Амет Кналов, г. Львов, 1959 г.
Улькер СЕИТБЕКИРОВА
Одним летним вечером 2023 года я познакомилась с уроженцем Гаспры – Аметом-ака Кналовым. Это был звонок около 10 часов вечера. Человек на том конце связи с волнением интересовался встречей односельчан Гаспры, Кореиза и Мисхора. Оказывается, ему в руки только что попала газета «Голос Крыма new», где было опубликовано объявление о предстоящей втрече, поэтому он сразу же позвонил по указанному номеру телефона. И вот, спустя полгода, удалось приехать к Амету-ака в гости. Возле магазина нас встретил энергичный дедушка, резво управляющий автомобилем. В ходе беседы он передал газете «Голос Крыма new» свою рукописную статью о судьбе его семьи, которой мы хотим поделиться.
«Здравствуй, дорогая редакция газеты «Голос Крыма new». Решил написать о своей жизни. Я, Амет Кналов, родился в 1937 году в пос. Гаспра Ялтинского района.
Отец Мемет Кналов
Отец – Мемет Кналов, умер после затяжной болезни в 1940 году, мать – Фатьма Кналова (девичья фамилия Аметова), 1909 года рождения. В семье у них родилось семеро детей: Хатидже (1924 г.), Женнет (Дженнет) (1927 г.), Бекир (1929 г.), Расим (1931 г.), Джеврие (1934 г.), Амет (1937 г.), Ленур (1939 г.).
Утром 18 мая 1944 года к нам домой ворвались солдаты с автоматами в руках и выгнали нас, детей, из дома на улицу. Мы ничего не взяли с собой, не понимая, что происходит. Мать вместе со старшим братом Бекиром накануне вечером ушли в поселок Симеиз к родным за продуктами. Это было голодное военное время, и родственники матери чем могли помогали. Поэтому ночью их не было дома.
Нас посадили в грузовик и отправили в сторону Бахчисарая на вокзал. Позже мама отыскала нас на вокзале, и нашу семью вместе с другими погрузили в товарный вагон.
Сколько мы ехали, я сейчас не помню. Нас привезли в г.Бекабад, загнали в землянку и выделили небольшой (3х4 м) глиняный нарез. Мы приехали ни с чем, но нам попались добрые люди, которые поделились с нами, кто рваным матрацем, кто одеялом.
Сколько мы прожили в Бекабаде, я не помню. Позже маме сообщили, что желающие вернуться обратно в Крым могут это сделать. Она поверила. Нас погрузили в вагон и отправили в южную часть Таджикистана, в Колхозабадский район.
Мы попали в самую глухую часть колхоза имени Энгельса. Была нестерпимая жара. Купить было нечего – мы голодали. Через месяц-два мама опухла от голода и умерла, после нее также от голода умерла средняя сестра Женнет. Нас осталось 5 детей.
Старший брат Бекир умер от голода в больнице еще в Бекабаде (или ему сделали смертельный укол, так как в то время те, кто попадали в больницу, многие умирали).
Хатидже Кналова, старшая сестра Амета-ака
Старшая сестра Хатидже стала ходить и просить коменданта отправить младших братьев и сестер в детдом, чтобы мы все не умерли от голода. После долгой беготни по начальникам, нас четверых отправили в Курган-тюбе, где собирали беспризорных детей и распределяли их по детским домам.
Мой младший брат Ленур (1939 г.р.) был очень слаб. Старший брат Расим решил отвести его в больницу. Ленура приняли, а Расим вернулся домой. В этот же день нас троих отправили в Сталинабад, в детский распределительный дом. Там нас разлучили.
Я попал в Орджоникидзевский детский дом, где пробыл до 1952 года. Позже в наш детдом попала моя сестра Джеврие. В 1952 году ее отправили учиться на Ленинабадскую шелкоткацкую фабрику, где она заболела и умерла в тот же год. Младшего брата Ленура мы так больше и не видели. Жив ли он – не знаю.
Из семерых детей нас осталось трое. Хатидже жила в Колхозабаде, воспитала 6 детей, трое из которых сегодня с семьями проживают в Крыму. Средний брат Расим живет в Джанкое, вырастил 3 детей, все они тоже в Крыму.
Я же, Амет Кналов, начав работать в 1954 году, побывал во многих городах и стройках Советского Союза. Строил в Колхозабаде хлопкозавод. В 1955 году уехал в Ташкент, строил на Куйлюке электростанцию, потом по вербовке уехал в Ангрен строить новый город.
В 1958 году был призван в армию и спустя 3 года вернулся в Колхозабад. Оттуда уехал на великую стройку того времени – Нурекскую ГЭС. После этого отправился в Украину, в Харьков, где был привлечен к работе на шахте «Луганскуголь» в г. Кирове забойщиком. Проработал 2 года.
После этого снова вернулся в Бекабад, и в 1966 году женился на дочери своей соседки по Гаспре».
А теперь немного из нашей беседы, о чем не было сказано выше.
Амет-ака родился в семье Мемета Кналова и Фатьмы Аметовой (уроженка поселения Лимена – территория в районе Симеиза и Голубого Залива), которая вышла замуж в 14 лет.
Дед Бекир Кналов, в годы 1 Мировой войны
Отец Мемета – Бекир Кналов, у него было то ли 5, то ли 6 детей. Жена Бекира (бабушка Амета-ака) была из рода Чонтук, многие из которых в ссылке проживали в г. Бекабаде.
В 1966 году Амет-ака женился на Венере Фахрутдиновой, чей род тоже идет из Гаспры. Ее мать – Февзие Бальбек, 1919 года рождения, была соседкой семьи Кналовых в Гаспре.
В браке Амета и Венеры родилось 5 детей: Джеврие, Зера, Эльвира, Бекир и Мемет. На сегодняшний день в семье Кналовых насчитывается уже 8 правнуков.
Амет и Венера Кналовы с детьми Бекиром и Меметом, 1982 г.
Амет-ака упомянул, что моя прабабушка Афизе Бекирова, уроженка Гаспры, неоднократно говорила ему, что мы приходимся родственниками. Но как именно – он не знает. Поэтому одна из задач на перспективу – разобраться в этом вопросе.
* На протяжении жизни Амет-ака искал родственников и собирал информацию о своей семье. Если у вас есть гаспринские корни и вы увидели сходства в судьбах этих людей и своих родственников, просьба сообщить по номеру телефона: +7-978-899-65-05 (Улькер Сеитбекирова), также можно писать в Telegram, WhatsApp).
comments powered by HyperComments