Эльдар СЕИТБЕКИРОВ, «ГК»
ТРЕВОГА
Ново-Зуевка в тревоге,
Ново-Зуевка в беде,
Об излишках и налоге
Бабы ссорятся везде.
Мужики тож ходят злые,
Похудели, обросли.
Закрома у всех пустые:
Государству хлеб свезли.
Одно горе не забыли,
Тут другая канитель:
Коммунисты рот раскрыли
И кричат: «в артель, в артель».
Вся деревня взволновалась –
Гибель верная пришла.
Моя милка испугалась –
Поросенка родила.
«Свой»
Стихотворение, распространяемое кулаками и подкулачниками в Биюк-Онларском регионе.
«Ликвидируем кулачество как класс» — спущенный И.Сталиным лозунг сыграл трагическую судьбу в судьбах миллионов людей Советского Союза и многих тысяч крымских татар. Трагедия раскулачиваний семей в Крыму была затенена депортацией – общей бедой крымских татар. Уходит старшее поколение, уходят в небытие ценнейшие сведения о преступлениях против человечности. Раскулаченные семьи несли жертвы немалые, в первую очередь погибали слабые – старики и дети, высланные из Крыма в холодные края. Наличие в хозяйстве крупного рогатого скота часто служило приговором. Сельчане вели себя по-разному: кто-то сочувствовал, а кто и наоборот — врывался в дома и именем революции… расправлялся с приговоренными. Непосредственно раскулаченные уже вряд ли остались, но их дети, которым уже под 80 и выше, еще могут поделиться воспоминаниями. Зафиксировать их повествование – сослужить добрую службу исторической науке. Многого уже не восстановишь, но даже малое бывает великим.
Раскулачивая сельчан, резали общину по живому. Процесс в Крыму набрал такие обороты, что даже Председатель КрымЦИКа Мемет Кубаев, не выдержав, заявил о политике центра, разоряющей трудовые массы Крыма, прежде всего – татар.
В руках я держу несколько архивных дел за 1930 год, связанных с заседаниями Крымского обкома партии и рассмотрением на них вопросов коллективизации и раскулачивания в деревне. Масса документов — всего лишь несколько отмеченных фамилий исследователей, которые за последние 25 лет интересовались ими. В газетную публикацию многое не поместишь, поэтому решил ограничиться отдельной Докладной запиской органов ГПУ (ярко иллюстрирующей сложившуюся ситуацию на полуострове), предлагая ее вниманию читателей.
Совершенно секретно
Громадный размах социалистического строительства в последние годы, связанный с коренной социально-экономической ломкой и технической переделкой важнейших участков нашего хозяйства, неизбежно вызывает обострение классовой борьбы и упорное сопротивление наших классовых врагов.
В восточных национальных районах, где пролетарская прослойка невелика, где сельские партийные организации немногочисленны и слабы, где сельсоветы еще не возглавляют социалистического строительства деревни, где до сих пор в ряде деревень господствует экономическая мощь кулака, власть муллы, религиозный и национальный фанатизм масс – борьба за ликвидацию кулачества как класса будет особенно трудной и сложной.
Классовому фронту в деревне будет и уже противопоставляется национальный фронт. Этому способствуют остатки националистических элементов в Крыму. В национальных районах есть, правда, местные специфические особенности, однако они не могут и не должны сбивать нас с пути классовой борьбы.
Реформа и коллективизация
В Крыму классовая борьба приняла резко обостренные формы, в связи с тем, что процент кулачества в крымской деревне по сравнению с другими районами СССР довольно значителен (от 12 до 14%).
Земельная реформа, проведение которой началось в Крыму позднее, чем в других республиках, влечет за собой решительную ломку хозяйственного уклада татарской деревни. Начавшаяся коллективизация окончательно начинает видоизменять лицо и социальный облик татарской деревни с ее консервативным, порой патриархальным бытом. Все это не может не вызвать бешеного сопротивления враждебных нам элементов из числа кулачества, мулл, бывших мурзаков и т.д., пытающихся удержать за собой завоеванные позиции.
В последнее время успех коллективизации налицо, это в еще большей степени озлобляет кулацко-мулльские элементы, которые начинают применять более серьезные, более сложные методы борьбы, становясь на путь создания массового антисоветского движения, с целью вооруженного выступления против советской власти под лозунгом: «Долой коллективизацию и земельную реформу; свобода религии или дорогу в Турцию».
Центром движения в Крыму становится деревня Ускют, расположенная в 3-х километрах от моря. Население этой деревни свыше 3-х тысяч человек – исключительно татарское. Оторванная от культурно-административных центров, при отсутствии удобных путей сообщения и связи, деревня эта живет замкнутой жизнью. Влияние духовенства и националистов на основную массу населения еще сильно. Сохранились в скрытой форме обычаи «калыма» и обручения 5-летних девочек. Сельское хозяйство ведется отсталым способом, земельные участки разбросаны мельчайшими полосками, насчитывающихся до 14000. В прошлом Ускют служил убежищем для целого ряда буржуазных националистов (в период 1917-1920 гг. в деревне находились отец Джафера Сейдаметова, бывшего военного министра Курултая, видные националисты и контрреволюционеры Хаттатов и Хайретдинов). Отсталым слоям населения изо дня в день прививались идеи «Милли Фирка», пантюркизма и панисламизма. «МФ» считали Ускют лучшим опорным пунктом в случае вооруженного выступления. Еще в 1928 году в д. Ускют имело место массовое антисоветское кулацко-мулльское выступление, основными причинами коего были хозяйственные затруднения в стране.
Антисоветское движение против коллективизации и земреформы нашло благоприятную почву в Ускюте. Весной 1929 года, когда землеустройство коснулось Ускюта, оно вызвало сильное оживление антисоветских настроений. Во время проведения хлебозаготовительной кампании в деревне начинает брожение и активная пропаганда с целью противодействия ее проведению.
В начале ноября 1929 г. намечается попытка группы кулаков уйти вооруженными в леса и горы, с целью организации террористических актов против представителей власти.
Возглавляющей антисоветское движение оказывается группа кулаков – фанатиков, ярых противников советской власти, сумевших привлечь на свою сторону для организационной работы по расширению этого движения за пределы Ускюта часть бедняков и середняков, в прошлом уголовных преступников – убийц в 1922 г. комиссара Тарганского.
Формы и методы работы
Эта группа, поставившая себе целью свержение советской власти путем организации банды для вооруженного выступления, в своей организационной деятельности применяла следующие формы и методы борьбы:
а) установление связи и назначение спецуполномоченных смежных с Ускютом районами;
б) вербовка людей, их инструктирование и проверка заданий;
в) сбор оружия;
г) организация явок ряда участников группы, живущих в других деревнях;
д) регулярные, заранее подготовляемые конспиративные совещания, созываемые на частных квартирах и в мечети;
е) выявление настроений и общего положения в тех деревнях, кои намечались к вовлечению в повстанческое движение;
ж) сбор необходимых средств и заявлений для отправки делегации в Москву к турецкому послу за разрешением на выезд в Турцию;
з) обеспечение возможности нелегального выезда в Турцию, в случае поражения.
Конкретная деятельность
- Через специально выделенных людей ускютская группа завязывает связи с дд. Арпат, Шелен, Ворон, Ай-Серез, Капсихор, Кутлак – Судакского района; Кучук-Узень, Куру-Узень, Улу-Узень, Алушта – Ялтинского района; Султан-Сарай, Семен, Ени-Сала и г. Карасубазар – Карасубазарского района.
- В продолжение декабря 1929 г. и до 26 января 1930 года происходит целый ряд нелегальных совещаний и сходов в ряде вышеупомянутых деревень, в особенности в Ускюте и Капсихоре. На этих совещаниях в присутствии представителей из других деревень разбираются вопросы:
а) настроение в смежных с Ускютом деревнях и готовность их поддержать восстание (информация с мест);
б) выявление наличного количества оружия и пути изыскания нового;
в) сроки выступления и вербовка людей;
г) связь с лодочниками для подготовки средств для переезда в Турцию;
д) эмиграции в Турцию как массовый протест против политики партии и советской власти;
е) вовлечение в движение степной части Карасубазарского района;
ж) нападение на погранпост с целью захвата оружия;
з) разоружение лесной стражи;
и) организация кавалерийского отряда;
к) взрывы мостов и ж/д путей;
л) изыскание взрывчатых веществ (пироксилин);
м) установление связи с Севастополем и с административно высланными татарами в Мелитополь.
- В части сроков выступления высказывались мнения о необходимости подготовить его к весне (март). Повстанцы предусмотрели также вербовку в свои ряды бывшего военного оружейного мастера, которому на одном из нелегальных совещаний поручается принять на себя ремонт оружия.
Повседневная борьба с коллективизацией
Одновременно с подготовкой вооруженного восстания не прекращалась борьба против проводимой коллективизации. С этой целью:
а) распускались всевозможные провокационные слухи;
б) предварительно обрабатывалась беднота, середняки и женщины;
в) велась соответствующая агитация в мечети;
г) использовалось религиозное запугивание и законы шариата, запрещающие, мол, вступать в коллектив;
д) устанавливались связи с другими деревнями для общности действий.
В Ускюте 22 декабря прошлого года на одной из свадеб распространялись слухи, что выехавшие из Крыма немцы-менониты поставили ультиматум Совправительству об отмене коллективизации.
2-го января с. г. приехавший из Капсихора в Ускют один кулак рассказал вымышленный факт, что у них одна беднячка, выступавшая против коллективизации, была схвачена комсомольцем за ворот и выброшена на улицу. В результате ушиба получила заражение крови и умерла.
В деревне Капсихор из 408 трудовых хозяйств к 30 декабря приступили к коллективной обработке только 30, остальные категорически отказываются. Под руководством муллы и кулаков распространялись слухи, что 1 мая 1930 года советская власть будет свергнута. Велась кампания по сбору подписей против коллективизации.
В д. Ускют в мечети созывалось специальное совещание по вопросу о срыве коллективизации. В мечети установлен был специальный ящик, куда рекомендовалось опускать заявления и деньги на путевые расходы делегатам, коих надо будет послать в Москву.
В ящик было опущено до двухсот заявлений и свыше 30 рублей денег. 18 декабря в Ускют прибыла Правительственная комиссия под председательством тов. Кубаева. На собрание по вопросу о коллективизации явилась почти вся деревня. В связи с предварительной агитационной работой кулачества среди населения собрание проходило дезорганизованным порядком. Раздавались провокационные выкрики, требования об изменении политики советской власти, и в результате собрание покинуло 600 человек.
Целый ряд противодействий коллективизации имел место в деревнях Судакского района.
Эмиграционное движение
Эмиграционные настроения развивались одновременно с борьбой против коллективизации. К этому добавлялись еще и лозунги о свободе религии и открытии религиозных школ.
В Ускюте и Капсихоре в период между 9 и 15 января созывался целый ряд совещаний по вопросу о посылке делегатов к турецкому послу за разрешением на выезд в Турцию. На этих совещаниях присутствовали представители дд. Судакского района. Составлено было специальное заявление к послу, активизировался сбор денег. В деревнях, охваченных эмиграционным движением, составлялись специальные заявления и подписи лиц, желающих выехать в Турцию.
15 января 1930 г. в Карасубазар начали съезжаться делегаты, избранные на местах для поездки в Москву, имея на руках заявления и свыше 150 рублей денег. Поездка, однако, была отложена.
Дальнейшая подготовка к выступлению
Видя успешное развертывание антисоветского движения и противодействие, оказываемое коллективизации, руководители повстанческого движения приступают к обсуждению вопроса о созыве широкого нелегального совещания всех участников движения с представителями русской части Карасубазарского района, на котором следует конкретно обсудить сроки выступления, готовность населения и наличие средств и оружия для этой цели.
В период между 20 — 25 января происходят частные совещания, встречи представителей деревень между собой и в результате договариваются о назначении этого совещания на 26 января, ночью, в коше неподалеку от Ускюта.
Связи (связные. — Э. С.) к этому времени из Ускюта перебрасываются в Симферополь, где два лишенца-коммерсанта обещают помощь в закреплении связи между деревнями, а один из них во время своего пребывания в Ускюте обещал снабдить повстанцев винтовками, в количестве до 200 штук.
В итоге в повстанческое движение оказались вовлеченными до 200 человек, из коих свыше 100 – кулаки, муллы, торговцы, лишенцы, остальные уголовные элементы, зажиточные и часть бедняков и середняков.
Движение это начало оформляться в реальную контрреволюционную силу, готовую к вооруженному выступлению, и, с другой стороны, явилось серьезным препятствием к дальнейшему развертыванию колхозного строительства, дезорганизации существующих колхозов и угрожало срывом весенней посевной кампании.
Мероприятия ГПУ
Органы ГПУ Крыма решили использовать созыв совещания повстанцев для нанесения сокрушительного удара и ликвидации антисоветского движения.
В ночь с 26 на 27 января ГПУ и его вооруженная часть приступили к массовой операции. Имевшие данные о собрании повстанцев подтвердились. В коше начали собираться участники повстанческого движения до 100 человек, часть из них вооруженная. В результате операции значительная часть участников совещания была арестована. Исключительно темная ночь, неблагоприятные и трудные условия местности обеспечили возможность части участникам совещания скрыться.
Приводим характерный факт вербовки на собрании бедноты:
Один из идеологов повстанческого движения, кулак деревни Ускют, незадолго до собрания, явившись к одному бедняку, начал ему говорить: «Скоро всех бедняков, середняков и кулаков, не вступивших в колхозы, выселят из Крыма, а всем колхозникам будут поставлены на лбу печати. Так как предстоит падение советской власти, то колхозники с печатью новой власти будут расстреляны. Иди на собрание и там все узнаешь, а я сейчас вслед за тобой приду». Бедняк пошел на собрание, однако кулака этого там не застал. По имеющимся сведениям, такой метод вербовки бедняков на собрание применялся и другими кулаками.
Настроение населения и факты сопротивления мероприятиям ГПУ
ГПУ приступило к изъятию и обыскам у лиц, проходивших по делу. Здесь пришлось столкнуться с неблагоприятным положением. Вместо поддержки проводимой операции со стороны основной массы крестьянства имели место явно нежелательные настроения целых деревень, вылившиеся в открытое недовольство операцией и в оказание сопротивления, что, несомненно, явилось результатом глубокой работы. Ликвидированы контрреволюционные группы.
Деревня Шелен
Операцию пришлось проводить в течение 3-х раз. Два раза население деревни собиралось большой толпой, ругались, угрожали, а когда надо было увозить арестованных, оказало решительное сопротивление и отбило арестованных. В момент отъезда машин сотрудников ГПУ из деревни вслед посыпались камни, ругательства, угрозы и т.д. В третий раз в сопровождении усиленного отряда операция была проведена.
В толпе собравшихся около сотрудников ГПУ один из жителей деревни говорил: «Социализм мы построим двумя руками, на которых по пять пальцев. Если от этих рук отнять по три пальца – один палец – кулак, другой – духовенство всех национальностей, третий – середняк, или, как вы его называете, подкулачник, то у вас на каждой руке остается по два пальца, т.е. бедняк и рабочий. Двумя пальцами или совсем не построим социализм, или с значительной затяжкой».
Деревня Арпат
Операцию пришлось проводить два раза. В первый раз в результате усиленного напора толпы арестованные были отбиты. При этом раздавались выкрики: «Мы здесь столько собрались, неужели выдадим арестованных». «Что стоите сложа руки? Не дадим арестованных!» «Разбить машину! Бей их! Снять головы!» и т.д. Вторично операция была проведена.
Деревня Ай-Серез
Явившаяся на операцию группа сотрудников ГПУ вынуждена была в связи с особо сильным сопротивлением толпы уйти из деревни, не произведя ареста. Одному из сотрудников разбили очки, других хватали за одежду, в уезжавших сотрудников бросали камнями. Операция была проведена во второй раз усиленным отрядом.
Операция была закончена 30-го января, в итоге которой была ликвидирована вся организация….
Задачи парторганизации
Эти события еще раз должны напомнить всей партийной организации, что капиталистические элементы деревни добровольно своих позиций не сдадут и что предстоит упорная и жестокая борьба для ликвидации кулачества как класса.
Областной Комитет ВКП(б) и правительство Крымской республики в последнее время дали четкие и твердые директивы, направленные к дальнейшему успешному соцстроительству в деревне и раскулачиванию капиталистических элементов. Партийная организация должна привести в движение все органы пролетарской диктатуры для выполнения этих задач.
Органы ОГПУ, показавшие за период своего 12— летнего существования яркие примеры беспощадной борьбы с классовым врагом, при активном содействии и помощи со стороны трудящихся будут и впредь стоять на позиции обеспечения всех возможностей партии и советской власти осуществлять намеченные мероприятия.
На попытки капиталистических элементов сорвать наше строительство – ответим усилением нашей бдительности, дисциплинированностью и решительной поддержкой генеральной линии партии.
Как видим, ликвидация кулачества в Крыму как класса проводилась не менее жестко, чем в других регионах СССР. Многие семьи, проживающие, например, на ЮБК, предчувствуя беду, заранее покидали свои деревни, перемещаясь в степной Крым. Теряя все, они сохраняли все же личную свободу. Судьбы раскулаченных и высланных с территории Крыма семей представляют интерес не только для историков, но и социологов. Ведь спустя два-три десятилетия многие перемещенные лица стремились воссоединиться со своим народом, проживавшем уже в местах депортации. Со временем мы опубликуем серию статей, повествующих о судьбах раскулаченных семей.
Все в жизни меняется, после развала колхозов крестьян вновь наделили землей. Общество заинтересовано в крепких хозяйствах, производящих сельхозпродукцию. Теперь мы стали «возрождать кулачество как класс».
comments powered by HyperComments