Юбилей
В Крыму очень много памятников культурного наследия. Они еще недостаточно учтены, описаны, некоторые находятся в полуразрушенном состоянии. Необходимо восстанавливать историю, культуру, традиции тех народов, которые здесь проживали с давних исторических времен. Строительный бум, хаотичная застройка Крыма не должны быть допущены. Помочь этому, в частности, может правильная градостроительная политика руководства региона, – уверена доктор архитектуры, профессор, заслуженный архитектор Крыма, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, член Российского профессорского собрания, член Союза архитекторов России и член Совета по защите диссертаций Зарема Нагаева.
В эти августовские дни ученый и педагог, представительница династии архитекторов Зарема Нагаева отмечает свое 75-летие. И в этой юбилейной публикации хотелось бы еще раз отметить ее роль в науке и архитектуре, осветить определенные этапы жизни и поделиться фрагментами из наших с ней бесед.
— Этот год оказался вдвойне юбилейным для нашей семьи. В мае крымская общественность отмечала 115-летие со дня рождения моего отца — Садыка Нагаева. Любовь к архитектуре он воплощал не только в своих проектах, планах и эскизах, но и сумел передать эту любовь нам, своим троим детям. Его старший сын от первого брака – Эдигер Нагаев (Фахрудинов) (1939–1968) – архитектор, прекрасно рисовал, играл на скрипке, работал в проектном институте «Ташгипрогор». За свою короткую жизнь (он умер в 29 лет) спроектировал ташкентский главпочтамт, отреставрировал ташкентскую консерваторию, построил ряд объектов. Мы с младшим моим братом Ибраимом-Гереем родились уже во втором браке.
Отец был многогранной личностью. Хорошо пел, играл на музыкальных инструментах, танцевал. Любил и прекрасно знал фольклор. В доме часто собирались гости: Сабрие Эреджепова, Эдие Топчи, Аким Джемилев и другие яркие артисты из нашего ансамбля «Хайтарма»; литераторы и журналисты: Аблязиз Велиев, Урие Эдемова, Сервер Бекиров; ветеран национального движения Мустафа Селимов.
К слову, в этом году в крымскотатарской библиотеке на мероприятии, приуроченном к 115-летию со дня рождения моего отца, писатель Аблязиз Велиев поделился своими воспоминаниями о нем и одной из последних фотографий Садыка Нагаева. Она, в некотором роде, уникальна, ее не было в нашем семейном архиве. Теперь, благодаря Аблязизу Велиеву, мы располагаем ее электронной копией.
Последнее фото Садыка Нагаева (из архива Аблязиза Велиева)
У отца была прекрасная библиотека, и мы с детства росли в творческой и интеллигентной среде. Поэтому выбор нашей дальнейшей профессии был осознанным. Отец умел создавать красоту вокруг себя, и это касалось не только архитектуры, но и человеческих взаимоотношений. Он нам всегда говорил, что архитектура способна украсить мир вокруг и влиять на мир внутри человека.
— Зарема-ханум, расскажите о проекте, связанном со зданием крымскотатарского театра, который был начат вашим отцом еще в 1930-е годы, но частично реализован уже вами, его детьми, в 2000-м.
— В конце 1930-х годов отец мечтал об архитектурном преображении родного южнобережья и всего Крыма, сохраняя природный и исторический колорит. И когда был объявлен конкурс на лучший проект Крымскотатарского музыкально-драматического театра, он принял в нем участие, но помешали сложившиеся в те годы политические обстоятельства. Проект был одобрен, но, увы, не реализован. Спустя почти шестьдесят лет, уже после возвращения крымских татар на родину, мы с братом Ибраимом-Гереем, реализуя мечту отца, в 2000-х разработали проект интерьеров и фасадов Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра, используя традиционную резьбу по дереву и отделку с традиционным орнаментом.
Зарема Нагаева родилась в Ташкенте спустя пять лет после насильственного выселения крымских татар из Крыма. Детство и зрелость прошли на чужбине. О родине они с братом много слышали и знали из уст родителей: отца – уроженца села Кучук-Узень, и матери — Эдие Аппазовой, учителя немецкого языка, родом из села Корбек.
С родителями и братом Ибраимом-Гереем, г.Ташкент, 1952 г.
— Семь поколений нашего рода родились и жили в Крыму. Дом моих предков до сих пор стоит на южнобережье, — рассказывает Зарема-оджа.
В 1972 году Зарема Нагаева окончила архитектурный факультет Ташкентского политехнического института. Работала в Узбекском научно-исследовательском и проектном институте градостроительства. Преподавала в Ташкентском политехническом и Ташкентском архитектурно-строительном институтах. Вернувшись на родину, Зарема Нагаева занималась преподавательской и общественно-политической деятельностью. В 2001—2006 годах основала и заведовала кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства Крымского инженерно-педагогического университета. С 2008 по 2020 годы — кафедрой архитектурного проектирования (градостроительства) Национальной академии природоохранного и курортного строительства. Она автор около 50 архитектурных объектов, половина из которых в Крыму, более ста публикаций в специализированных сборниках, статьи «Крымскотатарская архитектура». Ею, в соавторстве с другими архитекторами, изданы учебные пособия: «Реконструкция и реставрация объектов культурного наследия», «Реконструкция в условиях развития городов», разработанные на кафедре градостроительства Академии строительства и архитектуры. Заремой и Ибраимом-Гереем Нагаевыми разработаны проекты культурно-этнографического комплекса, микрорайонов Исмаил-бей в Евпатории и Каменка-Белое в Симферополе, комплексы: «Возрождение», памяти летчика-испытателя Амет-Хана Султана, «Жертвам депортации из Крыма» и еще десятки объектов. Ряд проектов по благоустройству реки Салгир и городов Крыма, разработанных студентами вуза под руководством Заремы Нагаевой, были поддержаны и успешно реализованы. Ее труд отмечен рядом правительственных наград и премий.
В своих интервью профессор Зарема Нагаева всегда подчеркивает важность архитектуры как искусства и науки и необходимость популяризировать это направление среди подрастающего поколения. Чем, собственно, она и занимается по сей день.
— К облику Крыма необходимо относиться очень бережно и ответственно. Мы понимаем, что строительный бум пытается удовлетворить востребованность населения в жилье. Но нельзя пренебрегать уникальными ландшафтно-климатическими условиями, историей и традицией. Создавая комфортную и благоприятную среду, следует опираться на так называемые историко-архитектурные опорные планы, которые должны учитываться в процессе разработки генерального плана, в них очерчивается та территория, которую застраивать вообще нельзя, ее можно только реставрировать и реконструировать. Это огромный пласт работы, который обязателен в Крыму, иначе он превратится в хаотично застроенный регион. И это касается не только южнобережья, но и других регионов полуострова.
В Крыму должна быть сформирована своя градостроительная школа, уверена юбиляр.
comments powered by HyperComments