Курс валют USD 0 EUR 0

Роль дворянок-мырзачек в крымскотатарском театральном движении начала ХХ века

Комментариев: 0
Просмотров: 136

Исмет ЗААТОВ, кандидат искусствоведения

Возникновению на рубеже ХIХ–ХХ веков женского крымскотатарского театрального движения способствовал длительный социальный и творческий процесс, ­основными действующими лицами которого стали представители различных крымскотатарских дворянских родов Крыма, а также учительской и студенческой прослойки крымскотатарского сообщества, сложившейся на тот момент в крымскотатарской среде.
Среди отдельных представителей крымскотатарской интеллигенции, а в основном среди крымскотатарских дворян, в процессе общения­ крымскотатарского и русского дворянства сложились ­условия для формирования крымскотатарского женского театрального движения. ­Основными центрами крымскотатарского театрального движения стали административный центр Таврической губернии Симферополь (Акъмесджит), древняя столица крымских татар Бахчисарай, города Кефе (Феодосия), Ялта и Кезлев (Евпатория).
Основополагающие импульсы в деле возрождения и становления крымскотатарского театрального дела исходили от деятельности городского Головы Бахчисарая, ­основателя и издателя общетюркской газеты «Терджиман – Переводчик», крымского дворянина Исмаила мурзы Гаспринского. Большую поддержку этому процессу оказал сменивший Гаспринского на посту городского Головы дворянин Мустафа мурза Давидович.
В «Терджимане» от 4 февраля 1886 года была дана информация о предстоящем ­театральном представлении­ на татарском языке силами артистов труппы под управлением Сердарова. В следующем номере газеты было опубликовано пояснение: «В прошлом номере мы упомянули о театральном представлении­ на татарском языке… Спектакль состоялся в зале дома Михайли и привлек как татар, так и греческую, так и караимскую­ молодежь (татарский язык тогда являлся языком межнационального общения в Крыму – И.З.). <> … смело можно заметить, что жители Бахчисарая охотно бы посещали недорогой театр, если бы таковой существовал в городе» [Керим, 1999, с. 25].
Гаспринский крымскотатарское театральное дело 1880-х гг. оценивал так: «…есть также и новая азбука, театральные пьесы и несколько оригинальных романов… <> Начинает процветать и национальный театр. Некоторые вещи переведены с русского, и женские­ роли исполняются армянскими, грузинскими и еврейскими девушками. Прогресс в нашем театральном деле неоспорим» [Керим, 1999, с. 99]. В 1882 году в Бахчисарае на крымскотатарском языке отдельной книгой было издано драматическое произведение «Бахтияр» [Керимов И. А., 2005, с. 132].
Обращение к классическому европейскому театру было для крымских татар не новым. Их знакомство с принципами европейского театрального искусства началось в середине ХVIII века. Крымский хан Крым Гирей I в состоявшейся в 1763 году беседе с посланником к крымскотатарскому двору прусского короля Фридриха Великого Фон-дер Гольцем говорил: «…вы должны присутствовать как-нибудь и на одном из моих концертов, потому что я дорого ценю мою капеллу, состоящую, как увидите, из превосходных артистов по всем инструментам. При этом дворе имеется также группа комедиантов и скоморохов, дающие нам прекрасные представления» [­Остерман, 1909, с. 23].
Вероятно, в этой группе комедиантов работали как местные, так и приглашенные из других стран артисты, и судя по репертуару группы и театральным вкусам правителя, это были французы. На то, что при дворе Крым Гирея I, перенимая опыт лучшего тогда в мире французского театра, делал свои­ первые шаги и национальный крымскотатарский театр европейского образца, указывает следующая выдержка из этого же источника: «По окончании обеда артистами Крым-Гирея, которые обязательно сопровождали его даже в походах, была поставлена новая татарская комедия, основанная на смешных положениях и запутанных приключениях».
В конце 1768 года в Бессарабии­: «…хан (Крым Гирей I) задавал непрерывные вопросы посланнику французского короля (Людовика ХV — И.З.) барону де Тотту о французском театре, в особенности же о произведениях ­Мольера, хорошо ему известных как по сюжету, так и по искусству их обработки. Особенно знал он и о Тартюфе, личностью которого много занимался. Он высказал замечание, что в каждой стране имеются свои Тартюфы и, вероятно, в татарских странах имеются свои­, поэтому ему доставило бы особенное удовольствие, если бы барон де Тотт заказал для него перевод ­этой превосходной комедии».
О переводе пьесы Мольера «Тартюф, или Обманщик» на татарский или турецкий язык барон доносил в Париж переводчику короля Франции Людовика ХV Руффину, оказавшемуся последним консулом Франции при Бахчисарайском дворе и автором «Дневника консула Франции в Крыму», написанного им в 1767 году в должности переводчика при консульстве де Тотта. Инициатива открытия Францией консульства в столице крымскотатарского государства возникла в 1712 году. В феврале 1717 года крымским ханом становится Саадет Гирей IV, давший свое согласие­ в 1719 году на размещение­ первого французского консула в Бахчисарае Ксаверио Главани. Консульская­ служба короля Франции в Крымском ханстве функционировала на протяжении более полувека. В ­Османской империи первая постановка европейского театра в исполнении итальянской театральной труппы была осуществлена позже, чем в Крымском ханстве, при дворе правившего с 1789 по 1808 гг. султана Селима III.
Помимо упомянутых выше крымскотатарских мурз, в деле становления крымскотатарского театра активное участие приняли крымскотатарские дворяне — меценаты Исмаил мурза Муфтий-заде и князь Саид-бей Булгаков, драматург и режиссер Усеин мурза Болатуков, актер и режиссер Асан мурза Ногаев, актер и драматург Асан мурза Чергеев, актеры Решид мурза Челебиев и Гафар мурза Нагаев. Но ведущую роль в ­этом процессе играла плеяда смелых и ­одержимых мечтой о национальном театре крымскотатарских женщин-дворянок (мырзачек), отдавших себя национальной сцене в период с начала 1900-х до конца 1920-х гг. Это драматург, режиссер и актриса Айше хани Тайганская, режиссер и актриса Ава хани Клычева (Карашайская), режиссер и актриса Фатма хани Ширинская, актриса Зоре хани Ширинская, актриса Асие хани Эмир-заде (Карашайская), актриса Фатма-Шерфе хани Болатукова, актриса Айше хани Болатукова, актриса Эмине хани Челебиева, актриса Зейнеп хани Ногаева и поддерживавшая­ материально все крымскотатарские театральные начинания меценатка Сайде хани Муфтий-заде (Болатукова).
В одной из первых статей, посвященной истории развития крымскотатарского театрального движения «Къырымтатарларында театро хаяты» («Театральная жизнь крымских татар»), крымскотатарский публицист Абибулла Одабаш, вероятно по причине идеологической цензуры, не касается так называемого «мырзаческого» периода в ­истории его развития, когда лидерами крымскотатарских театральных трупп являлись исключительно крымскотатарские дворянки.
Первое упоминание об участии крымскотатарских женщин в спектаклях относится к началу ­апреля 1902 года. Тогда авторитетная российская газета «Московские ведомости» в статье «Татарский театр» писала: «В последнее время среди крымских Татар стала сильно развиваться страсть к театру и вообще к европейским увеселениям. Дошло до того, что недавно в Симферополе мусульмане устроили танцевальный вечер, на котором присутствовали и участвовали в европейских танцах многие татарские дамы. Спектакли там идут довольно часто, причем в них принимают участие и дамский пол».
Феномен истории крымскотатарского дворянского женского театрального движения 1901—1927 гг. и участие крымскотатарских дворян в становлении крымского театрального дела заслуживает отдельного исследовательского внимания.
Крымскотатарское­ дворянство принимало участие во всех значимых событиях, связанных с театральным строительством в Таврической губернии­. Так, 21 января 1909 года была создана театральная комиссия по постройке стационарного здания городского театра в Симферополе, соответствовавшего всем требованиям театрального искусства [Белова, 2001, с. 163], в которую под председательством Таврического губернского предводителя дворянства А.А.Нестроева, вместе с Таврическим губернатором Н.А.Княжевичем входил и известный крымскотатарский князь Саид-бей Булгаков.
В Евпатории­ 20 апреля 1910 года состоялось торжественное открытие вновь выстроенного здания городского театра, которое от депутатов Государственной Думы Российской империи с поздравительной речью открыл крымскотатарский дворянин, меценат, полковник Исмаил Муфти-заде. Коренной евпаториец и ярый поклонник театра, Муфти-заде не раз организовывал в городе крымскотатарские­ театрализованные вечера. Так, ­осенью 1913 года на сцене евпаторийского театра мусульманская­ (крымскотатарская – И.З.) драматическая труппа под управлением М.Амурского представила зрителям спектакль на крымскотатарском языке, а на протяжении 1912 года спектакль о крымском Робин Гуде – Алиме айдамаке «Алим – крымский разбойник» ставился в Евпатории неоднократно. В 1914 году в Крыму был снят первый иг-ровой фильм об этом славном сыне крымскотатарского народа.
В результате Февральской революции император Николай II 2 марта 1917 года отрекся от престола, власть перешла к возглавляемому Керенским Временному правительству, провозгласившему свободу слова, собраний, печати и манифестаций. Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, ­объявлялась политическая амнистия, вводился восьмичасовой рабочий день. По всей территории­ России активизировались национальные движения.
20 марта 1917 года на симферопольский вокзал прибыл поезд, который привез с фронта лидера крымскотатарского национального движения Челебиджихана Челебиева (Номана Челебиджихана). За пять дней в Симферополе был созван Всекрымский мусульманский съезд, на котором ­около двух тысяч делегатов крымских татар избрали Временный Крымско-Мусульманский Исполнительный Комитет (Мусисполком). Возглавил этот позже легитимизированный Временным правительством орган крымскотатарского самоуправления в составе 48 человек выдающийся крымскотатарский общественно-политический деятель, поэт и драматург Челебиджихан Челебиев. Мусисполкомом была открыта крымскотатарская женская гимназия в Симферополе, народно-художественно-промышленная школа, педагогический институт имени Менгли Герая и музей тюрко-татарской культуры в здании ханского дворца в Бахчисарае, курсы повышения квалификации и обязательные экзамены для всех учителей крымских татар. Начали издаваться несколько крымскотатарских газет. Крымскотатарские женщины были избавлены от чадры.
1-2 октября 1917 г. на созванном Мусисполкомом съезде представителей крымскотатарских организаций было принято решение­ о том, что в сложившейся политической ситуации вопрос о дальнейшей судьбе крымскотатарского народа должен решать Курултай крымских татар. 17 ноября состоялись выборы делегатов. 26 ноября в Ханском дворце (Бахчисарай) открылся Первый Курултай, взявший на себя все полномочия­ Мусисполкома и провозгласивший создание­ Крымской Народной Республики, утвердив ее Конституцию и государственную символику (знамя серо-голубого цвета с золотистой тарак-тамгой в левом верхнем углу), объявил себя парламентом Крымской Народной Республики. Челебиджихан возглавил народное правительство — Директорию­. В культурную­ программу проведения­ Курултая входили выступления­ крымскотатарского духового оркестра, декламация стихов и постановка театральных сценок на крымскотатарскую­ патриотическую­ тематику в исполнении крымскотатарских любителей музыки и театра. В зале Бахчисарайской городской управы для делегатов Курултая была сыграна историческая­ драма крымскотатарского драматурга Османа Нури Акчокраклы «Крым Герай».
Всплеск творческой активности крымскотатарской интеллигенции, произошедший в результате плодотворной деятельности возглавляемого Челебиджиханом Мусис­полкома, в первую очередь коснулся деятельности крымскотатарских театральных групп. Уже через три месяца с небольшим в главном печатном русскоязычном органе Мусисполкома газете «Голос татар» от 26 июля 1917 г. публикуется сообщение: «В г. Симферополе организовался любительский артистический кружок. Причем первый вечер этого кружка состоится 2 августа 1917 г. в г. Симферополе в театре Таврического дворянства, в пользу мусульман 2-й армии­. Председателем этого кружка единогласно выбрана Фатьма Ширинская, тов. Председателя Абдулла Баличиев, секретарь Гафар Нагаев, казначей Айше Тайганская.
