Курс валют USD 0 EUR 0

Что пытаются навязать  о караимах, крымчаках, крымских татарах в рамках специального проекта

Комментариев: 0
Просмотров: 525

Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук

 

На основании распоряжения Президента Российской Федерации №243-рп от 25.07.2014 г. и на основании проведенного конкурса был выигран грант, в соответствии с которым тиражом в 1 тысячу экземпляров было издано учебно-методическое пособие «Крым в русской исторической памяти».

Группа ученых сгруппировала весь материал в 16 информационных блоков. О вкусах не спорят!  Составители вправе отдавать предпочтение  тем или иным авторам,  их концепциям, но в отношении  наиболее болезненных вопросов они оказались в плену уже изживших себя взглядов. Все, что связано с историей депортации, предлагается освещать в версиях только двух историков, а тот огромный материал по истории депортации, который собран самим народом, обработан и представлен учеными, оставлен вне сферы внимания.

Такая же история и по трактовке партизанского движения.  Усиленно рекомендуется  одна и та же работа с «татарским вопросом», которая приводится сразу в трех различных источниках. При этом полностью игнорируется иной взгляд на эти же события, изложенный в монографии к докторской диссертации «Партизанское движение в Крыму 1941-1944 гг.» В. Полякова.

Отдельная тема — это  представленный в приложении аудио-видео курс  17 лекций. Каждая из них продолжительностью 1 – 1,5 часа.

Каюсь, но я прослушал далеко не все. Впечатление неоднозначное. С определенной тревогой приступил к слушанию вводной лекции Владимира Козлова — председателя Российского общества по изучению Крыма. Тем не менее ни одна фраза, ни одно слово не вызвало нареканий. Это был совершенно современный научный взгляд на все события, связанные с непростой историей Крыма.

Единственное, что я не услышал — для кого предназначен этот труд: педагогам, студентам, школьникам, просто желающим прикоснуться к исторической памяти?

Из выступлений приглашенных в состав авторов крымчан самой яркой была лекция А.Форманчука «Крымская автономная республика в составе СССР». Не буду перечислять его старые или новые должности, лишь напомню, что когда-то он работал лектором общества «Знания».

Его лекция полностью соотносилась с предложенным курсом и ни в чем не вызывала серьезных нареканий, ну, разве что, вдруг появившееся негативное отношение к украинскому национализму. Такое впечатление, что русский национализм или крымскотатарский, или какой другой национализм замешен на ином тесте. Тем  не менее я в очередной раз снимаю перед Александром Андреевичем шляпу и констатирую, что ему блестяще удалось «пройти между струйками».

Очень, ну очень специфичная тема «Иудаизм в Крыму», к тому же представленная  сотрудником Института археологии Крыма.

Вместо того, чтобы в соответствии со взглядами уже упоминавшейся вводной лекции, дать компетентным людям три  самостоятельных лекции о евреях, караимах, крымчаках, автор все смешал воедино. Невольно заставил хвататься за сердце и в караимском обществе, и в крымчакском, где сейчас ломают голову над тем, куда жаловаться.

Тем не менее все несуразицы меркнут, когда слушаешь лекцию «Крым в годы Великой Отечественной войны». Стоит ли удивляться, что в прочитанной им лекции совершенно не рассмотрены вопросы, связанные с оборонительными боями на Перекопе, Крымский фронт, оборона Севастополя, Крымская наступательная операция. Ничего этого в лекции нет. Только о том, что немцы, оказывается, не знали, что делать с Крымом, и рассматриваются самые фантастические варианты использования полуострова… после победы Германии в войне.

Сегодня, когда во многом стали доступны архивы и СССР, и Германии, оглядываясь назад, мы  можем только ужаснуться тому, что ждало наш полуостров. 16 июля 1941 года  Мартин  Борман выступал на совещании высшего руководства Рейха: «Теперь очень важно не распространяться о наших целях перед всем миром… Мы не хотим заранее, без всякой необходимости, наживать себе врагов среди населения. В то же время мы сами должны совершенно ясно отдавать себе отчет, что мы никогда не уйдем из этих стран. Поэтому наше поведение должно быть следующим:

  1. Мы не должны ничего делать, что может помешать достижению окончательных целей.
  2. Кроме того мы должны подчеркивать, что мы освободители.

Все иностранцы должны быть эвакуированы из Крыма, который будет заселен только немцами», включая значительные районы к северу от него».

А теперь вопрос к тем, кто пытается навязать обществу однобокое тенденциозное видение проблемы. Видение, основанное на  докладных генералов НКВД Кабулова, Берии.

Удивляет то, что автор не почувствовал тот ветер перемен, который подул из Москвы: Указ о реабилитации депортированных народов; присвоение звания Героя России Алиме Абденнановой, которую  всего лишь за несколько месяцев до этого дружно обливали грязью. Впрочем, причина утраты объективности понятна, слишком сильный встречный ветер из Крыма, где никак не хотят заметить перемены в курсе и выйти из колеи татарофобии.

Причина «гибели» 51-й армии, оказывается, кроется в том, что личный состав двух крымскотатарских дивизий 320-й и 321-й (крымскотатарскими они никогда не были. — В. П.)  разбежался или сдался в плен. Тут явно перепуталась причинно-следственная связь. Дело в том, что вышеназванные дивизии, впрочем, как и все остальные, кроме  106, 156 и 172-й, на Перекопе никогда не были, так как по приказу командования 51-й армии простояли на побережье в ожидании десанта и, так и не приняв участие в оборонительных боях, оказались в окружении.

Завершается лекция выводом, что причиной депортации стала успешность политики оккупантов по стравливанию народов полуострова.

Мне хочется обратиться  к организаторам проекта, к руководству Фонда исторической перспективы с предложением более внимательно относиться к подбору своих специалистов. То, что среди лекторов нет ни одного крымского татарина, наглядно свидетельствует не о кризисе в исторической науке  представителей этого народа, а об элементарном неуважении к народу. Также хочу напомнить, что и малочисленный караимский народ сегодня представлен вполне достойными научными кадрами.

Эта история наглядно показала о серьезных проблемах в части наличия научных кадров по истории Великой Отечественной войны, так как после ухода из науки «Великих стариков» оказалось, что их заменить некем.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог