Абибулла ОДАБАШ
Газета «Миллет», №69, 27 марта 1919 г.
«Я твердо решил не заниматься политикой. Придерживался этого решения до сих пор. Однако по причине отсутствия в стране квалифицированных специалистов мне пришлось находиться у руля газеты «Миллет» до последнего времени. Руководить газетой, вести ее дела — непростое дело.
У этого дела многосторонние обязательства и ответственность: во-первых, ответственность перед Всевышним — поскольку газету можно считать чем-то вроде священного минбара. Слова, сказанные с этого минбара, не выдуманы — ведь пишешь ты, положа руку на сердце, руководствуясь велением сердца. Ты чувствуешь обязанность каждодневно указывать правильный путь читателям, никогда не отступать от выбранного пути. Для того, чтобы освещать этот путь, нужно ежедневно готовить главную страницу, главную статью, это нелегкое дело.
Во-вторых, показывая правильную дорогу, вести людей к правде, счастью, справедливости, ты несешь ответственность перед государством.
…
У тебя нет ничего кроме проворного пера, но ты пишешь, ничего не боясь.
Если ты думаешь: я пишу на пользу своему народу, пишу на широкую ногу, если что случится, то народ за меня заступится, то всегда видишь перед глазами павшего жертвой за свой народ Челебиджихана.
Работай для народа, отдай все во имя народа, желая трубить только правду, во весь голос вещай правду… Но он тебя послушает, иной раз пожурит, иной раз похвалит. Однако как только соскользнешь одной ногой в пропасть, он повернется к тебе спиной, помашет ручкой и отдалится от тебя. Вот и пропадай потом в темницах!
Как бы там ни было — и этого мы не боялись. Смерть не смерть, беда не беда… обо всех несправедливостях писали, окрашивая перо цветом крови… Однако что из этого еще выйдет! Ведь нет у тебя в руках силы, власти, трепыхаешься и голосишь, как августовский сверчок, и что толку, какая от этого польза?! Придет день и схватят тебя за горло, не дадут времени дописать даже детские книжки…
Как легкий утренний ветерок, прилетишь-улетишь, не трепыхнется от твоих усилий и листок, не останется от тебя и следа.
Я хочу писать, работать, но чтобы на моей стезе выросло хотя бы дерево, чтобы оно дало народу хотя бы тень, прохладу в жаркий день. Пусть народ наберется сил, воодушевится, воспрянет. Под бесправием, беззаконием не склонится. Для этого надо, чтобы в народе проснулась сила понимания. По всем этим причинам я и пишу статью за статьей. Хочу-не хочу, а занимаюсь журналистикой, вынуждающей окунуться в политику, не отстраняюсь от всего этого, возвращаюсь к написанному… и во имя народа каждодневно возвращаюсь в ряды своих сотоварищей-издателей, работающих, не разгибая спины, во имя народа».
1919 г.
(Печатается в сокращении)
(Перевод с крымскотатарского языка Гульнары Усеиновой)
comments powered by HyperComments