Виновница праздника нашей души и желудка — печка!
Вовек неразделимы два понятия — «дом» и «печка».
Домашний очаг символизирует семью — основу жизни и ее смысл. Прекрасную половину человечества также ассоциируют именно с домашним очагом — женщина — хранительница домашнего очага. Очаг — это тепло и уют в доме и, конечно, еда, куда мы без нее?!
И если женщина — хранительница домашего очага, то создатель и строитель очага — мужчина.
Мастер-печник — исконно мужская профессия, на сегодняшний день, в век всеобщей газификации, к сожалению, редкостная и исчезающая — сегодня в Крыму хорошего печника днем с огнем искать приходится. Хотя печник актуален и востребован там, где ценят уют у камина — «под старину», там, где любят готовить на огне. А это значит везде!
Ах, много теряет тот, кому не знакомо уютное потрескивание занявшихся огоньком сухих мелких дровишек и щепок в печи, и запах потянувшегося вверх, в трубу, тоненького голубоватого дымка. Тихонько разгораются щепки — огонь лижет их оранжевыми язычками. Начинает свою золотую пляску пламя, взметывает снопы веселых искр, когда подкинешь еще дров. И громко гудит в трубе ветер — хороша тяга!
До чего же мы любим смотреть на огонь! И греться рядом, и мечтать. А если на огне, да в звонком чугунном казане готовится, исходит горячим паром роскошная вкуснятина из мяса — что может быть краше этого предвкушения пира души крымскотатарской!
Виновница торжества нашего настроения, праздника души и желудка в любое время года — это печка!
«Прихожу на пустое место, оставляю после себя памятник»
Сложить печь или камин из кирпичей, да облицевать, да красиво декорировать натуральным белым камнем или гранитом, да чтобы топилась печь замечательно, да чтобы тяга была отменной, да чтобы огонь равномерно, да чтобы теплом обдало сразу! Сделает и уладит все это для вас мастер-печник Гуливер Фетислямов.
Почти двадцать пять лет кладет он печи и камины в Крыму.
— Ни разу ни от кого не слышал нареканий по сделанной мною работе. Мои первые печи, камины исправно пышут жаром уже около двадцати пяти лет и все в домах живы-здоровы, никто не угорел, — улыбается Гуливер-ага.
Печек и тандыров, сделанных его руками — в домах людей, в ресторанах, кафе, — тьма! Около тысячи! Каминов — более пятисот. И ни один не похож на другой, все в единственном экземпляре. В толстом альбоме, в интернете хранятся фотографии, видео разнообразных, поистине чудесных творений мастера.
— Когда набралось триста каминов — я заказал себе цепочку из 300 звеньев, четыреста — кулон заказал. — Гуливер-ага любит символы.
Дом его облицован штукатуркой под «фальшь-камень», на уровне фундамента изображен герб — лев.
— Я по гороскопу — Лев, — поясняет Гуливер-ага. — Сосед пришел, увидел штукатурку, спрашивает: «Где столько булыжников набрал?» Я смеюсь: «Это штукатурка такая!» — Гуливер-ага любит удивлять людей.
Родился Гуливер-ага в г.Джума Самаркандской области. Мама — учительница (ей уже 90 лет), отец — бухгалтер. В семье — четверо детей. У него самого — трое сыновей, внучка.
— В детстве однажды мы, маленькие дети, во сне угорели — печь топилась в комнате, где мы спали. Хорошо, что все обошлось. Может, судьбой и было предназначено, чтобы я стал печником. — рассказывает Гуливер-ага.
Во дворе дома Гуливера-ага в селе Лесновка Сакского района стоит кирпичная печь с высоким дымоходом под черепичной крышкой (я, как вошла, увидела, чуть не визгнула от восторга, захотелось потрогать печку рукой и погладить это улыбающееся чудо — аж детством повеяло на меня и сказками!).
— Для кого-то печь — кирпичи, а для меня это — живое изделие, словно живое существо, она греет дом, греет душу! — говорит Гуливер-ага. Он настолько влюблен в свое дело, что готов часами красноречиво рассказывать о каждом своем творении.
Переехал Гуливер-ага с семьей в Крым в 1991-м, строил дом, устроился в Лесновке на работу в стройцех (по специальности он — инженер, окончил Самаркандский индустриальный техникум, мастер на все руки).
А тут совхоз предложил поехать на учебу в Бахчисарайский учкомбинат — на полугодичные курсы печников. Согласился: «У меня было 16 специальностей, что ж, будет 17 — крымскому татарину и семидесяти ремесел мало!»
Выучился делу у мастера, Борис Баскаков его зовут, освоил все тонкости ремесла, клал печку за 2 дня, без напарника. Присвоили 4 разряд.
В совхозе клал печки, газовые дымоходы, строил камины…
В 1993 году позвали на золотоносный рудник на Север, работал там. Потом решил: «Хватит таежной романтики». Вернулся в Крым, с 2005 года работаю — кладу печи, камины, печи для саун, тандыры кирпичные для лепешек, самсы, на Севере сложил печь для известняка…
В детстве я мечтал стать художником, скульптором. Барельефы, скульптурки, которые я придумывал с детства, пригодились в моем сегодняшнем деле — каждый камин, печь украшаю, в душе я дизайнер, — говорит Гуливер-ага и попутно описывает своими словами каждый стиль: «хайтек», «винтаж», «кантри», «модерн», «классика»…
— Заказчик хочет печь или камин в том или ином стиле, а иногда просит сделать «что-нибудь», вот тогда у меня простор для творчества неограничен — придумывается модель, обычно ночами. На постройку и облицовку печи, камина уходит до десяти дней, хотя однажды я на спор сделал камин за один день и облицовку — за один день.
Секреты мастера
— Чтобы стать печником, надо владеть несколькими специальностями — инженера (для того, чтобы математически рассчитать длину, ширину печи, камина, помещения и т.п.), физика (знать законы аэродинамики и т.п.), каменщика (кладка), водителя (чтобы приехать с инструментами к месту кладки будущей печи), — рассказывает Гуливер-ага. — У мастера-печника пять основных правил, нужно знать соотношения — квадратуры помещения, сечения дымохода, другие параметры.
В течение двух часов камин должен обогреть 40 квадратных метров помещения. Разница между камином и печью — камин дает тепло сразу, печка — аккумулирует тепло.
Я делал камины, в которых можно было готовить еду. Заказывали многофункциональные печи: тут тебе и барбекю, и казан, и коптильня, сбоку — мойка, столешница… Однажды заказали сделать тандыр для лепешек, когда он был готов, попросили в нем испечь лепешки. Я испек. Мимо шли отдыхающие, думали, продаю, попросили лепешки, ну я и продал им (смеется).
Возле моих печей и каминов грелись многие известные личности — артисты, певцы, актер Михаил Пуговкин, например, однажды отдыхал возле печи, сделанной мною, передал мастеру благодарность…
Иногда меня просят исправить ошибки в уже построенных печах и каминах. Однажды в Бахчисарае человек попросил посмотреть камин, который ему сделали. Я посмотрел, говорю: «Сделали три ошибки, в пяти правилах постройки камина, разберите его до фундамента, я заново сложу».
Делал я и «висячий» камин — без боковых стенок. В моей копилке восемь базовых видов печей, в том числе универсальная печь — четыре действующие печи (барбекю, казан, коптильня, тандыр) и один дымоход на все это хозяйство…
Иногда заглядываю в книги. Что это такое — книга? — рассуждает Гуливер-ага. — Это кладезь знаний. Например, чтобы освоить кладку русской печки, мне пришлось полистать специализированную литературу…
Инструменты мастера-печника — это хороший мастерок, печной молоток, две болгарки, дрель…
Инструментов у меня полная машина! Я ее называю БМП — боевая машина печника. Есть такая пословица: «Алет ишлер — эль макътаныр» («Инструмент дело делает — рукам похвала») — не в инструментах дело, главное — умелые руки, умение мыслить, мысли должны быть как огонь, — говорит Гуливер-ага. — Хотя по инструменту мастера видно. Однажды приехал я в Ромашкино, начал выгружать инструменты из машины. Заказчик говорит: «Вот это мастер! А то пришел ко мне печник с одним лишь мастерком да уровнем… Что это за печник?!»
Для кладки кирпичей есть специальный печной раствор, я его модернизировал… Сваркой владею. Кто-то спросил: «А сварка печнику зачем?» Отвечаю: «А козелок металлический сделать надо?!»
Мечта мастера
— Есть у меня мечта — открыть школу мастеров. Хотелось бы, чтобы дело мое продолжали. Если бы нашелся спонсор, я бы обучил своему делу желающих.
Научиться сложить камин или печь — недолго. Думать надо: «опыт — сын ошибок трудных». Хотя, я убедился — не каждому дано овладеть мастерством печных дел.
Есть еще хобби у мастера печных и каминных дел — он выполняет роль ведущего на свадьбах.
— Это исключительно для души, для родственников и знакомых. Не ради денег. Люди приходят на свадьбы, спрашивают друг у друга про меня: «Это кто? Артист?» (смеется). У тех, у кого когда-то я вел свадьбы, у них уже дети выросли, даже есть внуки. — Ведет свадьбы Гуливер-ага уже лет тридцать.
— Имя мое частенько переиначивают: и Гераклом, и Геркулесом, и Гулливером зовут. И имя, и профессия у меня сказочные! — говорит профессионал своего дела, элитный мастер-печник Гуливер Фетислямов.
comments powered by HyperComments