Муаззез Ильмие Чиг
ТАРИХЧИ
Крымскотатарская диаспора в Турции известна своими долгожителями. Так, например, в 2008 году в Эскишехире в возрасте 110 лет скончался Якуп Сатар — последний в Турции ветеран Первой мировой войны. Я.Сатар родился в Крыму, ему было всего пять лет, когда его семья эмигрировала в Анатолию. В семнадцатилетнем возрасте он был мобилизован в османскую армию и стал участником Первой мировой войны, приняв участие в боях против английских войск на территории современного Ирака…
Но обратимся ко дню сегодняшнему.
17 ноября в турецком городе Мерсин в возрасте 110 лет скончалась Муаззез Ильмие Чиг. Жизненный путь госпожи Чиг был весьма неординарным. Она была известна в Турции как ученый-историк и писатель, исследователь исчезнувшей цивилизации шумеров. О возрасте госпожи Муаззез следует сказать отдельно. На момент смерти она была не просто самым старым жителем Турецкой Республики, она являлась старейшим в турецкой истории долгожителем, чей возраст был подтвержден учеными-геронтологами (геронтология — это наука, изучающая старение человека и способы борьбы с ним).
По мнению одной из авторитетнейших международных групп ученых-геронтологов, умершая в возрасте 110 лет и 150 дней Муаззез Чиг и Якуп Сатар (умерший в возрасте 110 лет и 22 дней) являются старейшими людьми, когда-либо жившими в Турции (по крайней мере, среди тех людей, чей возраст удалось подтвердить документально).
Воля случая
Муаззез Ильмие Чиг (в девичестве Итиль, эту фамилию ее родители, очевидно, взяли уже во времена реформ Ататюрка) родилась 20 июня 1914 года в городе Бурса на северо-западе Анатолии в семье учителя. Ее родители были крымскими татарами, семьи которых эмигрировали в пределы Османской империи. Спустя всего несколько недель после рождения Муаззез началась Первая мировая война. В 1919 году, после начала вторжения греческой армии в Анатолию и начала войны Турции за независимость, ее семья переехала в город Чорум, но в последующем вернулась обратно в Бурсу.
Отец Муаззез очень хотел, чтобы она выучила французский язык и научилась играть на скрипке, и потому дал ей второе имя Ильмие, что значит «знание».
В возрасте 17 лет Муаззез окончила женское педагогическое училище и стала учителем начальной школы.
После пяти лет преподавания в одной из школ Эскишехира, она в 1936 году поступает на обучение в университет Анкары, основанный за год до этого по распоряжению Ататюрка. В те годы власти молодой Турецкой республики проводили активную политику, направленную на развитие образования и распространение его среди женщин.
Выбор специальности, сделанный Муаззез, оказался весьма необычным. Она была зачислена на кафедру хеттологии (хетты — древний индоевропейский народ, создавший во II тысячелетии до н.э. могущественное государство в Малой Азии).
Спустя много лет М.Чиг вспоминала, что выбор ею древних языков был во многом случаен. Ее любимым предметом был французский язык, но места на французском отделении университета уже были заполнены, когда она с близкой подругой Хатидже Кизилай пришли подавать документы на поступление. Девушкам предложили изучать древние языки и археологию, и они обе, никогда до этого не слышавшие ни о шумерах, ни о хеттах, смело решились на этот шаг.
Среди учителей Муаззез были выдающиеся ученые того времени, большие специалисты по хеттской культуре и истории — Ганс Густав Гутербок и Бенно Ландсбергер. Оба они были немецкими евреями, бежавшими в Турцию от укреплявшегося в Германии гитлеровского режима.
Работа в музее
По окончании университета в 1940 году Муаззез вышла замуж за директора музея Топкапы Кемаля Чига (умер в 1983 году). В этом браке родились две дочери.
На протяжении многих лет Муаззез Чиг работала в стамбульском Музее Древнего Востока. М.Чиг стала специалистом по клинописным табличкам, несколько тысяч которых хранились в фондах музея, будучи непереведенными и неклассифицированными. Благодаря ее усилиям по расшифровке и публикации этих памятников, написанных на шумерском, аккадском и хеттском языках, музей стал важным центром по изучению древних языков Ближнего Востока.
Научная деятельность Муаззез Чиг в сфере изучения шумерской и хеттской культур высоко оценивалась как в самой Турции, так и за ее пределами. При жизни ученая была почетным членом Немецкого археологического института. Она была автором 14 книг и множества научных статей.
Женщина науки
Муаззез Чиг была последовательной сторонницей идей секуляризма (отделения религии от государства и общества) и прав женщин. В 2006 году, когда ученой было уже 92 года, одна из ее работ стала предметом судебного разбирательства. В одной из своих статей, где поднимался вопрос о тюрбане и чадре, М.Чиг высказала мнение, что первыми женщинами, ставшими покрывать свои головы платком, были храмовые проститутки в древнем Шумере. Один адвокат из Измира, увидевший в этом утверждении оскорбление мусульманского обычая, подал против ученой судебный иск, обвинив ее в разжигании ненависти по религиозному признаку. «Я женщина науки… Я никогда никого не оскорбляла», — заявила М.Чиг, отвергая обвинение. На первом же судебном заседании, продлившемся менее получаса, судья принял решение об отклонении иска. Таким образом, М.Чиг одержала победу, которая сделала ее имя еще более известным в Турции.
Несмотря на свой возраст, Муаззез Чиг сохраняла хорошую память и вела активную общественную деятельность. В 85 лет она научилась пользоваться компьютером. В 2021 году, когда М.Чиг отмечала свое 107-летие, ее друзья пригласили поздравить юбиляршу сразу 107 скрипачей, которые вместе сыграли одну мелодию…
comments powered by HyperComments