Курс валют USD 0 EUR 0

Необходим переход на новый численный и качественный уровень

Комментариев: 0
Просмотров: 80

На днях Крымстат распространил информацию о миграционном движении­ населения в Республике Крым.
Число прибывших мигрантов в январе-октябре 2023 года составило 39,7 тыс. человек, а выбывших – 36,2 тыс. человек. Миграционный прирост составил 3,5 тыс. человек, прирост отмечен как в городских поселениях, так и в сельской местности – 1,4 тыс. и 2,1 тыс. человек соответственно.
Доля мигрантов, сменивших место жительства в пределах Республики Крым, составила 13,6 тыс. человек. Из них 5,7 тыс. человек переехали из городов в сельскую местность республики, а 7,8 тыс. человек перебрались из сел в крымские города.
Среди прибывших в Республику Крым в течение января-октября 2023 года межрегиональные мигранты составили 20,8 тыс. человек, или 79,6% от внешних мигрантов, 13,7% – из стран СНГ и 6,6% – из других зарубежных стран. Среди выбывших из Республики Крым – 16,2 тыс. человек, или 71,8% составили межрегиональные мигранты, 20,6% – выехали в страны СНГ и 7,6% – в другие зарубежные­ страны. Наибольшее количество иностранных мигрантов в 2023 году прибыло из Украины, Индии­, ­Узбекистана, Армении­ и Казахстана. В обмене населением с субъектами Российской Федерации число прибывших составляет 20,8 тыс. человек, что превышает число выбывших – 16,2 тыс. человек. Миграционный прирост населения составил 4,6 тыс. человек. Наибольшая часть мигрантов выбыла в Севастополь, а прибыла из Херсонской области.
Таковы краткие статистические данные, но мы не можем оставаться равнодушными к контингенту убывших и прибывающих людей на полуостров, тем более что тема возвращения крымских татар постепенно отодвинулась на второй план. Однако процесс миграции, как показывает мировая практика, болезненный, конфликтогенный, несет опасность правонарушений и преступлений.
Миграционные потоки по ряду причин становятся все более­ динамичными. Так, в России в первом полугодии 2022 года числилось 8 млн иностранцев и лиц без гражданства, сегодня уже озвучивают более 10 млн человек. Треть прибывших из других государств людей осуществляют трудовую деятельность в Москве и Московской области. Одновременно местом притяжения являются и «юга».
В Россию в первую очередь приезжают мигранты из ближнего зарубежья, где уровень жизни, как правило, ниже. Проблема отсутствия рабочих рук, кадровый дефицит вынуждают государство распахнуть двери для привлечения трудовых ресурсов извне. Там, где есть стабильный прирост трудоспособного населения, потребность в приезжих сводится к минимуму.
На этом фоне существуют ли демографические проблемы в Крыму? Беря во внимание миграционные показатели по Крыму и результаты последней переписи, мы наблюдаем рост населения в ряде городов за счет прибывающих. Но это далеко не трудовая миграция привычных для России выходцев из центральноазиатских стран. Сюда, в основной массе, направляется иной контингент, и не улицы мести.
В то же время, по сведениям доктора социологических наук В. Мукомель, большинство трудовых мигрантов из Киргизстана, Таджикистана и Узбекистана, прибывших в Россию­, ­имеют среднюю квалификацию (84,3%), высококвалифицированные трудовые мигранты (ВКМ) составляют 12,1%, а низкоквалифицированные – 3,6%. За последние годы увеличилась доля прибывающих в Россию таджиков, в 2021 году они составили почти 1/3 всех мигрантов.
Для себя важно уяснить, нынешний миграционный поток ­это временное восполнение трудовых ресурсов или постоянное население? Насколько быстро оно готово интегрироваться в крымское общество?
Базовой составляющей интеграции является владение государственными языками. Язык делопроизводства в России – русский. Но в Крыму присутствуют свои особенности, например, узбеки, задействованные на производстве тандырных лепешек, в приготовлении­ плова или на стройках, могут общаться со старшим поколением крымских татар на своем родном языке. Со временем ­они начинают понимать и крымскотатарский язык, используя в своей лексике крымскотатарские слова и выражения.
Следует отметить, что усвоение мигрантами русского языка государство считает своей первоочередной задачей. Принимающая сторона прекрасно осознает, что значительная­ часть мигрантов не ориентирована на интеграцию, нередко они не принимают нормы жизни и местные традиции. Причину этого социологи видят в высокой степени анклавизации­, когда у приезжих нет потребности общаться с местным населением. Нечто подобное­ можно наблюдать и в других странах, широко распахнувших двери для мигрантов.
В обществе все больше бьют тревогу по поводу возрастающей преступности среди мигрантов. Сводки пестрят вопиющими фактами. Тридцать лет назад крымские татары так же массово меняли место жительства, возвращаясь на родину, но на криминогенную ситуацию репатриация не влияла. Культура народа сочетала в себе восточную основу с западными ценностями, поэтому находила и создавала общечеловеческую среду. Поселки компактного проживания крымских татар даже сравнивали с островками безопасности, хотя старшее поколение хорошо помнит, как небезопасно было девушке пройтись по махалле в Центральной Азии.
Демографическая ситуация­ в стране не радужная, поэтому потребность в работниках будет только возрастать. Кому-то мигрантов принимать не хочется, однако без них ­обойтись ­уже не могут. В некоторых школах число детей мигрантов превышает число местных учащихся. Потоки каких народов еще занесет в Россию? Какие выводы мы можем для себя извлечь?
Крымский полуостров – ­ограниченная территория, ­его границы будут регулировать и народонаселение. Там, где есть естественный прирост населения, потребность в трудовых мигрантах снижается. Рост численности народа будет оказывать влияние и на политику. Необходимо выходить на новый численный и качественный уровень. А формула наша испытана временем: земля – домовладение – многодетная семья – образование­ – высокие доходы.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог