Курс валют USD 0 EUR 0

В поисках старины и ее сохранности

Комментариев: 0
Просмотров: 238

Фонтан Биюк-чешме (второе название Коин-чешме) в центре села Кутлак, фото начала ХХ века

Энвер МЕДЖИДОВ, специально для «ГК»

До депортации каждый населенный пункт в Крыму обладал своим неповторимым обликом, который складывался из нашей традиционной архитектуры и других памятников материальной культуры. Сюда можно отнести фонтаны, надмогильные плиты (башташ), мечети и медресе, образцы гражданской архитектуры, общественные сооружения и здания и т.д.
Мы – поколение крымских татар, которое родилось в Крыму уже после возвращения народа на Родину. Не зная, как выглядели населенные­ пункты до войны, сложно представить масштабы ­утраты нашей культуры.

Село Ай-Серез (Междуречье), фото 1943 года

Можно найти много статистической информации­ о количестве памятников крымских татар, которые­ существовали до депортации. Однако визуальная информация, в отличие от сухих цифр, позволяет пережить совершенно другие эмоции. Ценнейшим источником информации, который дает нам представление о тех городах и селах, являются архивные фотографии, картины художников, литографии и даже кинохроники.
Я часто бываю в разных уголках Крыма, выискиваю­ архивные фото того или ­иного села, чтобы на местности сопоставить как было и что осталось. Например, совершенно уникальная гражданская архитектура горных сел Ай-Серез, Ворун, (когда твой двор – это крыша соседа) сохранилась только на фотографиях. Сейчас по старой фотографии опознать село можно разве что по очертаниям гор – они остались неизменными. Вообще Судакский регион довольно сильно пострадал. Совсем утратили свой аутентичный вид такие села, как Къоз, Таракташ, Токлук, Кутлак, Капсихор. Сохранилось совсем немного: фонтаны Кой-кешмеси в Кутлаке, Биюк-кешме и две мечети в Ай-Серезе, мечеть в Таракташе и др., но и эти объекты, к огромному сожалению, в результате «­инициативной реставрации» во многом утратили свой первозданный вид.

Дом Ахмеда и Мехмеда в селе Гавр

Да и такого рода «восстановление» характерно для всего Крыма. Становится немного грустно, когда не веет стариной от мечети в Копюрлю-кой, когда о прежней мечети в Янджу напоминают несколько кирпичей, оставленных строителями без штукатурки. Но есть и объекты, которые ждут грамотного, бережного обращения. В Симферопольском районе в селе Шейх-Кой в поле сохранился ­уникальный михраб мечети ханского периода, в селе Эски-Сарай, что в долине Салгира, стоит мечеть, которая ждет своей реставрации, множество фонтанов по всему полуострову от Отуза до Фоти-Салы, старинные мусульманские кладбища и те ­остаются без внимания.
Сообщество ученых и исследователей делает попытку систематизировать, собрать и описать важнейшие памятники крымскотатарского народа. Несколько лет назад Крымский научный центр Института истории им. Ш. Марджани АН РТ выпустил 4 тома «Свода памятников крымских татар» (три региона: Симферополь, Бахчисарай и район, Старый Крым). В эти книги вошли сохранившиеся объекты культурного наследия крымских татар. Сохранившиеся – не значит защищенные государством от вандализма и разрушений, большинство памятников не состоит на учете.

Михраб в селе Шейх-кой

Бахчисарайскому району скорее всего повезло из-за своей удаленности от курортных районов, и во многом здесь еще можно проследить крымскотатарский колорит. Узкие улочки, колодцы, старые каменные­ дома с магазом (цокольным техническим этажом), даже уникальные деревянные постройки «чуйли чатма эв», иногда совершенно уникальные, – и те сохранились. Конечно, в отсутствие охраны объектов, финансирования и должного внимания со стороны общественности, многие вещи утрачены безвозвратно. Например, еще в 1990-е­ годы, в селе Махульдур Бахчисарайского района можно было увидеть первозданный, довоенный архитектурный ансамбль, ­аутентичный крымскотатарский вид. Существовали проекты по созданию­ этнографического центра на базе сохранившихся домов. На сегодня это все ­утрачено. Несколько лет назад в поисках старины посещали Буюк-Озенбаш. Здесь был осмотрен плаховый дом (чуйли эв) – характерные для данного региона типы домов, сложенных из деревянных плах – срубов. Сохранность дома была удовлетворительной, проживающий здесь старик даже позволил заглянуть внутрь. Старинный дом, который был достоин стать памятником, в 2023 году был снесен.
Есть и положительные примеры: в соседнем селе Гавр по-прежнему стоит, хоть и единственный, дом такого же типа – чуйли эв. В этом же селе прекрасно сохранился особняк неких знатных братьев Ахмеда и Мехмеда, здание сельской кофейни. Рядом в с. Багатыр мы как-то познакомились с владельцами каменного татарского дома с магазом. Они, правда, не знают что с ним делать, но хотелось бы видеть понимание от таких владельцев, какой ценностью они владеют.
Есть замечательный пример осознанного и правильного подхода к объектам старины – это дом-музей Дервиша в Бахчисарае. Конечно, такого рода отношение требует много сил и ресурсов, но если их нет, лучшее что мы могли бы сделать сегодня – законсервировать эти объекты культурного наследия до лучших времен.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог