Курс валют USD 0 EUR 0

Последний визирь империи

Комментариев: 0
Просмотров: 131

ТАРИХЧИ

(Окончание. Начало в №№44–46)

Для официального уведомления о восшествии на престол нового султана Мехмеда VI Вахидеддина османское правительство отправило в Берлин специальную делегацию. В нее вошли принц Абдуррахим, Ахмед Тевфик паша и ­его сын – зять нового султана Исмаил Хакки. В сентябре 1918 года кайзер Вильгельм II принял их в своей ставке в оккупированном бельгийском курортном городке Спа. На обратном пути делегация посетила других союзников Османов в Первой мировой войне – австро-венгерского императора Карла в Вене и болгарского царя Фердинанда в Софии.
Эта поездка проходила на фоне все более ухудшающегося положения Германии на фронтах Первой мировой войны. В Европу прибыли американские войска, переломившие ход войны в пользу англичан и французов. ­Уже в октябре стало окончательно ясно, что война для германцев и их союзников окончательно проиграна. Правительство младотурок было вынуждено уйти в отставку. После выхода Болгарии из войны, Турция оказалась отрезанной в Европе от своих союзников, которые и сами искали путь к сепаратному миру.
30 октября 1918 года Османская империя была вынуждена выйти из войны, подписав Мудросское перемирие. Его условия­ были крайне тяжелыми для турок. Они предусматривали оккупацию войсками Антанты черноморских проливов, Батума и Баку; сдачу турецких гарнизонов в Йемене, Хиджазе, Сирии и Ираке. Фактически речь шла о расчленении империи. 2 ноября лидеры младотурок — бывший великий визирь Талаат паша, бывший военный министр Энвер паша и бывший морской министр Джемаль паша бежали из страны.
В этот тяжелый для Турции период истории султан поручил возглавить правительство Ахмеду Тевфику паше. Новое османское правительство было кабинетом султана, который впервые­ после революции 1909 года получил возможность влиять на работу исполнительной власти. 11 ноября, в день, когда Германия признала свое поражение в войне и подписала перемирие с Антантой, 73-летний Ахмед Тевфик паша приступил к работе в качестве нового садразама (великого визиря). Спустя два дня английские, французские и итальянские войска вошли в Стамбул.

Посланник Азербайджана

Министр иностранных дел ­Азербайджанской демократической республики Алимардан-бек Топчибашев, в тот период находившийся в Стамбуле, нанес визит Ахмеду Тевфик-паше 16 ноября 1918 года.
«Большой кабинет Садр Азама при Иззете паше [предыдущем великом визире] служил приемной. Весь покрыт коврами. Письменный стол посередине, вдоль стены мягкие диваны. При входе какой-то чиновник кончает доклад Садр Азаму, который слушает его стоя. Чиновник уходит, и Садр Азам усаживает меня на диван, сам садится рядом. Симпатичное, добродушное лицо пожилого турка», – так А.Топчибашев описывал встречу.
По всей видимости, он не знал о крымскотатарском происхождении великого визиря. При этом надо заметить, что А.Топчибашев был близким другом уже покойного в то время Исмаила Гаспринского и, находясь в Стамбуле, активно взаимодействовал с представителем крымских татар, бывшим редактором «Терджимана» Асаном Сабри Айвазовым.
А.Топчибашев, поздравив Ахмеда Тевфика пашу с назначением, попросил его заверить в том, что новое турецкое правительство продолжит поддержку Азербайджана.
«Вы не должны сомневаться в наших чувствах к азербайджанским туркам, мы ваши всегдашние доброжелатели. Но, конечно, вы сами видите, как изменилось общее и наше положение, которое, к сожалению, лишило нас возможности поддерживать вас, вашу самостоятельность. Вот сейчас от нас требуют, чтобы мы вывели с Кавказа наши войска. И мы вынуждены это сделать и сделаем. Мотивом к пред­ъявлению такого категорического требования, между прочим, является вопрос о Карабахе. Говорят нам, что наши войска направились в Карабах и там жестоко обращались с армянами», – отвечал Ахмед Тевфик паша.
Он указал А.Топчибашеву на необходимость подготовки к предстоящей международной мирной конференции, выразив пожелание, чтобы представители ­Азербайджана отправились на нее­ и отстаивали там независимость своей страны. Со стороны Турции­ Ахмед Тевфик паша обещал дипломатическую поддержку.
Разговор Ахмеда Тевфика паши с А.Топчибашевым был прерван приходом чиновника со срочными бумагами. Пожаловавшись на то, что буквально завален делами, великий визирь был вынужден проститься со своим гостем.

Уроженец Крыма

Находясь в Стамбуле, А. Топчибашев посетил и многих других турецких сановников. Одним из них был Абдурахман-бей – новый министр финансов в правительстве Ахмеда Тевфика паши. «Человек уже в летах, с сединой, с уставшим, но добродушным лицом. Принимает чрезвычайно предупредительно. Усаживает ­около себя в кресло. Предлагает папиросу и приказывает принести кофе», – так описывал встречу с ним азербайджанский дипломат.
«Прошу вас не стесняться и говорить со мной на вашем азербайджанском наречии. Я сам из Крыма и ваше наречие хорошо понимаю», – обратился Абдурахман-бей к А.Топчибашеву.
Их дальнейшая беседа касалась финансовых вопросов — печатания ­азербайджанских бумажных денег и выделения ссуды правительству в Баку.
Но кем же был этот Абдурахман-бей из Крыма? Абдурахман Вефик Саин родился в марте 1856 года в Евпатории, в семье Челебизаде Абдулатифа эфенди. Массовая­ ­эмиграция крымских татар, последовавшая вскоре после окончания Крымской войны, привела к тому, что семья Абдурахмана-бея оказалась в Добрудже, в селении Балчик (сегодня город в Болгарии). Там в 18 лет он окончил местную школу-рушдие. Но вскоре грянула русско-турецкая война, и семья Абдурахмана Вефика вновь оказалась в положении беженцев. На этот раз ­она ­обосновалась в городе Измит, что на азиатском берегу Мраморного моря.
С молодых лет Абдурахман Вефик Саин работал в экономической сфере, пройдя путь от бухгалтера до министра финансов (на этот пост назначался трижды). Преподавал в Школе финансов, увлекался охотой. За время своей сорокалетней государственной службы стал автором многих законов, постановлений и инструкций. Занимая ответственные посты, Абдурахман-бей старался корректировать госбюджет в соответствии с доходами страны и не брать средства в долг. Его публикации, посвященные­ ­экономическим и финансовым темам, печатавшиеся в оппозиционных по отношению к младотуркам газетах, даже привели к его задержанию на некоторое время.

Абдурахман Вефик Саин

После отставки правительства Ахмеда Тевфика паши, последовавшей в начале марта 1919 года, Абдурахман-бей оставил государственную службу и ушел на покой. Он был автором двух работ, посвященных истории османской финансовой системы. Абдурахман Тевфик Саин умер 15 сентября 1956 года в возрасте ста лет в своем доме в стамбульском районе Бакыркёй и был похоронен на семейном кладбище.
Под давлением Антанты султан распустил османский парламент, который в большинстве своем состоял из представителей младотурецкой партии. В январе 1919 года Ахмед Тевфик паша был вынужден сформировать новый состав своего правительства, в котором не должно было быть лиц, подозреваемых в сотрудничестве с младотурками. Но работать в ­условиях оккупации столицы ­иностранными войсками, при растущем вмешательстве в дела кабинета держав Антанты и вставших на путь сотрудничества с ними либералов, было непросто. Под давлением Антанты султан решил принести в жертву и правительство, и 3 марта 1919 года под предлогом проблем со здоровьем Ахмед Тевфик паша подал в отставку.

Новым великим визирем стал лидер либералов Дамат Ферид паша. Будучи мужем Медихи-султан – младшей дочери султана Абдул-Меджита и родной сестры султана Мехмеда Вахидеддина, он имел возможность интриговать и влиять на позицию дворца. В отличие­ от Ахмеда Тевфика паши, Ферид паша был готов идти на самые­ широкие уступки иностранным державам. ­Его политический курс снискал всеобщую ненависть в турецком обществе, как в среде сторонников младотурок, так и в среде религиозно настроенных людей.
После отставки Ахмед Тевфик паша вернулся на дипломатическое поприще. В течение 1919–1920-х годов он активно участвует в ходе переговоров по выработке мирного договора между странами Антанты и Османской империей. В начале 1920 года он назначается султаном председателем верхней палаты парламента – Меджилиса-и Аяна. В ходе переговоров Ахмед Тевфик паша твердо выступал против принятия тяжелых для Турции условий, выдвигавшихся со стороны Антанты. Но, несмотря на его позицию, в августе 1920 года правительство Ферида паши подписало Севрский договор, который узаконил расчленение империи и передачу ее земель под управление­ Англии, Франции, империя соглашалась с существенными территориальными уступками в пользу Греции и Армении, с независимостью Курдистана. Турция сохраняла за собой лишь небольшую часть ­Анатолии. Этот документ стал символом неспособности султана защитить национальные интересы.
Еще в 1919 году в Анатолии начали вспыхивать восстания, направленные против иностранных интервентов и капитулянтской позиции султанского правительства. Мехмед Вахидеддин направил на его подавление самого прославленного турецкого генерала Мустафу Кемаля пашу, но тот, высадившись в Самсуне, сам возглавил восставших. По его инициативе в Анкаре собрался национальный парламент — Великое национальное собрание, которое отвергло Севрский договор и сформировало свое правительство, наладившее связи с Советской Россией и организовавшее успешное­ военное сопротивление греческим и армянским войскам.

Политика примирения

21 октября 1920 года, после отставки правительства Ферида паши, Ахмед Тевфик паша в третий раз в своей жизни был назначен султаном великим визирем. Империя в эти дни переживала период тяжелейшего упадка. Все патриотические силы в Анатолии признавали главенство Мустафы Кемаля паши. За султаном был только Стамбул. Но и в нем он не был полным хозяином, поскольку столица была оккупирована иностранными войсками.
Это пребывание Ахмеда Тевфика паши во главе правительства продлилось целых два года. Главной его целью в этот последний период существования­ Османского государства стал поиск путей примирения между Стамбулом и Анкарой, недопущение раскола страны. Вся его мудрость и большой жизненный опыт были подчинены этой цели.
В 1921 году перед конференцией в Лондоне, где представители обоих турецких правительств должны были вести переговоры с Грецией, он вступил в переговоры с Мустафой Кемалем для выработки единой позиции. В результате, когда на конференции­ в Лондоне слово было первым предоставлено султанскому правительству как международно признанному, Ахмед Тевфик паша демонстративно передал его представителю Анкары. Тем самым была показана единая позиция двух делегаций и не было допущено противопоставления Стамбула и Анкары перед лицом внешнего врага – Греции. Это крайне не понравилось представителям стран Антанты. Но военные успехи кемалистов заставляли их вносить коррективы в свою­ политику.
28 января 1922 года султанский дворец потряс скандал. Зять султана — дамат Исмаил Хакки, не поставив никого в известность, тайно уехал в Анкару. Двор воспринял это как измену. Знал ли о намерениях сына сам Ахмед Тевфик паша, точно неизвестно. Султан так и не решился отправить его в отставку. Но о сохранении­ брака между Ульвие-султан и Исмаилом Хакки не могло быть и речи. Как дочь монарха, Ульвие-султан имела право сама инициировать развод, но прежде чем воспользоваться им, она еще полгода ждала, надеясь, что муж и ­отец ее единственной дочери Хюмейры вернется назад.
Тем временем в Анкаре Исмаил Хакки поступил на службу в войска кемалистов и принял ­участие в заключительном этапе национально-освободительной войны. В августе 1922 года грекам было нанесено сокрушительное поражение. Солдаты Мустафы Кемаля триумфально вошли в Измир. В этих условиях Англия и Франция решили пойти на соглашение с правительством в Анкаре. Предусматривалось, что после подписания нового, более выгодного для Турции мирного договора в швейцарской Лозанне, войска Антанты уйдут из Стамбула, передав его в руки кемалистов.
1 ноября 1922 года по решению Анкары институт султаната был ­упразднен. 4 ноября правительство Ахмеда Тевфика паши сложило свои полномочия, а сам султан спустя две недели на иностранном корабле навсегда покинул Турцию, отправившись в изгнание. В стране остался один правитель. Спустя год, в октябре 1923-го, после вступления турецких войск в Стамбул, Турция была провозглашена республикой. Черная полоса в турецкой истории заканчивалась, и восходило солнце новой­ эпохи — времени больших реформ и преобразований. Многие­ политические деятели того времени считали, что Турция обречена на гибель как государство, но воля ее народа к сопротивлению не дала этому свершиться.

Послесловие

Крымские татары, эмигрировавшие в Турцию после падения­ ханства в 1783 году, дали этой стране немало выдающихся государственных деятелей. Одним из них был Ахмед Тевфик паша. Ему было суждено стать последним в длинном списке великих визирей Османской империи­. В памяти современников он ­остался как мудрый и честный человек, посвятивший всю свою­ жизнь служению­ стране, а не партиям. Работая послом в Германии­ и Британии, на посту министра ­иностранных дел, он постоянно находился в самом центре мировой политики того времени. Это была трудная и непростая работа в период, когда крупные империалистические государства делили мир между собой, верша судьбы целых стран и континентов, готовясь сцепиться друг с другом в смертельной схватке. Дважды — в 1877 году на заре своей дипломатической карьеры в России и на ее излете в 1914 году в Британии — ­ему не по своей воле приходилось закрывать посольство и покидать страну пребывания, ввиду того что под давлением обстоятельств дипломатия­ была вынуждена ­уступать путь войне. И ­обе эти войны сыграли фатальную роль в судьбе Османского государства.
Нельзя сказать, что Ахмед Тевфик паша целенаправленно стремился к посту великого визиря. Все три раза, когда он оказывался во главе правительства – и в ­апрельские дни 1909 года, и поздней осенью 1918 года, и в 1920 году – это всегда были периоды острых кризисов. Но он не отказывался от ответственности и по мере сил стремился сохранить согласие между гражданами, не допустить ослабления страны в ­угоду иноземным силам.
После установления республики Ахмед Тевфик паша и его дети ­остались в Стамбуле. Он не преследовался кемалистами, в отличие от ряда других высокопоставленных деятелей султанского правительства. После введения­ в Турции фамилий он взял себе фамилию Окдай. Умер Ахмед Тевфик паша 7 октября 1936 года в возрасте 91 года.
Тем временем непросто складывалось судьба членов династии Османов. Вскоре после упразднения халифата, в начале 1924 года все они были высланы из Турции. В изгнание отправилась и Ульвие-султан, незадолго до ­этого вышедшая замуж во второй раз. Лишь после смены в Турции политического режима в 1952 году она смогла вернуться на родину, где и скончалась в 1967 году. Ее дочь Хюмейра скончалась в мае­ 2000 года.
Судьба Исмаила Хакки сложилась следующим образом. Пойдя по стопам отца, он стал дипломатом уже республиканской Турции и в конечном итоге завершил карьеру на посту генерального консула в Афинах. Вторым браком он был женат на родственнице будущего премьер-министра Турции Бюлента Эджевита. Умер он в 1977 году.
Потомки Ахмеда Тевфика паши продолжают жить в Турции. В 1986 году его внук Шефик Окдай издал книгу воспоминаний о своем прославленном деде.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог