного воспитания. Если, к примеру, взять во внимание опыт Японии, то, по мнению зарубежных исследователей, высокому уровню образования в этой стране способствуют «помешанные на образовании своих детей» (их так в прессе и называют) родители, особенно матери. Думаю, положительный опыт других стран и народов, основанный на национальных традициях и культуре, только улучшит систему нашего образования. Нельзя останавливаться, процесс познания, развития, прогресса требует применения новых методов и приемов, опираясь, основываясь на фундаменте, создаваемом не одним поколением. Труды, воззрения и мысли передовых ученых всего мира на протяжении многих столетий, передовые идеи Гаспринского блестяще развиваются и питают вопросы воспитания и образования современности.

Э. Аблаев: «Ни на минуту не забываю, чем обязан Анифе-битай и маме Эдибе Челебиевой»

С супругой Шадие Бекировой из Бекабада Эдем Аблаев создал семью более полувека назад. Она — врач-стоматолог, активно занималась общественно-политической работой, была членом бюро Андижанского обкома партии и посвятила себя семье. Супруги вырастили и воспитали дочь Гульнару и сына Эльдара, которые трудятся в медицине. У Эдема Аблаева растут внуки, и дедушка для них — пример собранности, дисциплины и ответственности.
Ему 80, а он совмещает уход за фруктовыми деревьями в своем саду с физкультурой. Ежедневная пробежка, физические упражнения и холодный бодрящий душ. Вот вам позитивный настрой на долгую и насыщенную жизнь!

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог