Эльвина СЕИТОВА, кандидат исторических наук
Итак, одним из основоположников научного изучения полуострова принято считать Петра Ивановича Кёппена (1793-1864 гг.). Весь корпус его работ по нашему региону был расформирован на такие разделы, как: география, этнография, статистика, библиография, археология, биография и история. В работах П. И. Кёппена используется этноним «татары». Например, в 1827-1830 гг. во время многочисленных поездок по полуострову краевед работал над составлением «Списка селений Таврической губернии с заметками и примечаниями. С названиями на русском и татарском языках, со списком изуродованных названий».
Среди многочисленных историков и этнографов, которые работали в сфере исторического крымоведения, выделяется оригинальная деятельность Василия Христофоровича Кондараки (1834-1886 гг.). В своих работах он оперирует этнонимом «татары». Василий Христофорович в совершенстве знал крымскотатарский язык, поэтому интерес представляет его работа «Самоучитель турко-татарского и новогреческого языков». При этом в эту работу был помещен словарик, включавший 1000 слов диалекта средней полосы Крыма. В 1883 г. этнограф выпустил в Москве отдельную книгу под названием «Крымско-татарские сказки». Ранее в 1866 г. он опубликовал в «Николаевском вестнике» статью «Титулы и другие наследственные имена у крымских татар». В следующем, 1867 году там же поместил целую серию заметок «Очерки Крыма». С этнографической точки зрения, интерес представляют 4 из них: «Магия у крымских татар», «Причерноморские татары южного берега Крыма», «Одежда татарки», «Развлечения татар».
В плеяде крымских ориенталистов выделяется личность директора Феодосийского музея древностей, специалиста по средневековой нумизматике немца по происхождению Оттона Фердинандовича Ретовского (1849-1925 гг.). В 1906 г. им была издана в «Известиях императорской Археологической комиссии» работа под названием «Генуэзско-татарские монеты».
Крымом занималась также известный украинский историк Наталья Дмитриевна Полонская-Василенко (1884-1973 гг.). В 1916 г. она была в Крыму и работала с крымскими фондами. Представляют интерес сохранившиеся черновые выписки и рабочие материалы Н. Д. Полонской-Василенко из этой поездки. В них – копии многих исчезнувших к сегодняшнему дню документов: докладные записки в Министерство военных и сухопутных сил и внутренних дел об оценках земли татар и ногайцев, проекты положений о поселениях в Таврической губернии и др.
В 1776 г. увидела свет работа под названием «Описание всех в Российском государстве обитавших народов, также их житейских обрядов, веры, обыкновений, жилищ, одежды и прочих достопримечательностей» под авторством Иогана-Готлиба Георги. Опубликованные материалы были получены из его собственных наблюдений.
Спустя три года свет увидело второе издание «Описания». Вторая часть издания была посвящена «народам татарского племени». И-Г.Георги отметил «историческую близость» тюркских и монгольских народов, при этом отметил, что у них «особливые языки», и указал на антропологические различия. Крымским татарам в данной работе была посвящена небольшая справка. Автор также ошибочно включил в состав «народов тюркского племени» и несколько этносов Кавказа. Здесь стоит вспомнить, что термин «татары» был распространен в Российской империи на бытовом уровне для обозначения «инородческого населения».
Важное значение в изучении Крыма конца XVII – начала XIX вв. получила экспедиционная деятельность ученого-энциклопедиста, академика Петербургской Академии Наук Петра Симона Палласа (1741-1811 гг.). Во время своего путешествия в Крым, которое началось в 1793 г. и длилось 2 года, он собирал материалы по ботанике, геологии, зоологии, топографии и этнографии. Достаточно хорошее знание монгольского языка позволило П. С. Паласу найти определенное количество монгольских слов в употреблении. Интересно и другое лингвистическое исследование академика: попытка выявления в языке горных татар следов заимствования из генуэзского наречия. При написании сочинений о путешествии в Южную Россию П. С. Паллас, судя по всему, уже хорошо владел крымскотатарским языком. Так как он точно передал крымскотатарские названия всех описываемых им деревень, даже фруктов, овощей, сортов винограда и мн. др.
В плеяде исследователей Крыма первой половины – середины XIX в. выделяется фигура историка, заведующего кафедрой истории Востока Санкт-Петербургского университета Василия Васильевича Григорьева. В частности, выделим его работу «О населении татар и ногайцев в Крыму». Отметим также крымоведческие штудии востоковеда-лингвиста, профессора Казанского и Санкт-Петербургского университетов Ильи Николаевича Березина. Среди огромного наследия И.Н.Березина отметим опубликованную им в 1856 г. работу «Народные пословицы турецкого племени». Фольклорные памятники классифицированы им по диалектам языка (в том числе и крымскотатарские) и проанализированы. Среди рукописного архива востоковеда стоят упоминания также его записи крымскотатарских лирических песен, стихотворений и сказок. В этнографической картотеке ученого собраны записи отдельных географических названий и даже кличек животных на наречиях крымскотатарского языка и описание соответствующих праздников.
В историко-этнографическом изучении Крыма заметный вклад оставила более чем 40-летняя деятельность видного представителя Санкт-Петербургского центра крымоведения, профессора столичного университета, управляющего Восточным отделением Русского археологического общества Николая Ивановича Веселовского (1848-1918 гг.). Сохранились до наших дней рукописи разделов справочного крымоведческого издания по истории Крымского ханства, исторические справки о крымских ханах, очерки «Тамга Гиреев», «Татарские сосуды».
Исследование этнографии народов Крыма – неотъемлемая составляющая научной деятельности российского и советского тюрколога Владимира Александровича Гордлевского (1876-1956 гг.). Наиболее серьезным исследованием крымскотатарского фольклора являются сделанные В. А. Гордлевским «Замечания на «Пословицы крымских татар», изданные П. А. Фалёвым». Деятельности выдающегося крымскотатарского просветителя И. Гаспринского посвящена некрологическая заметка В. А. Гордлевского в газете «День» — «Памяти пионера татарской печати». В 1928 г. им была опубликована статья «Организация цехов у крымских татар: из поездки в Бахчисарай».
В конце XIX в. было распространено описание Крымского полуострова «Крым и крымские татары», которое было подготовлено редактором «Киевских губернских ведомостей» Алексеем Александровичем Андриевским (1845-1902 гг.). Деятельность этого историка по разбору архивохранилищ привела к появлению сборника аннотированных материалов «Комиссия 1749 г. для разбора взаимных претензий татар и запорожцев».
Стоит назвать крымского ориенталиста Павла Александровича Фалёва (1888-1922 гг.), в частности, его работы «Пословицы, поговорки и приметы крымских татар» и «Из идеологии крымско-татарской интеллигенции».
Таким образом, крымские ориенталисты конца XVIII – начала XX вв. проявили живой интерес к этнографии Крыма. Результатом этого стали многочисленные работы историков и краеведов, часть из которых была опубликована, часть же – оставалась в рукописях. Во всех обозначенных работах используется этноним «татары». Однако по мере изучения нашего народа, осознавая его уникальность, исследователи стали часто употреблять этноним «крымские татары».
comments powered by HyperComments