Диляра АБИБУЛЛАЕВА, кандидат исторических наук
Евгений Львович Марков (1835 –1903), потомок одного из трех дворянских родов Марковых, восходящего к началу XVII века, родился и вырос в родовом имении Потебник Щигровского уезда Курской губернии. По материнской линии он приходится внуком суворовскому генералу Гану, являлся близким родственником писательниц Е.А.Ган, Е.П.Блаватской, В.П.Желиховской и публициста Р.А.Фадеева. Учился в Курской гимназии и Харьковском университете, где закончил курс кандидатом естественных наук.
После двухлетнего заграничного путешествия, во время которого слушал лекции в знаменитых европейских университетах, в 1859 году поступил учителем в Тулу, где в те годы вокруг директора гимназии Гаярина группировался кружок молодых педагогов, «одушевленных стремлением» поставить педагогическое дело на новых началах. Одним из результатов деятельности Маркова в кружке явилась статья о яснополянской школе Льва Толстого (1862) [2, с.2]
Евгений Марков быстро продвигался по службе и скоро стал инспектором гимназии. Благодаря упомянутой статье на него обратили внимание в Министерстве народного просвещения — ему было предложено место в ученом комитете, а в 1865 году состоялось его назначение директором Симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. В начале 1866 года он приезжает в Крым. Эта сторона деятельности Евгения Маркова подробно раскрыта в сообщении его коллеги — Арсения Маркевича, сделанном вскоре после смерти Маркова на заседании Таврической Ученой Архивной Комиссии 23 мая 1903 года.
Арсений Маркевич писал, в эпоху наших великих реформ, назначен был в 1865 году Е.Л.Марков директором Симферопольской гимназии и училищ Таврической губернии. Это назначение его совпало с введением нового устава гимназии 1864 г., когда Симферопольская гимназия была преобразована в классическую с одним древним языком, но удержала прежнее право считать обязательным оба новые языка. С необыкновенной энергией взялся Е. Л. Марков за дело и трудами своими на пользу образования приобрел скоро известность во всей Тавриде. При нем вновь было выработано положение о гимназическом пансионе, который и раньше существовал при Симферопольской гимназии, но был закрыт в 1863 г. за недостатком средств на его содержание. Марков нашел эти средства. Вместе с тем он подал мысль о настоятельной потребности для Симферопольской гимназии в приготовительном классе, который и был открыт в 1868 г. Благодаря энергичному ходатайству Е. Л. Маркова, Таврическое земство ассигновало средства на содержание отделения приготовительного класса и пособие преподавателям русского языка, а также ассигновало крупную сумму на устройство для народных учителей педагогических курсов при приготовительном классе гимназии, которые происходили под его руководством. При Е. Л. Маркове было капитально перестроено здание Симферопольской мужской гимназии и в 1867 г. в нем устроена была церковь [5].
Марков обращал серьезное внимание на улучшение библиотеки гимназии, на кабинеты и классную мебель. Высокообразованный человек, просвещенный педагог, Е. Л. Марков был превосходным руководителем учащихся и строгим, но справедливым и гуманным директором для учащихся, на которых он имел самое благотворное влияние. Много также потрудился Евгений Львович над улучшением уездных училищ в губернии, заводил при них ремесленные отделения и всегда настойчиво доказывал необходимость профессионального образования. Заботами и настояниями Маркова число училищ в губернии постоянно увеличивалось. При Маркове открыто было в Симферополе и женское училище 1-го разряда, преобразованное потом в гимназию. В этом заведении Евгений Львович вместе с учителями мужской гимназии бесплатно вел преподавание. Симферопольская татарская учительская школа (СТУШ) и русско-татарское министерское училище (РТМУ) в Таврической губернии обязаны своим существованием инициативе Е.Л.Маркова. [5]
Среди симферопольских педагогов он встретил и свою будущую жену — Анну Ивановну Познанскую, бывшую в то время начальницей Симферопольской женской гимназии. Педагогическая деятельность Маркова заметно повлияла на его творчество — на страницах «Очерков Крыма» мы не раз встречаем размышления автора о проблемах народного образования. [5]
С начала процесса реформирования образования тюрко-мусульманских народов в середине XIX века проводился сбор материалов по проблеме национального образования крымских татар. В результате в 1869 г. был издан «Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев», где значительное место уделяется состоянию и перспективам дальнейшего развития учебного дела крымских татар, рассматриваются предложения заинтересованных лиц в создании светского типа учебных заведений, предложены проекты РТМУ и СТУШ.
Среди статей сборника, посвященных проблемам народного образования крымских татар необходимо отметить следующие:
«По вопросу о способах образования крымских татар (ноябрь 1867)»; «Материалы по вопросу об образовании крымских татар, извлеченных из дел Таврической дирекции училищ и других местных источников директором Таврических училищ Е. Л. Марковым» [6]; «Отчет о действиях особой комиссии, учрежденной для рассмотрения и обсуждения вопроса об устройстве образовательной части у крымских татар — составленный по поручению г. попечителя Одесского учебного округа, директором народных училищ Таврической губернии Марковым» [7]; «Мнение таврических мурз Арслан-бея Тащи оглу и Абдувели мурзы Карашайского»; «Протоколы Комиссии по вопросу о распространении образования среди крымских татар»; «Проект устройства образовательной части у крымских татар, составленный членами учебного ведомства, приглашенными к участию в учреждении на сей предмет комиссии и исправленный согласно с мнением господ татар и других членов комиссии»; «Официальные документы по вопросу об образовании иногородцев»[7].
Знакомство с этими документами дает основание утверждать, что Е. Л. Марков внес весомый вклад в развитие народного образования крымских татар. На основе этих документов в Крыму были открыты Симферопольская татарская учительская школа, русско-татарские училища, которые способствовали распространению светского образования и формированию в дальнейшем национальной интеллигенции [1].
Навсегда связывают имя Е. Л. Маркова с Крымом его превосходные «Очерки Крыма», в которых с такой любовью и в такой художественной форме изображена природа Крыма и памятники древности. С Крымом связано и содержание его романа «Берег моря» [4]. Ученый-исследователь П. В. Коньков отмечает, что подобной книги о Крыме до Евгения Маркова не написал никто и вряд ли напишет в ближайшем будущем. Это популярное описание Крыма до сих пор остается в своем роде единственным. В этой книге многие находят подтверждение своим мыслям и симпатиям или антисимпатиям. Ревнители национальной идеи, вне зависимости от этнической принадлежности, обращаются за поддержкой к размышлениям Е. Л. Маркова. Крымские татары любовно выписывают черты традиционного национального быта, свидетельства национальной политики империализма по отношению к местному населению. Оказывается, эту книгу в числе самого необходимого брали с собой в изгнание, в момент опасности «Очерки Крыма» горели вместе с другими компрометирующими хозяина документами [2, с.4]
Автор «Очерков Крыма» Е. Л. Марков пишет: «Я первый раз познакомился с Крымом в начале 1866 г. С тех пор я прожил в нем безвыездно несколько лет; я посетил не раз все его уголки, осмотрел все его памятники, прочел все, что мог достать о древней истории Крыма. Когда на опыте изведаешь характерные черты края и в течение долгого времени сталкиваешься с разнообразными живыми элементами его, край делается родным, не только знакомым. Свои впечатления от встречи с новым миром, открывшимся для меня в Крыму, я выражал рядом отрывочных очерков, не имевших определенного плана. Теперь, когда этих очерков набралось довольно много, я увидел, что несмотря на отсутствие в них всякой систематичности, они представляют достаточную картину Крыма.
Крымские степи, крымские горы, крымское море, легенды и развалины древности, легенды и развалины роковой истории нового времени, Бахчисарай и Севастополь, Южный берег и пещерные города — все типичное Крыма носило свое место на страницах этих очерков».[4,с.11]
Литературную деятельность Евгений Марков начал еще во время своего заграничного путешествия в 1858 году рассказом «Ушан. Отрывок из воспоминаний детства», опубликованным в журнале «русский вестник». В шестидесятых годах были опубликованы также другие его педагогические и критические статьи. Его статьи о творчестве русских писателей (значение Белинского в истории русского Просвещения: публичное чтение в память 50-летия годовщины его смерти//–1899.–3 июля; значение Пушкина в истории русского Просвещения. – Воронеж, – 1899) позже охотно включились составителями в различные сборники. Он единственный в то время обратил внимание и оценил по достоинству повесть Л.Толстого «Казаки» в статье «народные типы в нашей литературе»[2].
По достоинству оценены и путевые очерки, написанные Евгением Марковым под впечатлением от поездок по России, Средней Азии, Кавказу, Италии, Турции, Греции, Египту, Палестине. Расцвет его литературной деятельности относится к семидесятым годам. К этому времени относится большинство его беллетристических произведений, почти незнакомых современному читателю [2,с.3].
В 1870 году Евгений Марков оставляет службу и покидает Крым. Проведя годы в заграничных путешествиях, он поселяется в деревне, занимается земской деятельностью. Оставивший Крым, Е. Л. Марков не разрывал связей с ним, и в 1880 году с искренностью приветствовал первые шаги газеты «Таврида», редактором которой был его сослуживец по Симферопольской гимназии И. И. Казас. 1 декабря 1900 года Евгений Марков был избран первым председателем Воронежской ученой архивной комиссии. Скончался Е. Л. Марков от рака печени 17 марта 1903 года, 68 лет от роду. Похоронят его в родовом имении. [3,с.3]
Таким образом, следует отметить, что Е. Л. Марков внес огромный вклад в процесс реформирования системы образования в Крыму и создания светских учебных заведений для крымских татар, такие как русско-татарские министерские училища и Симферопольская татарская учительская школа.
Имя Е. Л. Маркова связывают с Тавридой его «Очерки Крыма», в которых с большой любовью в художественной форме изображена природа Крыма, его жизнь, история и памятные древности. Авторитет Евгения Маркова в Крыму был настолько велик, что память его была увековечена в названии одной из улиц Симферополя (теперь эта улица носит имя Я. Крейзера) [4.2]. Жизнь и деятельность Евгения Львовича Маркова достойны глубокого научного исследования.
Список литературы
1. Абибуллаева Д. И. История формирования и развития симферопольской татарской учительской школы и русско-татарских министерских училищ (1870 – 1920) / Д. И. Абибуллаева. – Симферополь: ИТ «Ареал», 2016. – 172 с.
2. Коньков П. В. «Очерки Крыма» в век информационных технологий / П. Коньков. – Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
3. Коньков П. В. Марков Евгений Львович (биографический очерк, библиография, примечания) П. В. Коньков. – Симферополь: «Таврия» – 1995.
4. Маркевич А. И. Слово о Евгении Маркове / А. И. Маркевич // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии – 23 мая 1903.
5. Марков Е. Л. Материалы по вопросу об образовании Крымских татар, извлеченные из дел Таврической дирекции училищ и других местных источников директором Таврических училищ Марковым / Е. Л. Марков // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев, – СПб.: Издательство тип. Товарищества «Общественная польза», 1869. – С. 98-121.
6. Марков Е. Л. Несколько слов для вступления к первому изданию / Е. Л. Марков «Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
7. Марков Е. Л. Отчет о действиях особой комиссии, учрежденной для рассмотрения и обсуждения вопроса об обустройстве образовательной части у крымских татар – составленной по поручению г. попечителя Одесского учебного округа директором училищ Таврической губернии Марковым / Е. Л. Марков // Сборник документов и статей по вопросу об образованию инородцев. – СПб.: Издательство тип. товарищество «Общественная польза», 1869. – С. 122-134.
8. Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К.: Издательский дом «Стилос», 2009 – 512 с.
9. Марков Е. Л. Предисловие ко второму изданию / Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины Крымской жизни, истории и природы. – К: Издательский дом «Стилос», 2009. – 512 с.
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры,
выпуск 16, 2023 г.