Курс валют USD 0 EUR 0

Улькер МУРТАЗАЕВА: Эти вещи будут сохранены и послужат истории и моему народу

Комментариев: 0
Просмотров: 52

Улькер Муртазаева рассказывает о домотканых полотенцах из маминого сундука

На сайте Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия есть строчки благодарности Улькер Муртазаевой «за ее личный вклад в сохранение культурного наследия крымских татар» и высокая оценка ее участия в пополнении коллекции. Это очередное подтверждение бескорыстного служения своему народу душевной и духовно богатой Улькер-апте. Расскажу немного о ее щедром даре музею и предыстории передачи этих семейных реликвий.

Этому шагу предшествовали долгие годы. Несколько лет назад Улькер-апте передала в дар Республиканской крымскотатарской библиотеке им. И. Гаспринского личный архив своего супруга – участника крымскотатарского национального движения, общественного деятеля Сейяра Муртазаева.

В начале этого года в нашей телефонной беседе Улькер-ханум выразила обеспокоенность дальнейшей судьбой некоторых дорогих ей как память вещей. Пригласив меня к себе в гости, за чашкой кофе она рассказывала о ярких эпизодах своей жизни и советовалась со мной о том, как ей правильно распорядиться вещами, сохранившимися в ее сундуке еще от матери.

Не смея на чем-то настаивать, осознавая эту ценность для нее как память, мы подолгу обсуждали ­этот вопрос. Наконец определились, что свой личный архив, фотоальбом, некоторые документы и блокнот с воспоминаниями и личными записями, книги, а также коллекцию пластинок крымскотатарских, болгарских, гречес­ких исполнителей, записями концертов П. Чайковского, И. Брамса Улькер-ханум передаст в дар Республиканской библиотеке им.И.Гаспринского.

Вышитые и домотканые полотенца, марама – женское головное покрывало, миниатюрный Коран в серебряном футляре и другие предметы было решено подарить Крымскотатарскому музею. Так и сделали: в назначенный день приехав к Улькер-апте, оформив акт передачи, я вывезла и сдала соответствующую часть материалов в фонд библиотеки, о чем рассказала в своей публикации на страницах «ГК» (№16 от 19 апреля 2024 года).

Связавшись с методистом Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия музея Шефикой Абдурамановой, определили день, когда она сможет выехать и оформить прием семейных реликвий Улькер Муртазаевой. Теперь эти ценные экспонаты пополнили коллекцию музея.

Улькер-апте выпала тяжелая доля: детство под бомбежками, оккупация нацистов и выселение в Азию. В своих воспоминаниях она часто делится о школьных годах учебы в Симферополе у замечательной учительницы — Анны Вениаминовны Поляковой – бабушки ныне известного профессора, крымского краеведа Владимира Полякова.  О том, как обморозила руки и ноги, проведя за проволочным ограждением в ожидании не один день, чтобы передать сухари отцу, оказавшемуся в лагере для пленных — Картофельном городке. Она видела Симферополь, когда отступали советские войска. Как обезумевшие люди крушили все подряд: магазины, склады, базы, все, что попадало под руку, грабили и растаскивали. Как в город въезжала колонна гитлеровских мотоциклистов. Видела раскачивающиеся тела повешенных с табличкой на груди «За грабеж».

Не перестаю восхищаться Улькер-ханум. Она — воплощение крымскотатарской женщины. В очередной свой визит я застала ее за раскаткой теста. На мое замечание о том, что не стоит в почтенном возрасте так себя утруждать, она ответила: «Ко мне приедут гости, хочу их угостить!»

Радушная, хозяйственная, она всегда рада думающему собеседнику, и ей есть о чем рассказать. В ее роду известные ученые, врачи, учителя. И сама она всю свою жизнь посвятила общественной работе, всегда со своим народом.

Интеллигентна, мудра, деятельна. Ее труды не ограничиваются узким семейным кругом. Они приносят плоды народу и обществу. Как-то, рассказав о щедром даре Улькер-апте музею и показав фотографии этих реликвий, услышала чье-то удивление: «Она же могла это все хорошо продать!»

– Могла, — ответила я. – Но это не про нее! Не про Улькер-апте!

– Надеюсь, что теперь семейные реликвии будут сохранены на родине и послужат истории и моему народу, — рассуждает 94-летняя Улькер-апте.

Дары Улькер-ханум Крымскотатарскому музею

  

Сотканные и вышитые золотой нитью платки и марама

Рог, подаренный поэтом Юсуфом Каракетовым на 50-летие Кайсыну Кулиеву

Рубаха, хранившаяся в сундуке мамы Улькер-апте, возможно, тюп кольмек — нижнее белье невесты, но это уже должны определить исследователи…

Миниатюрный Коран в серебряном футляре

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог