Курс валют USD 0 EUR 0

Нариман Юнусов: Возводим мечеть и возрождаем Крым

Комментариев: 0
Просмотров: 176

В старинном и живописном местечке под Бахчисараем, известном как Ханышкой – «деревня ханской жены», так, во всяком случае, трактуют это название некоторые исследователи, усилиями местных жителей строится мечеть. Причем на месте прежней, некогда существовавшей здесь и разрушенной в 1948 году. Здесь же рядом было небольшое кладбище, где, по словам старожилов, хоронили имамов и учителей-богословов. Каждое воскресенье на выделенном участке в 20 соток собираются неравнодушные жители села и по известной в народе традиции талака (коллективная помощь в строительстве) сообща возводят джами. Рассказать об этом богоугодном деле мы попросили инициатора и активного реализатора этой идеи Наримана Юнусова.
– История нашего села Ханышкой древняя. Читал у Валерия Возгрина, что здесь располагалась одна из ханских резиденций. В долине через речку есть очень красивое и удобное место и проходит основная дорога. Предполагаю, что именно там эта резиденция и могла быть. Лучшего места здесь просто не найти. Там уже в наши дни построили ферму.
В селе Ханышкой мы с семьей стали обживаться с 1988 года. Можно сказать, были одними из первых наших соотечественников, массово возвращающихся на родину. Подыскал домик, расплатился, подписали, как тогда полагалось, договор три человека: продавец, покупатель и свидетель. Хозяина дома и меня сделка устраивала. Но только не руководство. Приходил глава сельсовета, требовал освободить, по его словам, незаконно занятое помещение. С женой Сафие, тремя маленькими дочерьми, младшей из которых было всего три года, моими родителями и 17-летней сестренкой мы стали обустраиваться в те непростые годы, когда возвращающийся коренной народ в родном Крыму не прописывали, не трудоустраивали. Но постепенно в селе стали обживаться выходцы из этих краев, их дети, внуки и правнуки. Очень много молодежи появилось в Ханышкое, и это радует.
С годами, из-за отсутствия своей мечети, на праздничные намазы односельчане ездили в соседние села и Бахчисарай. Подумал, нам нужна своя мечеть. Тем более, старожилы рассказывали о существовании в Ханышкое джами и кладбища, на котором были два больших захоронения, обложенных камнями, и несколько могил без камней. Говорили, что здесь покоится прах имамов, служителей духовенства, учителей ислама.
В 2017 году мою идею о строительстве мечети местные жители поддержали, и начался длительный и бюрократический процесс выбивания участка под нее. Не скажу, что это было легко. Сначала нам говорили, что нет места и свободных участков, давали отписки и чуть было не выгоняли, когда мы снова появлялись со своей просьбой в райадминистрации. Обойдя не раз все местные инстанции, наша религиозная община написала обращение в Москву. Оттуда письмо с рекомендацией разобраться пришло обратно в наш исполком. Наконец, местное руководство нас услышало, и сама судьба определила место будущей мечети. Мы предложили пока временно использовать под мечеть пустующую уже более 25 лет часть фельдшерско-акушерского пункта. Нам выдали добро на это, и спустя некоторое время мы добились получения согласования на землю.
Нам отчертили участок в 22 сотки, как оказалось, как раз на месте бывшего кладбища и разрушенного джами, выдали разрешение на строительство. Тут начался новый этап бюрократических согласований, утверждение проекта и так далее. Все эти шесть лет с юридической и консультативной помощью подключились мои дочери-юристы, помогали члены нашей религиозной общины «Ханышкой», неравнодушные люди.

– Нариман-ага, как и за чей счет идет строительство джами?
– Я благодарен всем, кто откликнулся на нашу просьбу помочь в строительстве мечети и перечисляет средства на открытый счет. Кто 50, 100, 300 рублей, кто сколько может, даже дети вносят свой вклад. Это знакомые и абсолютно незнакомые люди. Строительство ведем сами, силами односельчан. В Узбекистане, если помните, называли такую помощь в строительстве «хашар». Каждое воскресенье собираемся по 10–15 человек и сообща строим. Нанимать строителей дорого, да и поспевать за ними с финансовой точки зрения мы не сможем. Фронт работы соизмеряем с поступившими средствами. В этом году, наконец, мы смогли приступить к подготовке фундамента. Когда мы начали только копать, то находили фрагменты человеческих останков – черепа, кости, это подтверждает, что здесь было кладбище. Мы эти ос-танки аккуратно собрали, прочитали дуа (молебен) и перезахоронили на местном кладбище.
За полгода выкопали фундамент на 1 м 80 см, армировали, выполнили засыпку площади 19х11 м, все делаем капитально, на века. На следующей неделе планируем заливать фундамент вестибюля джами.
Мечеть будет простор-ная, вмещать до 300 человек. Ведь в нашу временную мечеть на байрам-намаз приезжают люди и из окрестных сел: Коджук-Эли (Шевченково), Баккал-Сув (Кочергино), Яны-Бурлюк (Каштаны), всего в этих селах порядка 600 крымских татар. Наша временная мечеть сегодня всех не вмещает, на праздники народ толпится на улице и растягивается вплоть до проезжей части. Сотрудники правопорядка вынуждены в такие дни контролировать дорожную безопасность. Рядом с территорией новой мечети стоит пустующее здание магазина, который уже более пяти лет не работает. Просили сельсовет передать его джами, но не получилось. В любом случае, если он будет работать, то будем добиваться, чтобы исключили продажу в нем спиртного и товаров, непристойных для соседства с джами. На мой взгляд, какая торговая точка на костях предков?
В плане мечети предусмотрены строительство минарета, отдельный ярус для женщин, место для омовения и благоустройство прилегающей территории.

Я попросила Наримана-ага рассказать немного о себе.
«Да что о нас рассказывать, мы простые труженики, привыкли работать, – отмахнулся он. – Но если надо, за свой народ, за свою веру, за свою землю сможем постоять».
Нариман Юнусов окончил строительный техникум в Маргилане, после службы в армии отучился на водительские права и всю жизнь проработал на автобазе. С супругой Сафие (в девичестве Рамазановой) вырастили четырех дочерей. Двойняшки Лемара и Ленара, Алиме родились в Маргилане, Диляра уже здесь, на родине предков. Все получили высшее образование, и не одно, специализируются в экономической сфере и юриспруденции.
Отец Наримана-ага – Сейтнеби Юнусов – родом из села Сююр-таш (Белокаменка) Бахчисарайского района. Его дед Юнус был родом из Турции и еще в раннем детстве осиротел и был взят на воспитание в крымскотатарскую семью. Хоть и был у него лагъап (прозвище) Турк, Юнус считал себя крымским и женился на крымской татарке, и детей своих растил согласно крымскотатарским традициям.
Родовой дом Юнусовых и по сей день стоит в Белокаменке, и за домом мастерская деда с висящими цепями и крючками стоит в запустении. Нариман-ага иногда бывает там и представляет, как его дед здесь работал. Он был искусным бочкарем и мастерил огромные бочки. В семье помнят, как он своему сыну Сейтнеби смастерил маленькую изящную детскую скрипку. Такой он был мастер. И умение это передалось и внуку – Нариману-ага, который и окна с дверьми смастерит и много чего сплотничает. А теперь и правнучка Турк Юнуса – Лемара, нет-нет да сама мастерски справляется с плотницкой работой.
«Как-то просила она меня в их доме помочь плинтусы установить. Когда я пришел, смотрю, плинтусы уже на месте. Да так ловко и аккуратно приделаны, что ни щели, даже лезвие не пройдет, – смеясь, рассказывает Нариман-ага. – Вот, и мастера хорошего нашла, похвалил я работу. А она мне в ответ: «Да сама и сделала!» Точно в деда пошла. Хотя по образованию юрист и работает адвокатом. Наша цель была вырастить детей, дать образование. Мы на родину вернулись, чтобы сделать ее лучше и краше, а для этого нужны образование и трудолюбие».
Мама Наримана Юнусова – Наджие – родом из Албата. Ее дед Осман Муратов в 1937 году был арестован и больше семья его не видела. В архиве об Османе Селим-оглу Муратове тоже скудные сведения: 1895 г.р., м.р. Биюк-Онларский р-н, татарин, из торговцев, член ВКП (б) до 1936 г., женат, малограмотный, место жительства до ареста Биюк-Онларский р-н, член колхоза «Кызыл Октябрь», арест 29.07.1937 г. Биюк-Онларским РО НКВД Крыма, ст. 58-10 УК РСФСР: антисоветская агитация, осужден 17.08.1937 г. Тройкой НКВД Крыма приговорен к 10 годам ИТЛ, реабилитирован 18.06.1957 г. Крымским областным судом, д. 09545.
На таких простых тружениках и держится нация, цементируется фундамент народа. Их трудолюбие и активная гражданская позиция передаются из поколения в поколение. Они своей инициативой, радением за общее дело, своим беспокойством за будущее помогают нам всем не впасть в болото равнодушия, безразличия и инертности. Встряхивают и побуждают к действию не только в отношении сугубо личностных и внутрисемейных интересов, но и во благо народа и земли крымской.
Помочь в строительстве мечети в с. Ханышкой можно, перечислив средства по реквизитам:
Карта РНКБ 2200 0211 0142 6807
+7-978-005-34-62 Юнусов Нариман Сейтнебиевич
На месте разрушенной в 1948 году мечети ханышкойцы своими силами строят новую мечеть

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог