Курс валют USD 0 EUR 0

Роль дворянок-мырзачек в крымскотатарском театральном движении начала ХХ века

Комментариев: 0
Просмотров: 116

Исмет ЗААТОВ, кандидат искусствоведения

(Окончание. Начало в №№11-13)

В новом театре составлявшим его творческий костяк крымскотатарским мастерам театрального искусства дворянского происхождения как представителям «класса угнетателей трудового пролетариата и крестьянства» не было предложено ни одного руководящего поста. Все они служили в нем простыми актерами, но по своему уровню актерского мастерства и таланта были на ведущих ролях.

Приводим перевод с крымскотатарского воспоминаний актрисы-мырзачки Авы Клычевой (Карашайской) о том, как проходило первое собрание крымскотатарских театральных деятелей в дни преобразования Татарской театральной секции в Крымский государственный татарский драматический театр:

«Первое собрание нашего театра советского периода состоялось 15 октября 1923 года в помещении республиканского (татарского — И.З.) отдела (наркомата — И.З.) просвещения (сейчас в этом здании расположен Дом бракосочетания по улице Пушкина, 15 – И.З.). В своем вступительном слове на этом собрании Айше ханым Тайганская произнесла такие слова: «-Итак, парни, дамы, мы собрались, что мы теперь будем делать? Режиссера нет, проблема со зданием до сих пор не решена, пьес тоже нет (-улыбаясь), денег также нет! Какие у кого есть идеи?». Присутствовавший на -этой встрече видный крымскотатарский ученый и драматург Осман Нури Акчокраклы в ответном выступлении-, представив будущего руководителя театра, -успокоил артистов и настроил их на рабочий лад: «Не расстраивайтесь! Всего достаточно, скорее сдвигайте с места творческий процесс, быстрее -укрепляйте материальную и художественную базу. Это обязательно! Среди вас есть опытный режиссер! Вот он, Джелял ага Меинов».1

В первый состав нового театра вошел также крымскотатарский дворянин, актер из Евпатории Асан Ногаев. Об этих событиях тогда вышла большая театральная статья Биляла Чешмеджи.

Через три месяца после преобразования Татарской театральной секции в Крымский государственный татарский драматический театр, 8 февраля 1924 г. состоялся бенефис главной мырзачки Айше хани Тайганской. Была сыграна ее пьеса «Ешиль башмакъ», в которой актриса и драматург сыграла свою любимую- роль Джихан. Об этом восторженно писала газета «Енъи дюнья» 13 февраля 1924 г., а 15 февраля 1925 г., как называли ее современники: «матери крымскотатарского театра», Айше хани Тайганской после перенесенной ею операции не стало. Некролог заканчивался словами ее товарищей по театру о том, что никто из современных женщин не сможет заменить ее на сцене, но есть надежда на то, что может быть кто-нибудь из ее учениц в будущем сможет приблизиться к уровню ее сценического мастерства.2

Ненамного пережила Айше Тайганскую ее сподвижница в деле крымскотатарского театрального строительства известная крымскотатарская актриса-мырзачка Эмине хани Челебиева. Она скончалась 20 октября 1927 г. в немецкой больнице в «Новом городе». 22 октября ее похоронили на старом татарском кладбище. Родившаяся в 1901 г. и безвременно ушедшая актриса проработала на сцене более 10 лет. Слова в газетном некрологе звучали так: «Яркий талант товарища Эмине всегда был виден во всех с большим успехом исполняемых ею ролях. Роли зрелых, возрастных женщин, исполняемые полностью освоившей крымскотатарскую сцену товарищем Эмине, всегда вызывали глубокие чувства и восхищение у зрителей. Вечная память тебе, товарищ Эмине, сцена крымскотатарского театра никогда не забудет твое имя».3

Одним из последних значительных спектаклей Э. Челебиевой стала историческая- драма в пяти актах Умера Ипчи «Ненкеджан ханым», впервые поставленная Джелялом Меиновым 22 октября 1926 г. на сцене Крымского государственного татарского драматического театра и в котором она сыграла 22 мая 1927 г. В посвященной ее творчеству статье в газете «Енъи дюнья» артистка характеризуется как мастер сцены, для которого не осталось секретов на крымскотатарской сцене, как актриса, заставляющая своим мастерским исполнением характерных возрастных женских ролей зрителей глубоко сопереживать их судьбе, призывая глубоко задуматься над философией их судеб. Ее современникам особенно запомнилась сыгранная ею роль старой сварливой крымскотатарской дворянки-хани в спектакле С.А. Абдуллаева «Къара чора», поставленного в феврале 1927 г. на сцене крымскотатарского театра. В последнем для Эмине Челебиевой театральном сезоне 1926 — 1927 гг. продолжали работать всего трое крымскотатарских актеров и актрис дворянского происхождения-: Решид мурза Челебиев, Асан мурза Ногаев, Ава хани Клычева. В том же 1927 г. умер Решид мурза Челебиев. После того как -осенью 1927 г. вместе с другими актерами и художественным руководителем театра Джелялом Меиновым был репрессирован Асан мурза Ногаев, в театре оставалась работать последняя актриса-мырзачка Ава хани Клычева.

Вследствие известных причин, великим крымскотатарским актрисам и подвижницам крымскотатарского национального театра дворянского происхождения — мырзачкам, не привелось долго играть на сцене созданного практически ими же самими национального театра. Кто-то из них очень рано ушел из жизни, кто-то по причине их дворянского происхождения был репрессирован и прямо со сцены угнан в советские лагеря, кто-то, не дожидаясь ареста, покинув театр, бежал из Крыма, пытаясь затеряться на огромных пространствах СССР. Роль мырзачек в деле строительства крымскотатарского национального театра и развития крымскотатарского сценического искусства огромна и в полной мере до конца не оценена. Мы, их потомки, в неоплатном долгу перед памятью этих великих дочерей крымскотатарского народа. Их имена должны носить театральные стипендии и премии, школы и учебные заведения, улицы и площади современного Крыма.

Примечания

  1. Мурад Гъ. Энди не япмалы? // Достлукъ. 1990. Октябрь 5.
  2. Айше Тайганская // Енъи дюнья. – 1925. – февраль 17.
  3. Гафаров Дж. // Янъы дюнья. — 1927. — октябрь 21.

Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. Выпуск 15, 2023 г.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог