Курс валют USD 0 EUR 0

Добрая традиция народа

Комментариев: 0
Просмотров: 144

11 ноября в конференц-зале отеля «Мараканд» в Симферополе состоялся круглый стол «Койдешлер корюшюви – добрая традиция возвратившихся на Родину крымских татар». Организатором выступила редакция газеты «Голос Крыма new».
Как уже не раз отмечалось, малая родина для крымских татар имеет сакральное значение. Связано это не только со сложившимися вековыми традициями и жизненным укладом, но и с теми вызовами, брошенными крымскотатарскому народу, когда 18 мая 1944 года его лишили этнической территории, всего имущества, вывезли за тысячи километров, обрекая на верную гибель. Но народ, мобилизовав все силы для самосохранения, не только выжил и развил свои лучшие качества, но и привил молодому поколению­, никогда не видевшему Крым, безграничную любовь к родине. Рассказы родителей, бабушек и дедушек в первую очередь посвящались малой родине, поэтому в воображении формировались картины бескрайних степей, где паслись тысячи овец, города с великолепными памятниками крымской старины, величественные горы с чудесными садами-чаирами, райский Южный берег, насыщенный всевозможными растительными культурами, и теплое синее море.
Заветной мечтой каждого крымского татарина было попасть в родной уголок. До самого момента возвращения­, пока нога не ступила на родную землю, такие­ надежды не покидали людей, но реалии­ оказались совершенно иными, и расселение­ произошло после ­упорной борьбы, согласно тем возможностям, которые на тот момент ­имелись у народа. Поколение, родившееся в Крыму после возвращения, держится за новый свой отчий дом, но в современном обществе миграционные­ процессы – обычное явление­, связаны они с урбанизацией, получением образования, трудоустройством.
Однако жива ­историческая и внутрисемейная память, которая зовет к родным ­очагам. А народ мудр — нашел форму удовлетворения своих духовных потребностей. Собираются койдешлер (односельчане) отовсюду в назначенный день и устраивают праздник, вспоминая предков и былые­ времена.

И. Абдуллаев

Организовать встречу — дело нелегкое, поэтому народ благодарен активистам и рад новым инициативам. Учитывая указанные и другие­ факторы, за круглым столом собрались организаторы койдешлер корюшюви (встречи односельчан), ­ученые, молодые исследователи, общественные деятели и неравнодушная общественность. Был очерчен круг вопросов, по которым выступили докладчики. Своим ­опытом проведения­ мероприятий поделились организаторы встречи односельчан: села Озенбаш — Айдер Мустафаев, села Ворун — ­Ибраим Абдуллаев.

А. Мустафаев

Выступающие выразили сожаление, что с каждым годом уроженцев становится все меньше и меньше, поэтому очень важно прививать любовь к таким встречам молодому поколению. Айдер Мустафаев продемонстрировал карту села Озенбаш с микротопонимами, составленную в начале 2000-х годов по рассказам жителей села. Также он отметил необходимость привлечения к работе поэтов и композиторов для создания песен о селах и материальной поддержки таких проектов.
Ибраим Абдуллаев поделился своими ощущениями после каждого посещения родного села: «Там мы разговариваем с каждой горой, с каждым камешком». Докладчик заострил внимание на необходимости регистрации гостей с указанием телефонов, что позволяет на следующий год обзванивать соотечественников, приглашая на очередное мероприятие.

Э. Аджимамбетова

В этом году в ряде сел встречи односельчан прошли впервые, и что примечательно — организаторами выступила крымскотатарская молодежь. Проявляемая активность новыми поколениями продемонстрировала возможность расширения географии мероприятий, чтобы как можно больше сел проводили такие­ встречи. На заседании убеленные­ сединой общественные деятели с большим воодушевлением заслушали сообщение Эльмаз Аджимамбетовой, впервые организовавшей встречу односельчан ­уже исчезнувшего села Карл. Присутствующая молодежь, окрыленная идеями, выразила желание продолжить работу.
К сожалению, был отмечен факт приостановки проведения встреч по причине смерти организаторов. Положение может поправить только преемственность поколений.
Большое значение на мероприятиях имеет концертно-развлекательная программа. Приезд музыкантов, артистов создает праздничную атмосферу. Приемлемая цена за выступления или даже благотворительная основа отвечала бы совместным интересам.
Одной из главных целей проведения круглого стола было определение койдешлер корюшюви как поле для научных исследований. Взаимодействие организаторов и участников с учеными, краеведами, исследователями даст новый импульс развитию науки.
Выступая, доктор филологических наук, профессор Исмаил Керимов подчеркнул важность такого направления науки, как «устная ­история», когда информация фиксируется специалистами у участников ­или ­очевидцев событий. Сам он активно использует такие источники, которые придают оригинальность работам. Многие биографические тонкости видных соотечественников стали доступны благодаря повествованию­ близких. Исмаил-оджа вспомнил, как еще будучи студентом, в 1970-е годы купил магнитофон и записал речь ученых-языковедов: Басыра Гафарова, Мемета Умерова, писателей: Шамиля Алядина, Юсуфа Болата и других. Воспроизведение их голосов навеивает воспоминания­. Поэтому видеофиксация уроженцев сел, их повествования, диалекты представляют большой интерес.
Об исследовании истории сел, памятников архитектуры, домов и зданий говорил кандидат исторических наук Эльдар Сейдаметов. Традицию, заложенную Усеином Боданинским и Османом Акчокраклы, необходимо продолжать, — отметил он. Эльдар-бей продемонстрировал книгу «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар», заметив, что работа продолжается и планируется выпустить еще несколько книг из этой серии. Поэтому очень важно привлечь к фиксации памятников довоенных жителей сел.
В повестке дня круглого стола стоял вопрос и возрождения старых сортов плодовых культур. В ­этой связи большой интерес представляют крымские чаиры – горные сады. Созданные руками крымских татар, они снискали большую славу. Садовод-любитель Сервер Аблаев выразил надежду, что рассказы ­уроженцев крымских сел могут оказать существенную помощь в ­этом вопросе.
Улькер Сеитбекирова осветила вопрос семейных ценностей, поддержания родственных отношений и создания генеалогического древа. Семья, большая семья, койдешлик в жизни крымских татар играли большую роль, но современные тенденции таковы, что рушатся родственные связи. Поэтому наличие генеалогического древа поможет восстановить многое утраченное­. Она поделилась опытом раздачи и заполнения анкет на встрече односельчан, что позволило создать некоторую базу и представление о довоенных жителях.
Необходимо отдать должное тем исследователям, которые занимаются этнографией крымских татар. В молодежной среде сегодня довольно популярны лекции Рефата Иззетова о музыкальном искусстве нашего народа. Круг его интересов широк и разнообразен, поэтому неслучайно он со своим другом Энвером Меджидовым, вот ­уже на протяжении более полутора лет разъезжая по Крыму, фиксируют рассказы уроженцев додепортационного Крыма. Принимая участие­ в работе круглого стола, Рефат-бей заметил, что многие сведения ­уже безвозвратно утеряны, те, кому 80, – это дети 1943 года рождения, а 90-летних, способных что-то еще вспомнить и рассказать, практически не осталось. Однако определенную информацию могут донести их дети, постоянно слушавшие разговоры старших, поэтому встреча односельчан – это своеобразное научно-исследовательское поле, которое требует самого пристального внимания со стороны научного сообщества.
Богатая разнообразием крымская земля оказала влияние на культуру, ­язык, жизнедеятельность коренного народа. Фиксация диалектов, названий растений, рецептов всевозможных блюд, песен и т.д. означает пополнение национальной сокровищницы знаний.
Вопрос восстановления традиционной крымской топонимии лежит в основе требований крымских татар. До сегодняшнего дня он не находит разрешения. Наравне с этим продолжается работа по фиксации­ микротопонимов, в чем помогают рассказы стариков. Об этой работе рассказал учитель географии, истории и обществознания Энвер Меджидов. Любитель горных походов, Энвер-бей не только фиксирует топонимы на бумаге, но и находит их на местности. Также он выразил готовность с группой энтузиастов искать горные чаиры.
Последним рассматривался вопрос подготовки и издания книг по истории сел. Такая работа уже ­много лет ведется крымскими татарами. Доктор исторических наук Владимир Поляков обратил внимание присутствующих, что часто книги о селах невозможно ввести в научный оборот, на них нельзя ссылаться в диссертациях. Согласно установленным правилам, на книгу необходимо получить две рецензии­ и провести через ученый совет, например НИИ крымскотатарской филологии, ­истории и культуры этносов Крыма. После замечаний и рекомендаций рукопись можно пускать в печать.
В завершение работы круглого стола по предложению­ ветерана крымскотатарского национального движения Эмира Меджитова была создана рабочая­ группа для дальнейшего ­определения направлений деятельности.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог