В провозглашенный газетой «Голос Крыма new» Год соотечественника мы вновь возвращаемся к теме крымскотатарской диаспоры и поговорим о способности крымских татар вести свою гуманитарную политику. Безусловно, наши возможности весьма ограничены, но сидеть сложа руки было бы неправильно.
Проведение эффективной гуманитарной политики за рубежом — обычно такую задачу перед собой ставят государства, на эти цели выделяется статья в бюджете, а сумма затрат определяет масштаб реализованных дел.
В России для этих целей разработана и принята целая Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, где помимо общего положения, целей, задач и принципов, выделены целые разделы по направлениям реализации.
Так, ставится задача по формированию объективного восприятия Российской Федерации за рубежом, продвижение традиционных российских духовно-нравственных ценностей; поддержка и продвижение русского языка в качестве языка международного общения за рубежом; продвижение российской культуры за рубежом; продвижение российской науки и образования за рубежом; международное сотрудничество в области физической культуры и спорта; сотрудничество в сфере туризма; молодежное сотрудничество; оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом; сохранение исторического и культурного наследия; использование возможностей средств массовой информации и современных технологий в формировании объективного восприятия России на международной арене и др. И это только разделы, в которых расписаны десятки пунктов.
Данная концепция своего рода хорошее методическое пособие, которое ориентирует направления деятельности для работы с диаспорой. В то же время, пересматривая пункты, задаешься вопросом: а что же нам, крымским татарам, за последние годы удалось сделать с нашим зарубежьем, какая работа была проведена и каковы результаты?
К сожалению, крымскотатарское зарубежье перестало бывать в Крыму. Да, приезжают отдельные деятели, но не для встреч с широкой общественностью. Мы не наблюдаем реализацию с их стороны каких-либо проектов или программ. На официальном уровне организовывались несколько раз Дни культуры крымских татар в Турции, но где ответные визиты?
Начиная с первых посещений Крыма представителями крымскотатарской диаспоры в начале 1990-х на исторической родине от них ждали только помощи, но через некоторое время народ, обустраивавшийся на родине, возрождая свои институты, сам смог оказывать интеллектуально-культурную поддержку диаспоре.
При всех возникающих нюансах, нам необходимо достигать цели посредством привлечения других, опираясь на привлекательность идей. Научиться определять повестку дня с помощью стандартов и институтов, которые формируют предпочтения других.
Крымскотатарская диаспора, ее активная часть, проживающая в различных странах, имеет официально зарегистрированные объединения граждан, сосредоточенные на культурной и просветительской деятельности. В Турции их множество, и между ними, бывает, возникает конкуренция. За последние годы численность диаспоры значительно пополнилась за счет убывающей из Крыма молодежи, поэтому общественная жизнь в странах пребывания наполнилась свежими идеями и смыслами. Учитывая факт, что крымскотатарская диаспора в различных странах не выдвигает политических требований и власти не видят в ней угрозу национальной безопасности, просторы для ее общественной деятельности открыты в рамках местного законодательства.
Следует отметить и богатый опыт крымских татар находиться в полиэтническом обществе, их терпимость и толерантность. Светскость и образованность позволяют им бесконфликтно проживать в различных странах, формируя о народе положительное мнение, и, конечно, ни в коем случае нельзя допускать конфликтов на почве национальной или религиозной ненависти. Преступность не имеет национальности, но преступления совершаются выходцами из конкретного этноса, который, хочешь не хочешь, несет в какой-то степени моральную ответственность за действия своих соотечественников. Открытие счета на «отрезанные головы» в первую очередь есть преступление перед собственным народом.
У крупных государств свои стимулы поддержки диаспоры, они тесно переплетены с внешнеполитической деятельностью.
Один из российских аналитиков формулирует ее следующим образом: «Так или иначе, декларируемой целью было максимальное усиление русских в ближнем зарубежье за счет их организации и укоренения на местах с постепенным превращением диаспоры в орган влияния Российской Федерации».
Подобным образом немалых успехов добились армяне, имея эффективное лобби за рубежом. С еврейским лобби знакомы многие. Крымские татары имеют некоторое влияние лишь в Турции. В других странах наши силы скромны, да и цели для диаспоры совершенно иные. У крымских татар доминирует идея собрать соотечественников в Крыму, на этом концентрируются усилия. Народу необходимо укореняться, обустраиваться на родине, для этого требуется эффективная поддержка.
Важной составной частью всего процесса является удовлетворение его культурных потребностей, в чем могла бы содействовать диаспора. Изоляция диаспоры от ее этнического ядра, какой бы стороной не принималась, путь противоестественный, идущий вразрез с интересами крымских татар. В нашем случае государства могут быть разные, но народ у нас один.
Народ у нас один
Комментариев: 0
Просмотров: 116