Курс валют USD 0 EUR 0

Оклеветан и расстрелян…

Комментариев: 0
Просмотров: 1 134

К 115-летию со дня рождения крымскотатарского поэта Амди Гирайбая

geraybay

Яш татаргъа

Дамарынъда къан къайнагъан чагъынъда,

Къоркъма, чалыш, гуллер ачсын багъынъда,

Эр кольгеден урькме, сакъын сакъынма!

«Акъ ярдымджы» сенинъ эки ягъынъда.

Борджунъ сенинъ халкъынъ ичюн чалышмакъ,

Эр фырсатта сагъа керек алышмакъ,

Лякин акъкъа къаршы къылыч такъынма,

Ляйыкъ тугъул джат ишине къарышмакъ.

Къарт эмельге янъы темель къургъанда,

Заман сени сыкъса, сыкъып ольдюрсе,

Джанчыгъынъны учьке-дёртке больдюрсе.

Кене чалыш! Тенде джанынъ тургъанда.

Макъсадынъа бир кунь бирден етерсинъ,

Кене «акъ» деп кокке учып кетерсинъ.

Амди Гирайбай, 1920 с.

 

 

Свои первые стихотворения Амди Гирайбай написал в 1913 году. Расцвет его поэтического творчества пришелся на 1918-1923 годы.

Трепетной птицей распростерло крылья над нашим народом, над Крымом поэтическое наследие репрессированного в 1930 году крымскотатарского поэта Амди Гирайбая. Каждое его произведение — стихия огненных строк: «Яш татарларгъа», «Джигитке», «Ант эткенмен айтаман», «Танъда», «Къарасув» и другие.

Словно лавина расплавленного железа, они пронзают десятилетия, впечатываются в память, пульсируют в сердце и в сознании кипящей родниковой слезой, зовут народ к борьбе за справедливость, за свои права.

 

В 1995 году газета «Голос Крыма» опубликовала материал кандидата исторических наук Владимира Брошевана.

В дни юбилея выдающегося поэта Амди Гирайбая мы вновь хотим напомнить нашему читателю некоторые отрывки из этой публикации. И о тернистом пути восстановления и реабилитации имени поэта Амди Гирайбая.

 

Амди Гирайбай (Абдулафат Латифов) был арестован в 1928 году, обвинен в принадлежности к крымскотатарской националистической партии «Милли Фирка», в том, что в 1922 году Вели Ибраимовым был направлен в Турцию для связи с находившимся там, в эмиграции, руководителем партии Джафером Сейдаметом (к тому же Амди Гирайбай был женат на сестре Джафера Сейдамета).

Кроме того, А. Гирайбая обвиняли в том, что он, являясь активным участником «Милли Фирка», проводил антисоветскую деятельность среди молодежи.

В ходе следствия Гирайбай отрицал какую-либо враждебную деятельность против советского государства, свою принадлежность к партии «Милли Фирка», а также связь с Дж.Сейдаметом.

17 декабря 1928 года Постановлением Судебной коллегии ОГПУ на основании ст.58-11, ст.16 и ст.58-4 УК РСФСР Амди Гирайбай был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу.

 

 

В 1930 году в изданной Крымгосиздатом брошюре «Крымскотатарская молодежь в революциях» (краткий очерк из истории националистического, буржуазного и коммунистического движения среди татарской молодежи Крыма)  автор — Тевфик Бояджиев, описывая борьбу большевиков за умы крымскотатарской молодежи, смачно клеймил «националистическую интеллигенцию», к которой относился и прогрессивный поэт Амди Гирайбай: «…Самые активные проводники идей контрреволюционной буржуазии — гимназисты Турупчи Сеит Умер, Гирайбай и т.п., курсируя между Симферополем и Бахчисараем (где была сконцентрирована вся учащаяся молодежь Крыма), вели свою националистическую пропаганду…»

«Работа националистов с начала Февральской революции  и во времена господства татарского буржуазного сейма (Курултая. — Ред.), и даже после окончательного установления советской власти в Крыму, была направлена к тому, чтобы заразить учащуюся молодежь националистическим угаром…» «…Татарской молодежи… долбили в  голову, что татарская нация — это самая угнетенная, что она составляет единую компактную массу без различия классов…» — пишет автор (с.67), далее по тексту, называя Турупчи Сеит Умера и Гирайбая «прихвостнями националистической буржуазии»…

Вот так работала пропаганда…

 

И лишь весной 1974 года Главная военная прокуратура в первый раз рассмотрела архивное уголовное дело №13762 по обвинению Амди Гирайбая — в ходе плановой проверки архивных уголовных дел лиц, незаконно репрессированных в период культа личности, и по заявлению и письму в прокуратуру крымскотатарского писателя, журналиста газеты «Ленин байрагъы», писателя Решида Мурада.

В своем письме Решид Мурад обратился с просьбой о пересмотре дела и реабилитации популярного среди крымскотатарского народа поэта Амди Гирайбая:

«Амди Гирайбай был моим двоюродным братом (наши матери были родными сестрами), — писал Р. Мурад в письме в военную прокуратуру. — Родился он в бедной крестьянской семье в дер. Ханлык Карасубазарского района (по другим документам — в Ени-Кале Феодосийского района), работал учителем в сельских школах, обучался в университете в Турции, по возвращении работал в Комитете Нового Алфавита (по переходу крымскотатарской письменности с арабской графики на латинский алфавит), образованном в Крымской АССР в 1927 году…»

 

В результате проверки прокуратурой было вынесено постановление, в котором, в частности, говорилось, что поскольку обвинение А. Гирайбая основано на неконкретных, в ряде случаев, противоречивых показаниях допрошенных по делу лиц, то решить вопрос об обоснованности осуждения Гирайбая без проведения по делу дополнительного расследования невозможно.

 

Дополнительное расследование по делу Амди Гирайбая провел Следственный отдел КГБ СССР.

В результате в «Заключительной справке» по делу, в частности, говорилось, что, согласно материалам дела, поэт признался лишь в том, что в 1923 году при содействии В.Ибраимова нелегально выехал в Турцию, но при этом заданий от членов партии «Милли Фирка» по установлению связей с татарской эмиграцией в Турции не получал и таких связей не устанавливал.

«Вывод о виновности А.Гирайбая сделан на основании показаний, проходивших по делу «Милли Фирка», — говорилось в «Заключительной справке». — По их словам, Амди Гирайбай в 1927 г. вместе с Абибуллой Одабашем вел националистическую работу среди учащихся татарского педагогического техникума.

После возвращения из Турции ездил по деревням Крыма и информировал о турецких новостях, на собрании членов партии «Милли Фирка» в деревне Ай-Василь рассказывал о жизни и деятельности Джафера Сейдаметова.

Амди Гирайбай был активным членом партии «Милли Фирка», сторонником Джафера Сейдаметова…»

В конце «Заключительной справки» сделан вывод, что Амди Гирайбай был осужден обоснованно, для отмены постановления ОГПУ от 17 декабря 1928 года оснований нет, и поэтому каких-либо оснований ставить вопрос о его реабилитации не имеется.

Имя поэта оставалось в забвении и далее — на протяжении почти 20 лет.

И только 21 августа 1993 года военной прокуратурой Одесского военного округа было утверждено «Заключение», подготовленное работниками правоохранительных органов, в котором, в частности, говорится, что, «согласно материалам уголовного дела, организация «Милли Фирка» являлась националистической и какую-либо вооруженную борьбу против существующей власти она не вела. Таким образом, вина Амди Гирайбая не доказана».

Документ гласил, что «на Амди Гирайбая распространяется действие Закона о реабилитации жертв политических репрессий. За отсутствием совокупных доказательств, подтверждающих обоснованность привлечения его к уголовной ответственности».

 

Незабвенна память о борце за права своего обездоленного народа. Яркая звезда крымскотатарской литературы — поэт Амди Гирайбай бессмертен, он жив в своих талантливых произведениях и будет воспламенять сердца еще не одного поколения крымских татар.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог