Э. СЕРАСКЕРОВ
26 февраля парламент Венгрии подавляющим большинством голосов одобрил соглашения о присоединении Швеции к НАТО. Таким образом, было устранено последнее препятствие на пути самой большой скандинавской страны к членству в Североатлантическом альянсе, ведь остальные государства-участники крупнейшего в мире военно-политического блока успели ратифицировать договор о присоединении Швеции гораздо раньше.
В тот же день президент России подписал указ об изменении границ военных округов страны. Согласно этому документу, с 1 марта восстанавливаются Ленинградский и Московский военные округа, а новые регионы, присоединенные в 2022 году, вводятся в состав Южного военного округа.
Сегодня как никогда за много десятилетий угроза большой войны в Европе выглядит чрезвычайно серьезной. Старый мировой порядок, основанный на Ялтинских соглашениях 1945 года и в несколько модифицированном виде продолжавший существовать по окончании холодной войны, окончательно умирает. Новому же мировому порядку еще только предстоит формироваться в ожесточенной конкурентной борьбе разных центров силы. Создавшееся положение открывает окно возможностей для пересмотра существующих границ, что будет способствовать вскрытию и обострению многих старых и новых конфликтов в мире.
Неспокойный Южный Кавказ
14 февраля в Баку прошла церемония инаугурации президента Азербайджана Ильхама Алиева, за неделю до этого триумфально (92% голосов избирателей) переизбранного на новый, пятый по счету, срок полномочий.
В произнесенной по этому случаю пространной речи, посвященной положению дел в стране и мире, лидер Азербайджанской республики среди прочего отметил следующее: «Все видят процессы, происходящие сегодня в мире. Мир фактически очень близок к Третьей Мировой войне. Некоторые считают, что эта Третья Мировая война уже началась, могут быть разные предположения. Конечно, современные войны отличаются от прежних войн. Вторую Мировую войну даже невозможно сравнивать с сегодняшними войнами, и, конечно, сегодня многие страны начали уделять внимание военной сфере. А мы делаем это уже на протяжении более 20 лет, и опыт, которым мы обладаем сегодня, в том числе боевой опыт, незаменим».
И. Алиев потребовал от властей Армении окончательно отказаться от территориальных претензий к Азербайджану и внести необходимые для этого изменения в армянскую конституцию. Он отметил, что текст мирного договора, который должны подписать обе страны, написан азербайджанской стороной и уже передан властям Армении. «Если сегодня Армения желает соблюдать нормы международного права, то этот договор будет подписан. Если не желает, если вновь будет выдвигать необоснованные претензии против нас, то этот договор не будет подписан, но для Азербайджана ничего не изменится», — заявил И. Алиев.
Накануне инаугурации азербайджанского президента произошел первый с сентября прошлого года крупный вооруженный инцидент на азербайджано-армянской границе. По заявлению официального Баку, выстрелом снайпера с армянского поста был ранен один азербайджанский военный. Позднее боевая позиция, с которой был открыт огонь, была уничтожена азербайджанскими пограничниками, армянская сторона заявила о четырех убитых и одном раненом бойцах своего военизированного добровольческого формирования, задействованного для помощи армии. Произошедшее продемонстрировало весьма не иллюзорную возможность полноценного возобновления армяно-азербайджанского военного противостояния.
Проблемная граница
Чуть более ста лет тому назад на фоне распада Российской империи три закавказские страны — Грузия, Армения и Азербайджан, провозгласили свою независимость, после чего приобрел чрезвычайную остроту вопрос о том, каким образом должны быть проведены границы между новыми государствами. Население многих регионов Южного Кавказа в этническом и религиозном отношении было крайне смешанным, и однозначно решить вопрос о принадлежности тех или иных территорий было весьма непросто. Армения и Азербайджан оспаривали друг у друга такие области, как Карабах, Зангезур и Нахичевань.
В 1920—1921 гг. в регионе установилась советская власть, которой пришлось разрешить существующие конфликты. В конечном итоге вопрос с Карабахом и Нахичеванью был решен в пользу Азербайджана, а находящийся между ними Зангезур оказался в составе Армении. Тем самым Нахичевань была отделена от основной территории Азербайджана тонкой полоской земли, отошедшей к армянской республике.
Начавшийся в 1988 году армяно-азербайджанский конфликт привел к изгнанию всего азербайджанского населения с территории Армянской ССР, в том числе и из Зангезура. За полтора века до этого на этих территориях существовало Иреванское ханство, большинство населения которого составляли азербайджанцы. После присоединения ханства к Российской империи, на этой территории была организована Армянская область, что положило начало переселению на эти земли армянского населения, бежавшего под власть России из пределов Османской империи и Персии.
Миграционные процессы существенным образом изменили баланс в этническом составе населения региона. В конечном итоге азербайджанцы стали меньшинством на землях бывшего Иреванского ханства. А после событий конца 1980-х годов их не осталось там и вовсе. Вместе с тем беженцами стали и армянские жители Баку, Сумгаита, Гянджи и других городов Азербайджана.
В сентябре прошлого года карабахский конфликт окончательно разрешился в пользу Азербайджана, который почти полностью восстановил свою территориальную целостность. Почему почти? Под контролем армянских сил до сих пор остаются восемь анклавных азербайджанских сел, захваченных на ранней стадии конфликта в 1990—1991 гг.
Анклав — это территория (как правило очень небольшая) одной страны, полностью окруженная землями другой. В советское время в Закавказье и Средней Азии анклавы одной республики на территории другой были вполне обычным явлением. При этом все анклавы Азербайджана не имели отношения к Карабаху. Так, анклав Кярки, через который проходит автотрасса, соединяющая Ереван с югом Армении, принадлежит Нахичеванской автономной республике Азербайджана. Оставшиеся семь сел являются анклавами Казахского района, находящегося на северо-западе Азербайджана. Через них проходит одна из главных автодорог, соединяющих Армению с Грузией.
В свою очередь, Азербайджан с августа 1992 года удерживает единственный армянский анклав на своей территории — село Арцвашен. В ходе первой Карабахской войны армянские отряды не планировали сдавать Арцвашен и пытались соединить его с основной территорией своей республики за счет захвата сопредельных азербайджанских территорий, но потерпели неудачу. Теперь этот населенный пункт заселен азербайджанскими беженцами.
Вопрос коридора
Сегодня проблема анклавов может стать предлогом для нового витка армяно-азербайджанского конфликта. Казалось бы, Армения и Азербайджан могут подписать мирный договор и провести делимитацию и демаркацию своих границ, по возможности обменявшись некоторыми небольшими спорными территориями.
Но противоречия между странами идут гораздо дальше вопроса принадлежности небольших сел. Главная цель Азербайджана — добиться от Армении экстерриториального коридора для сообщения с Нахичеванью через Зангезур. Изолированность Нахичевани от основной части Азербайджанской республики с самого начала периода независимости страны является большой проблемой для нее. К тому же Нахичевань является единственным регионом страны, напрямую граничащим с Турцией — главным союзником Азербайджана на международной арене, сейчас транспортное сообщение между Баку и Анкарой осуществляется через территорию Грузии. Поэтому транспортный коридор, соединяющий основную часть Азербайджана с Нахичеванью, мог бы стать важным торговым путем, соединяющим Турцию не только с Баку, но и со странами Центральной Азии.
В новой войне с Арменией, которая, весьма вероятно, может вспыхнуть в течение этого года, Баку будет как минимум добиваться согласия Еревана на возврат анклавов и открытие Зангезурского коридора. А как максимум — согласия армянских властей на возвращение азербайджанского населения в Зангезур и введения туда миротворческого контингента, весьма вероятно, что российского.
В последние годы в Баку активно разрабатывается тема Западного Азербайджана, то есть азербайджанских земель на территории современной Армении. Создана и активно работает в информационном пространстве община Западного Азербайджана, объединяющая азербайджанцев, родившихся и живших на территории Армянской ССР, и их потомков.
Но почему более слабая в военном отношении армянская сторона, видя эти перспективы, все равно сознательно идет на конфликт с Баку, отказываясь предоставлять зангезурский коридор? Тем более что предоставить его она обязана согласно тексту трехстороннего заявления лидеров России, Азербайджана и Армении от 10 ноября 2020 года, завершившего вторую карабахскую войну.
Дело в том, что нынешние армянские власти проводят политику переориентации своей страны с России на США и Францию. И этот процесс зашел уже очень далеко. А согласно тексту трехстороннего заявления, контролировать безопасность Зангезурского коридора должны российские пограничники, охраняющие границу Армении с Ираном. Таким образом, новый военный конфликт может дать шанс прозападным силам в Армении если не обнулить договоренности в отношении коридора (Франция противится усилению Турции), то, по крайней мере, в отношении присутствия в нем российских военных (что не устраивает Запад в целом и прежде всего США). Более того, новая война может стать поводом для окончательного выхода Еревана из всех военных и экономических объединений, возглавляемых Россией.
Однако утверждение западного влияния в Армении не отвечает интересам не только Москвы, но и Азербайджана, Турции и Ирана. И если эти страны региона смогут выработать общую позицию по этому вопросу, то развитие событий на южном Кавказе может приобрести весьма драматичный характер.