С внучкой Алие, п.Янги-Базар, 1974 г.
Разбираю несколько папок, в которых безбрежная, как Черное море, любовь к Крыму, к каждому его уголку, и частичка истории моего народа. Восемь папок с блокнотами, толстыми тетрадями, исписанными аккуратным почерком, письмами, фотографиями, книгами… Это личный архив педагога, активного участника крымскотатарского национального движения, краеведа Османа Эбасанова. В 2007, 2011 и 2024 годах его племянница Зарема Кадырова передала эти материалы, кропотливо собираемые ее дядей, в отдел редких книг, рукописных и архивных материалов Республиканской крымскотатарской библиотеки им.И.Гаспринского. А в 2009 году учитель истории, участник национального движения крымских татар, журналист Адиль Сеитбекиров дополнил фонд Эбасанова еще одной ценной папкой. В ней диплом, свидетельство о браке, трудовая книжка, Орденская книжка награжденного орденом Отечественной войны, удостоверения участника войны и ветерана труда Османа Эбасанова и тетрадь с ценными записями.
Перелистываю страницы толстой тетради и словно прохожу по окрестностям городов и сел довоенного Крыма. В этой тетради описаны история, расположение скал, холмов, ущелий, гор, рек, пастбищ и утесов, их исконные названия и предания. Осман-оджа был географом и профессионально отмечал все особенности местности, причем информацию записывал из уст уроженцев этих населенных пунктов. Каждая запись о селе или городе подписана краткими сведениями об информаторе. Приведу лишь несколько имен: Исмаил Адилов, ветеран войны, родился в деревне Азамат Карасубазарского района в 1909 году; Амет Муляим, ветеран войны, родился в деревне Айсерез Судакского района в 1899 году; Юсуф Рефиджанов, машинист, родился в деревне Аджибей Судакского района в 1925 году; Юсуф Бекиров, разведчик 17-го партизанского отряда Северного соединения, родился в деревне Аян Симферопольского района в 1907 году; Исмаил Аметов, художник, родился в 1924 году в Бахчисарае; Кадыр Усеинов, бывший работник заповедника, родился в 1906 году в деревне Буюк-Озенбаш Куйбышевского района; Сулейман Асанов, чабан, родился в Симферополе; Рамазан Муратов, командир диверсионной группы 3-го партизанского отряда Южного соединения, родился в 1909 году в деревне Шума Алуштинского района; Максут Аметов, бывший председатель колхоза «Къызыл» деревни Къызыл Къоба, родился в 1906 году в деревне Къызыл Къоба Симферопольского района; Ариф (Эреджеп) Билялов, лесник, родился в 1909 году в деревне Эльбузлы Судакского района. Стоит обратить внимание, что все сведения были собраны у достаточно осведомленных и компетентных уроженцев определенной местности.
Со своими учениками
Свидетельством давней дружбы и плодотворного сотрудничества в области топонимии Эбасанова и лингвиста Суперанской являются ее книга «Что такое топонимика» с авторской надписью «Осману Аблаевичу Эбасанову дружески. Подпись, 24.03.85» и письма, ныне хранящиеся в фонде библиотеки.
«Глубокоуважаемый Осман Аблаевич! Должна поставить Вас в известность, что подготовленный нами к печати «Исторический словарь топонимии Крыма» два раза сдавался в Издательство и дважды возвращался нам обратно, первый раз потому, что просто не вошел в перегруженный план Издательства, второй раз – потому что на самом высоком уровне сказали, что лучше его не печатать. Обидно и за вас, и за нас. Вы по крупицам собирали материал, а мы работали над его оформлением лет восемь. Конечно, за то время, что мы работали, мы узнали для себя много нового, но хотелось бы, чтобы не одни мы это знали.
Издание отложено на неопределенное время.
Неизвестно, доживем ли мы до того, когда можно будет публиковать наш словарь. Во всяком случае, желаем Вам и Вашим близким здоровья. Извините, что письмо получилось нерадостным, но это еще не самое страшное на свете. Всего Вам доброго.
А.С. 7 июня 1984 г.»
Издан словарь был лишь спустя одиннадцать лет. Осман-оджа до этого не дожил. Скончался в 1987 году в Бекабаде. В увидевшем свет в 1995 году справочнике «Исторический словарь топонимии Крыма» Александра Васильевна ссылается на совместную работу с О.Эбасановым и его материалы. Собранные Османом-оджа сведения также вошли в четырехтомник «Язык Земли» — словарь-справочник «Историческая топонимика Крыма» Джеляла Челебиева.
«Вокруг света» разделяет беспокойство за частичную утерю исторической основы
В одной из последних папок, переданных в библиотеку Заремой Кадыровой, есть интересное письмо из редакции популярного в 1970—1980-е годы научно-художественного журнала «Вокруг света». Адресовано оно Осману Эбасанову и подписано заведующим отделом науки В.Приваловым: «Уважаемый Осман Аблаевич! Мы получили ваш материал «О некоторых пещерах Крыма». Разделяем Ваше беспокойство за частичную утерю исторической основы, лежащей в рассказах и легендах, связанных с некоторыми пещерами Крыма. К сожалению, отдел науки не планирует в ближайшее время публикации на эту тему. Возможно, однако, Ваши воспоминания о походе 1936 года с описанием пещер сослужит добрую службу краеведам Крыма».
Душой болеющийза свой народ
А еще среди книг и бумаг фонда Эбасанова есть каталог выставки произведений Кязима Эминова, 1972 года издания, с дарственной надписью художника: «Халкъым ичюн къайгъыргъан сайгъылы Осман агъама» (Душой болеющему за свой народ Осману-ага).
Эти слова очень емко характеризует педагога, фронтовика, участника национального движения. Иначе не назвать человека, целиком и полностью посвятившего себя сбору и систематизации этих сведений, переписыванию их и изучению. Этот труд материально не оплачивался и выполнялся по зову сердца и велению души в свободное от основной работы время. В отдельной папке хранятся фотокопии многих известных в нашем народе персоналий: героев войны, просветителей, педагогов, литераторов, общественных деятелей. Все эти документы перевезла в Крым уже его супруга Зера-ханум. По словам племянницы Османа-оджа Заремы Кадыровой, часть его материалов хранится в семейном архиве и в архиве библиотеки им.И.Гаспринского, часть роздана заинтересованным лицам, знакомым и друзьям, что-то безвозвратно утеряно.
Тюремный срок за «Акъяр» и «Татарлыгъым»
Уроженец Корбекуля Осман Эбасанов родился в 1910 (по другим сведениям в 1907) году в многодетной семье садовника. В 1939 году он окончил Крымский Государственный педагогический институт и получил специальность преподавателя географии. В 1941-м, несмотря на бронь, ушел на фронт. До сентября 1944 года служил в Красной армии, имел награды, но вскоре был направлен в трудармию, а затем в ссылку в Узбекистан. Работал учителем географии в школе г. Бекабада. Эбасанов был в числе тех, кто стоял у истоков национального движения и вместе со своим соратником Джеббаром Акимовым консолидировал и направлял работу по восстановлению прав народа.
Зера-ханум у могилы супруга, г.Бекабад
«Джеббар-ага и Осман-ага научили меня песне «Татарлыгъым», я училась в музыкальной школе, десятилетней девочкой играла им на фортепиано, они пели, у Джеббара-ага слезы катились из глаз, Осман Эбасанов отсидел в тюрьме срок за то, что пел песни «Татарлыгъым» и «Акъяр»…, — вспоминала в одной из публикаций художественный руководитель народного вокального ансамбля «Эбедиет» (г.Бахчисарай) Наджие Филимонова.
Вот какой ценой за любовь к Крыму и его песням приходилось расплачиваться истинным патриотам. В приговоре Судебной коллегии по уголовным делам следующая запись: «…17 февраля 1947 года, будучи на свадьбе у подсудимого Эбасанова Османа, по предложению и инициативе последнего, Гадол Сеит-Халил и Незиров Амза распевали татарские песни «Ак-Яр» («О Севастополе»), «Татарлыгъым» и другие резко антисоветского содержания. Эти же антисоветские песни подсудимыми Эбасановым, Гадол, Незировым и Бакшиш Исмаилом распевались на других сборищах, которые происходили в 1948—1949 гг. на квартирах спецпереселенцев, а также во дворе спецпоселка».
Все они получили серьезные сроки — от 10 до 25 лет заключения. Эбасанова приговорили к 10 годам. Отсидел пять, к счастью, смерть Сталина дала возможность на пересмотр судебных дел. Реабилитировали лишь в 1990-м, но до этого ни он, ни его товарищи не дожили.
«Осман-оджа Эбасанов был человеком, который имел колоссальные знания в области географии и топонимики. Он блестяще разбирался во всех нюансах этнопсихологии крымских татар. Он мог ответить на любой вопрос, который касался наших обычаев и традиций, — делилась в одном из интервью Эльмира Байрам-Али. — Они (Джеббар Акимов и Осман Эбасанов — Г.Ч.) стремились просвещать молодежь, посвящать в суть национального вопроса, давать дополнительную информацию».
Этот год газета «Голос Крыма» объявила Годом односельчан, и в рамках данной темы рукописи Эбасанова о некоторых пещерах Крыма и их местонахождении, партизанском движении, сожженных фашистами деревнях имеют свою ценность.
Выражаю свою признательность Зареме Кадыровой, сохранившей и передавшей в дар библиотеке им.И.Гаспринского материалы своего дяди, и специалистам отдела редких книг, рукописных и архивных материалов за помощь в подготовке данной публикации.