Если в первых крымскотатарских театральных объединениях, появившихся при активной поддержке Исмаила Гаспринского в самом конце ХIХ века в Бахчисарае­, принимала участие в основном крымскотатарская молодежь из учительской, студенческой, землевладельческой и купеческой среды, то созданными в Симферополе, Евпатории и Феодосии крымскотатарскими театральными группами руководили крымскотатарские женщины-дворянки (мырзачки).
Содержание вышеприведенной корреспонденции является свидетельством объединения в новую­ театральную­ группу действовавших до этого разрозненно в Ялте, Симферополе и Евпатории отдельных крымскотатарских театральных трупп. К примеру, дворяне Гафар Нагаев, Асан Нагаев являлись представителями возглавляемой крымскотатарской дворянкой Айше Тайганской Евпаторийской театральной группы. Дворянка Фатьма Ширинская до этого создала и возглавила театральную группу в Симферополе, а Абдулла Баличиев являлся выходцем с южного берега Крыма.
Примечательно, что первое представление­ новой крымскотатарской труппы состоялось на сцене будущего Крымского государственного академического русского театра им. М.Горького, в строительстве которого финансовое ­участие принимал князь Саид-бей Булгаков. Собранные от постановки средства, вероятно, были переданы для создаваемых тогда Мусисполкомом крымскотатарских ­эскадронов из числа военнослужащих крымских татар 2-й Русской императорской армии.
По инициативе Челебиджихана 25 августа 1917 года в Симферополе был устроен благотворительный художественный вечер с участием крымскотатарских артистов. В программу вечера были включены сыгранные актерами крымскотатарской дворянской театральной труппы Фатьмы Ширинской и Айше Тайганской живые картины из пьесы Челебиджихана «Бастырыкъ» («Тюрьма»). Денежные сборы с театрального вечера были переданы в пользу Симферопольского женского мусульманского комитета и Крымского мусульманского учительского союза.
Аналогичные благотворительные театральные вечера в те дни крымскотатарскими организациями были устроены и в других регионах Крыма. Так, в ходе проведения местным мусульманским комитетом художественного вечера в Алуште, чистого сбора было получено свыше 2000 рублей, а в Алупке местным культурно-просветительным обществом «Танъ» («Рассвет») был проведен театральный вечер, чистый сбор с которого составил свыше 6000 руб­лей.
23 октября 1917 года, по приглашению Севастопольского Женского Мусульманского Комитета, Симферопольской крымскотатарской театральной труппой в режиссуре Айше хани Тайганской была поставлена комедия в 3-х действиях представителя крымскотатарского дворянского рода князя ­Усеина мурзы Болатукова «Айше Ханым, из жизни Крымских мурзаков». Половина чистого сбора от постановки должна была пойти на нужды самой театральной группы, а десятая часть — солдатам-крымским татарам в окопы.
Созданная в Симферополе Фатьмой хани Ширинской и Айше хани Тайганской новая крымскотатарская театральная труппа не прекращала свою творческую деятельность и в дни вооруженного восстания Октябрьской революции 1917 года, в результате которой Временное правительство было свергнуто и власть в стране перешла Советам.
В феврале 1918 года большевиками как «контрреволюционер» был казнен крымскотатарский драматург, режиссер, поэт, сотрудник газеты Курултая «Миллет», офицер царской армии в отставке князь Усеин мурза Болатуков [Зарубин, 2008, с. 321].
В то же время 23 февраля 1918 года в Севастополе был зверски ­убит красными матросами и анархистами председатель Директории Курултая, лидер крымскотатарского народа, поэт и драматург Челебиджихан.
(Продолжение следует)
Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. Выпуск 15. 2023 г.

Список литературы:
• Белова С.Л. Симферополь. Этюды ­истории, культуры, архитектуры / С.Л. Белова. — Симферополь: Таврия­ — Плюс, 2001. 186 с.
• Керим Исмаил Асан-огълу «Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи» («Живая­» история Гаспринского») Симферополь. 1999.
• Керимов Исмаил Асан-огълу. Медений эснас: 1920-1938. Симферополь. 1999.
• Керимов И. А. Крымскотатарский драматический театр. К истории становления // Галиаскар Камал: 125 лет со дня рождения и 125 лет в новейшей истории культуры и искусства тюрко-мусульманских народов России: сборник материалов Всероссийской научной конференции. М., 2005. С. 95 – 109.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог