Курс валют USD 0 EUR 0

Про Туак и про Ускут…

Комментариев: 0
Просмотров: 933

100 лет назад две крымскотатарские деревни посетили российские экономисты, которых интересовало даже недельное меню поселян. В итоге появился солидный труд под названием «Экономическая характеристика татарских деревень».

Итак, из архива:

«В ущельях южного склона Яйлы, в восточном углу Ялтинского уезда, с глубоких ханских времен существуют две смежные татарские деревни Туак и Ускут.

В Ускуте, как в Туаке, преобладающим занятием населения в своем хозяйстве являются специальные культуры и что также, как и там, здесь посевы хлебов и сенокосы имеют второстепенное значение, хотя все же большее, чем в Туаке. Одинаковое значение имеет и скотоводство.

Более существенное значение играет в жизни туакца скотоводство, преимущественно овцеводство. Все общественные земли представляют из себя горные обрывы, холмы и овраги. Поросшие тощею растительностью, ни для чего более, как для пастьбы овец, эти земли не пригодны,  да и то лишь в годы со значительным количеством осадков; в остальные годы они лишены кормовой растительности, так что жители, имеющие овец, отдают последних на выпас в соседние дачи северного склона гор, в Симферопольский уезд.

Вне своего хозяйства население Туака занимается преимущественно садовыми работами – или в качестве поденщиков или, реже, нанимаясь на различные сроки. Занятия ремеслами совершенно отсутствуют. Среди других встречающихся промыслов, кроме садовых, можно отметить лишь «извоз», которым занимаются хозяева, имеющие рабочий скот.

Земли поселян разделяются на две категории: одна часть – большие пространства малоудобной земли – принадлежит обществу, другая, в виде мелких парцелл, находится в личной собственности отдельных поселян.

Деревня Ускут в три раза больше Туака.

Земля, принадлежащая поселянам деревни Ускут, также не отличается от Туакской: здесь мы встречаем те же горы и буераки, с тем лишь отличием, что здесь имеется дровяной лес лучшего качества, чем у поселян деревни Туак.

Географическое положение Туака и Ускута избавило их от крымскотатарской аграрной катастрофы 1784-1790 гг., то есть от раздачи крымских земель «помещикам христианского закона».

Удаленность Туака и Ускута сыграла для них спасительную роль и в смысле ограждения от подобных соседских вожделений и в смысле неизведанности этими деревнями результатов деятельности Крымского спекулянта по земельной части.

Безземельных элементов среди населения данных деревень нет. Встречаются, впрочем, случаи состояния у них на приписке домохозяйств, отсутствующих и безземельных, но это единичные дворы, распродавшие свои земли ради содержания различных промышленных предприятий в ближайших городах и местечках.

Исходным пунктом существования двора, как самостоятельной экономической и частно-владельческой единицы, является женитьба. Сын, вступивший в брак, немедленно отделяется от родителей, заводя свой «хазан», то есть котел. Отдельная брачная пара, отдельный двор зовется поэтому «хазаном» или «дымом». Соединение сыновних хазанов с отцовскими в одно целое встречается как исключение и обуславливается только случайностями.

В основу хозяйства молодого, отстроившегося хозяина ложится имущество (часто земельная собственность), взятое за женою. Затем отец уступает женившемуся сыну часть дома и нередко часть земли в безвозмездное пользование. После смерти отца все имущество его переходит по порядку раздела в собственность жены покойного и детей обоего пола или наследопреемников их, что регламентируется домашними раздельными записями (яфтами).

Так как центром в этом имуществе являются земля и постройки, то они и подвергаются возможно тщательному дележу между сонаследниками. Отсюда страшная скученность жилищ и соединение нескольких домохозяйств под одною крышею.

Посторонний поселянин, иностранноподанный, мещанин, приобретя подворную собственность, приобретает право участия в общинной земле в качестве члена общины. Наоборот, лишаясь подворной собственности, хотя бы и коренной, местный поселянин утрачивает и право участия в общинной земле.

Каждый домохозяин пользуется общинным пастбищем в пределах нужд своего собственного хозяйства, что также является пережитком ханских времен.

Кроме частной и общинной собственности у поселян имеется еще имущество общественного характера. Это поливные воды долинных речек.

Туак и Ускут не могут похвалиться количеством воды, достаточным для содержания специальных культур. Исправное содержание общественных поливных канав достигается тем, что каждый домохозяин содержит в порядке часть, проходящую параллельно его земле или через таковую.

Органом сельского самоуправления в Туаке и Ускуте является сельский сход. Делом другого фактического органа татарско-поселянского самоуправления является местное духовенство (хатип, имам и мазин), затем люди, сподобившиеся побывать в Мекке (аджи), и элементы, выдвинувшиеся из массы умом, бывалостью и капиталом. Масса подчиняется решениям этого органа беспрекословно, в чем дисциплинирована до поразительной тонкости.

Происхождение авторитета мулл, конечно, понятно. Это первые лица в мечети, в знании и толковании религиозных и вытекающих отсюда обычно-правовых норм. К тому же муллы вместе с аджи так недавно ведали сельский суд (суд шариата), функции которого нельзя сказать, чтобы вполне были переданы татарами волостному суду.

Не менее благодарен и спрос со стороны всего горного Крыма на рабочие руки. Он обращается к Туаку и Ускуту как к тонким знатокам работы по специальным культурам, и соответственно ценит данное обстоятельство.

При всем том Туак и Ускут малоземельны, при абсолютной трезвости, при минимальных потребительских запросах, по определению самих поселян, «живут на коммиссионеров и лавочников, а сами пользуются остатками».

Человек, обладающий знаниями, высоко ценится у татар. Подобное отношение к знанию живет у туакцев и ускутцев не со вчерашнего дня. Мектебов в Туаке два и в Ускуте шесть.  Народу не чуждо стремление к знаниям. Народ по-своему грамотен. Кстати, грамотность больше распространена среди женщин, чем среди мужчин.

Отдавать мальчиков на квартиры в Кучук-Узень в русскую школу для большинства поселян не по средствам, а в общем, надо принять в расчет похвальную, но у крымских татар до болезненности развитую потребность совместной, неразлучной жизни со своей детворой.

В Туаке выписывается по одному экземпляру «Терджимана» («Переводчика») (татарская газета, изд. г. Гаспринским) и «Крымского вестника». В Ускуте выписка одного экземпляра «Терджимана» прекратилась «по неурожаю». Эта газета пользуется, вообще, популярностью у татар, а в Туаке прочитывается до дыр и дает материал для оживленных бесед и дебатов в кофейнях и в домашних кружках.

Хлебопашество, табаководство и т. п. наиболее часто является объектом компанейства. Соединяется в одно земля, семена, инвентарь и работа. Выручка делится пропорционально размерам элементов соединения. Компанейство в данном деле позволяет поселянам свободнее отрываться от своего хозяйства для найма на поденщину. В отходе соблюдается очередь, а иногда даже посторонний поденный заработок членов компании складывается в общую массу и поступает в компанейский дележ вместе с остальными выручками компании.

В деле содержания овец и коз Туак и Ускут сохранили некоторые черты прошлого. Соединяются здесь стада отдельных домохозяев, как ради удобства выпаса, так и ради удобства получения продукта. Последние собираются чабанами в общую массу и, по выработке из них язмы, сыра и катыка, распределяются между владельцами стада по количеству дойных животных, принадлежащих каждому.

В целях сохранения лесов, татарам горного Крыма было запрещено держать у себя коз. И хотя в Туаке лесов нет окончательно, а в Ускуте 1175 десятин защитного леса и смежные казенные леса находятся вне выпасной площади, запрещение остается действующим во всей силе и строгости закона. Запрещение разорило многих татар и обездолило татарскую бедноту. До запрещения держать коз, чтобы сохранить леса, в Туаке и Ускуте в потребительских и промысловых целях содержались богатые козьи стада, дававшие на рынок ежегодно сотни и тысячи пудов сыру, катыка, мяса и овчины.

Дорожный вопрос

Важнейшая здесь дорога эта та, которая связывает Туак, Ускут и др. деревни с Карасубазаром и Симферополем. Здесь невольно становится понятным, почему перед смертью ускутский татарин завещает своим наследоприемникам истратить ту или другую сумму на починку Карасубазарской дороги во имя спасения души его, умирающего. Сколько испорчено товара? Сколько проиграло население, сокращая цену на свои продукты, ввиду трудности  и дороговизны перевоза их по этим вековым рытвинам, обрывам и теснинам? В данном деле мы, россияне, отстали даже от порядков, существовавших в домене турецкого султана.

Число лошадей и волов, приходящихся на двор в 1887 году, в Ускуте было в два раза больше, чем в настоящее время, в Туаке же – даже в два с половиною раза; число овец за этот период также сократилось – в Туаке почти что в два раза, в Ускуте – на пятую часть.

Население Ускута более Туака обеспечено землею (4270 кв. саж. против 3017).

Огород

Огородничество носит исключительно домашний характер производства для собственного потребления. Лишь в исключительных случаях, о которых не приходится поэтому распространяться, отдельные хозяева отчуждают продукты огородничества на сторону; во всех остальных случаях – эти продукты идут на свою семью.

Сады

В последние десятилетия садоводство начинает играть в жизни поселян обследованных деревень все большее и большее значение. Поселяне, вынуждаемые упадком или временными, периодически повторяющимися, кризисами других отраслей хозяйства изыскивать новые источники дохода и варьировать их, стали уделять гораздо большее внимание, чем раньше, садовым культурам.  Посадки последних лет принимают характер обдуманной системы с расчетом, что производимые фрукты найдут сбыт и покупателя».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог