Курс валют USD 0 EUR 0

Последний визирь империи

Комментариев: 0
Просмотров: 237

Кырымлы Ахмед Тевфик паша

 

ТАРИХЧИ

Кладбище шехидов в окрестностях квартала Эдирнекапы (т. е. ворота Эдирне) является одним из старейших мест захоронения в Стамбуле. Согласно преданию, на этом месте хоронили еще османских воинов, павших в 1453 году при штурме стен Константинополя. Впоследствии здесь погребали горожан, а также турецких солдат, умерших от ран в госпиталях Стамбула в ходе войн XIX — начала ХХ веков.


На кладбище Эдирнекапы похоронены многие выдающиеся люди Турции. Тут среди множества надмогильных памятников можно встретить и одно весьма примечательное семейное захоронение. Лаконичная надпись на белом камне гласит, что на этом месте покоится прах садразама Кырымлы Ахмеда Тевфика паши и членов его семьи. Кем же был этот человек, имевший, судя по надписи на месте своего упокоения, явно крымскотатарское происхождение?

Второе лицо в государстве

Должность садразама или великого визиря являлась ключевой в государственной иерархии Османской империи. Великий визирь руководил правительством империи и назначался и смещался с поста лично самим султаном. В течение шестивековой истории Османской империи около двухсот человек занимали пост визиря. Среди них было немало выдающихся людей, оказавших большое влияние как на турецкую, так и на международную политику.
Визирями назначались не только турки, но и мусульманские подданные султанов других национальностей — албанцы, греки, черкесы, выходцы из славянских народов Балкан, грузины. Элита империи берега, который в период расцвета омывали волны десяти морей, имела крайне пестрый многонациональный характер.
Крымскому татарину по происхождению, Ахмеду Тевфику паше суждено было стать последним в ряду великих визирей Османской империи. Его жизненный путь проходил в условиях, когда государство Османов оставило уже позади наиболее славные страницы своей истории и все более погружалось в пучину упадка и распада. Три раза он становился во главе правительства империи. И каждый раз это были одни из самых критических дней в истории Турции. Но тем не менее Ахмед Тевфик паша оставил после себя добрую память, как человек, ставивший во главу угла не политические интриги, а государственные интересы.

Родственники Гераев

Будущий великий визирь появился на свет в азиатской части Стамбула — Ускюдаре 11 февраля 1843 года (по другим данным 10 февраля 1845 года) в семье высокопоставленного офицера Ферика Исмаила Хакки паши. Семья Ахмеда Тевфика принадлежала к богатому и знатному роду выходцев из Крыма, находившемуся в родственных отношениях с самими Гераями.
По некоторым сведениям, предки Ахмеда Тевфика были родственниками крымского хана Арслана-Герая, правившего в 1748—1756 гг. Дед будущего визиря — Мустафа-мурза, был женат на ханской дочери и после падения ханства переселился в пределы султанских владений.

Молодой дипломат

Подобно своим знатным предкам, молодой Ахмед Тевфик должен был посвятить жизнь воинской службе. Получив начальное образование, он в тринадцать лет поступил в военное училище. Но по причинам, связанным со здоровьем, юно-ша должен был оставить службу в кавалерии.
В 1866 году Ахмед Тевфик поступил на службу в Палату переводчиков Высокой Порты. Это учреждение при османском правительстве отвечало за переводы документов на иностранные языки, прежде всего французский. Первоначально Ахмед Тевфик работал на безвозмездной основе. Его турецкие биографы отмечают настойчивость и трудолюбие молодого человека, который перевел на турецкий язык с языка оригинала «Историю средних веков» — работу известного французского историка и государственного деятеля Виктора Дюрюи (1811—1894).
С 1872 года Ахмед Тевфик находится на дипломатической службе. В должности второго секретаря он последовательно работает в османских посольствах в Риме, Вене, Берлине и Афинах. В 1876 году молодой дипломат получает назначение в Петербург.

Больной человек Европы

Приезд Ахмеда Тевфика в столицу царской России произошел в условиях чрезвычайного обострения политической ситуации в Европе.
Несмотря на потерю многих своих владений к концу третьей четверти XIX века Османская империя оставалась еще большим государством. Под ее властью находилась большая часть Балкан, в Азии в ее пределы входили территории современных Ирака, Сирии, Ливана, Палестины, Израиля, северная часть Йемена и главные символы мусульманского мира — города Мекка и Медина. В Африке османы сохраняли еще контроль над Ливией. Вассалами империи, правда во многом формально, считались правители Египта, Сербии и Румынии.
Однако положение империи неуклонно ухудшалось. Баланс военных и экономических сил в Европе все более смещался в сторону христианских стран. Ощущая свою военную слабость, империя вынуждена была сталкиваться со все большим вмешательством внешних сил в свои внутренние дела.
В экономическом плане империя османов все более превращалась в сырьевую колонию западноевропейских государств. Если в прежние времена политика османов способствовала развитию местного производства и торговли в странах Балканского полуострова и Ближнего Востока, то теперь поток дешевых европейских фабричных товаров все более вытеснял с рынков продукцию местных ремесленников. Теперь Турция экспортировала в основном сырье и продукцию низкого передела.
Христианские народы империи, почувствовав покровительство могущественных единоверцев, испытывали все большее недовольство своим положением. Сепаратистские настроения получали все большее распространение и популярность.
Мусульманское население также имело большие основания для недовольства своим ухудшающимся экономическим положением и неэффективностью госаппарата. К тому же оно несло основное бремя войн, в которые империя то и дело оказывалась вовлечена на своих границах (христианское население не несло военную повинность). Правители империи пытались осуществлять реформы на укрепление государства, но не могли успеть за веяниями времени.
Международная политика является джунглями, в которых участь слабого всегда не завидна. Однако до поры до времени османов спасали разногласия правителей европейских стран. Когда российский император Николай I попытался в одностороннем порядке провести раздел Турции и установить свой контроль над черноморскими проливами, это встретило решительное противодействие Англии и Франции, считавших опасным выход России непосредственно к Средиземному морю. В ходе Крымской войны они заставили царское правительство отказаться от своих планов. Но военная помощь Лондона и Парижа османам не была бескорыстной. Они все более вмешивались во внутренние дела Турции, продвигая свои экономические интересы и требуя проведения реформ, которые под предлогом уравнивания прав христианских и мусульманских народов подготавливали почву для грядущего раздела империи.
К началу 1870-х годов в правящих кругах Лондона и Парижа все менее были склонны поддерживать сохранение целостности Турции как противовес России. Напротив, в европейской прессе и общественном мнении все более множились разговоры о притеснении христианских народов Балкан. В этой информационной кампании участвовали такие знаменитости, как национальный герой Италии Джузеппе Гарибальди и французский писатель Виктор Гюго.
В балканских провинциях Османской империи шла активная подготовка к будущему восстанию. Разнообразные тайные общества вербовали сторонников и запасались оружием.
За всем этим внимательно следили в Петербурге. России было важно взять реванш за проигранную Крымскую войну. Российское общественное мнение также было крайне озабочено судьбой болгар и сербов и активно требовало от своего правительства военного вмешательства. Но, имея опыт прошлой неудачи, царское правительство действовало более осторожно, с оглядкой на возможную реакцию Запада. Российские военные активно тренировали армию союзной Сербии, делая ставку на ее военный успех.

Великие потрясения

В мае 1875 года начались первые восстания против османской власти в Герцеговине. Спустя год, 2 мая 1876 года восстание вспыхивает уже в Болгарии. Но здесь оно быстро подавляется османскими войсками.
Престарелый отец Ахмеда Тевфика — Ферик Исмаил Хакки, в то время проживал в своем имении неподалеку от города Ямбол в южной части Болгарии. Следует заметить, что османские султаны еще с XVI века жаловали земли вокруг Ямбола представителям рода Гераев.
В публикациях, выходивших в болгарских СМИ, утверждается, что Ферик Исмаил Хакки в то время был правителем Ямбола. Отмечается его милосердие, благодаря которому местное болгарское население было спасено от истребления и разорения при подавлении восстания турками. Вскоре Ферик Исмаил Хакки умер и был похоронен у входа в Эски-джами в Ямболе. Хотя сегодня мусульманского населения в Ямболе осталась не очень много, эта мечеть и могила сохранились до наших дней.
Пока в Болгарии шли столкновения между правительственными войсками и повстанцами, в Стамбуле произошел переворот. 30 мая 1876 года был отстранен от власти султан Абдул-Азиз. Переворот был организован либерально настроенными членами правительства. Свергнутый султан был вскоре убит.
Новый правитель Мурад V был надеждой либералов. Он был старшим сыном предшественника Абдул-Азиза — султана Абдул-Меджита, и законным наследником престола. Но его психическое здоровье к тому моменту было чрезвычайно подорвано. Скрывать болезнь нового султана оказалось невозможным, и власть спустя пару месяцев была передана младшему брату Мурада — Абдул-Хамиду.
Пока в Стамбуле один султан сменял другого, военные действия против турок начали Сербия и Черногория. Однако осенью 1876 года османские войска нанесли решительное поражение сербам. Чтобы предотвратить разгром Сербии, российский император Александр II был вынужден напрямую вмешаться в ситуацию, угрожая османам объявлением войны.

(Продолжение следует.)
comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог