Курс валют USD 0 EUR 0

К ИСТОРИИ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ

Комментариев: 0
Просмотров: 1 067

 

В фондах Государственного архива Республики Крым среди множества самых различных документов хранится и эта уникальная фотография начала ХХ столетия. На ней неизвестный фотограф запечатлел для истории двух выдающихся крымскотатарских общественно-политических деятелей того времени — Решида (Абдурешида) Медиева (1880-1912) и Асана Сабри Айвазова (1878-1938).

 

Как можно видеть на фото, Р. Медиев — в традиционном крымскотатарском калпаке, в то время как сидящий справа от него А.-С.Айвазов — в фесе. Это головной убор, характерный для мусульманских народов Ближнего Востока и Северной Африки. В 1826 году, после реформ султана Махмуда II, направленных на модернизацию османского общества, фес вместо тюрбана стал форменным головным убором турецких чиновников и солдат. Эпоха феса продлилась около ста лет, до реформ Ататюрка, заменившего его европейскими головными уборами.

Жизнь Айвазова была тесно связана с Турцией. В молодости он учился в Стамбуле, впоследствии, во время гражданской войны, являлся представителем первого Крымского краевого правительства в Османской империи. Уже в 1930-е гг., предчувствуя свой страшный конец в застенках НКВД, он писал друзьям, моля направить ему приглашение по научной линии в Турцию, чтобы иметь возможность выехать за пределы Союза. Этому не суждено было осуществиться…

Но вернемся к фотографии. На столике, перед которым сидят Р. Медиев и А.-С.Айвазов, можно увидеть газету. Если увеличить фото, то можно рассмотреть название издания, напечатанное арабским шрифтом. Профессор КИПУ Исмаил Керимов, к которому мы обратились за помощью, прочитал его. Оказалось, что это газета «Ветан хадими» («Слуга Отечества»).

 

«Ветан хадими» и его время

Революционные события 1905 года привели к существенной либерализации государственного строя Российской империи. Царь Николай II, чтобы успокоить охваченную восстаниями и волнениями страну, вынужден был пойти на издание манифеста от 17 октября 1905 г., который даровал подданным империи основные демократические права и свободы. В стране, до этого знавшей только самодержавную власть императора, учреждался парламент — Государственная Дума. Выборы в Думу ознаменовались победой оппозиционных партий. Не ужившись с оппозиционным парламентом, Николай II распустил его и объявил новые выборы.

Именно в этой обстановке революционного подъема стало возможным появление новой крымскотатарской газеты «Ветан хадими». Это издание, издававшееся в 1906-1908 гг. в Карасубазаре под редактурой Р.Медиева, отличалось от осторожного «Терджимана». Активное участие в работе  «Ветан хадими» принимал А.-С.Айвазов.

Как писал впоследствии Исмаил Фирдевс (см. подробнее «ГК» №19 от 3 августа 2015 г.), «Ветан хадими» была первой крымскотатарской газетой, поднявшей на своих страницах вопросы о земле и положении крестьян (что было очень актуально для того времени, поскольку большую часть крымскотатарского населения составляло крестьянство, страдавшее от безземелья). Большим достижением газеты было избрание редактора Р.Медиева депутатом второй Государственной Думы и завоевание его единомышленниками некоторого количества мест в городских думах и земствах.

Однако обстановка в России быстро изменилась. Столкнувшись с еще более оппозиционной второй Думой, глава царского правительства Петр Столыпин 3 июня 1907 г. осуществил переворот, распустив Думу. Политические права населения были существенно ограничены, оппозиция подавлена. С окончанием революции прекратила существование и «Ветан хадими», а Асан-Сабри Айвазов был выслан царскими властями за пределы Таврической губернии.

Ниже мы представляем материал о малоизвестных подробностях деятельности газеты «Ветан хадими», подготовленный по нашей просьбе профессором Исмаилом Керимовым, посвятившим много лет изучению крымскотатарской публицистики конца XIX— начала XХ веков.

IMG_3750

Р. Медиев и А.-С. Айвазов

Исмаил КЕРИМОВ

О ГАЗЕТЕ «ВЕТАН ХАДИМИ» (1906 — 1908)

(Использованные в публикации архивные материалы публикуются впервые)

IMG_5086

Газета «Ветан хадими», издававшаяся в г. Карасубазаре в 1906 – 1908 годах в типографии З. Рогана, являлась уникальной в своем роде, ибо она была единственной альтернативной «Терджиман»у (1883 — 1918) газетой на крымскотатарском языке в Крыму. «Ветан хадими» и «Терджиман» никогда не были соперниками. Во всяком случае за много лет работы над ними я не встретил ни единой заметки недружественного содержания относительно друг друга. Наоборот, имеется множество положительных высказываний И. Гаспринского о «Ветан хадими».

А.-С.Айвазов на момент выхода «Ветан хадими» был известной политической фигурой в Крыму. Но относился к «неблагонадежным». Поэтому ходатайство с просьбой о разрешении на издание в Карасубазаре газеты и другие процедуры, связанные с изданием, были возложены на «благонадежного» катыршасарайца (жителя деревни Катырша-Сарай) из Салынской волости Феодосийского уезда Сейдамета Челеби Муратэфендиева. В самом начале именно он являлся официальным издателем газеты «Ветан хадими». И именно ему 7 марта 1906 года было выдано Свидетельство на издание газеты под ответственным редакторством Решида Медиева.

Материальную поддержку изданию «Ветан хадими» оказали Сейдамет Челеби, Сулейман Алимоллаев, Мамут Базиргян, Аббас Усеин и другие.

Программа газеты состояла из следующих разделов: Правительственные сообщения; Статьи, посвященные местным и общегосударственным вопросам жизни России; Вести из русской и иностранной жизни; Местная хроника; Корреспонденции; Справочный отдел; Объявления.

 

Интересным была процедура назначения цензора газеты

Согласно архивным документам, в самом начале издатель газеты Муратэфендиев предложил на цензурирование (!) кандидатуру известного в Крыму Мустафы Мурзы Кипчакского – жителя Симферополя. Но из-за удаленного от Карасубазара места проживания его кандидатура была отклонена. Затем издатель предложил кандидатуру Исмаила Мурзы Арабского – заведующего Карасубазарским татарским министерским училищем. Но по ходатайству управляющего дирекцией народных училищ Р. Хасабова (под видом, что «несение им цензорских обязанностей будет препятствовать успешному ходу занятий в школе») эта кандидатура также была отклонена. [На самом деле И. Арабский был в списках «неблагонадежных». В других архивных источниках имеются сведения и о том, что 16 сентября 1910 года у него был произведен обыск, во время которого в его доме «были обнаружены 3 брошюры тенденциозного характера под заглавием «Общественно-политический словарь»…] В третий раз издатель на должность цензора газеты предложил кандидатуру гласного Карасубазарской городской Думы Сеит Мамута Сеитвелиева. Но и его кандидатура была отклонена исполняющим делами губернатора, который предписал издателю следующее: «Сообщаю Вам, милостивый государь, что ходатайство Ваше о назначении цензором издаваемой Вами газеты «Ветан хадими» не может быть удовлетворено, так как цензирование (!) Вашей газеты возложено мною на сверхштатного Чиновника особых при мне поручений Адиль-бея Балатукова».

 

Замена издателей

Ровно через месяц после выхода газеты в свет, то есть 1 июня 1906 года, по акту, засвидетельствованному карасубазарским нотариусом, право на издание газеты переходит к карасубазарскому мещанину Эмир-Аппазу Эмирусеину. Через некоторое время право на издание газеты Эмир-Аппаза Эмирусеина выкупает «перекопский мещанин, жительствующий в Карасубазаре» Решид Медиев. 25 декабря 1906 года он посылает на имя Таврического губернатора следующее прошение: «Приобрев (!) от карасубазарского мещанина Эмир-Аппаза Эмирусеин-оглу право выпуска в свет газеты под названием «Ветан хадими» («Работник Родины»), разрешенной Вашим Превосходительством означенному Эмирусеин-оглу по свидетельству от 6-го июня 1906 года за №3062 – имею честь покорнейше просить Ваше Превосходительство утвердить меня издателем означенной газеты. При сем прилагаю свидетельство, выданное Эмир-Аппаз Эмирусеин-оглу на право выпуска в свет «Ветан хадими», и также продажный акт, состоявшийся между ним и мной. При этом имею честь ходатайствовать перед Вашим Превосходительством разрешить мне выпускать «Ветан хадими» с 1-го января 1907 года вместо 4-х раз в неделю – два раза в неделю, а также уменьшить подписную плату с теперешних 5 рублей 50 копеек в год до 4-х рублей в год».

 

Цензурный комитет

При трехкратной перемене в течение полугода издателей газеты возникла проблема доставки опубликованных номеров в Канцелярию Главного Управления по делам печати МВД, которая находилась в Одессе. Чиновники данного ведомства добивались точного исполнения законодательства и требовали непременной отправки каждого номера в Управление. 17 января 1907 года в Канцелярию Таврического Губернатора отправляется следующее предписание: «Канцелярия Главного Управления по делам печати просит Канцелярию Таврического Губернатора о немедленном доставлении в названное Управление вышедших в свет и до сих пор неполученных нумеров (!) издающейся в гор. Карасубазаре газеты «Ветан хадими» и о высылке на будущее время нумеров этого издания тотчас же по отпечатании (!) их и без пропуска».

Сегодня миру известны всего 9 номеров газеты «Ветан хадими». Четыре из них обнаружены мною  в спецхранах Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (сегодня Национальная библиотека России в С.-Петербурге) и пять номеров хранятся в архиве Крыма. Поэтому, когда я увидел донесение за 1907 год, являющееся ответом на вышеизложенный документ и подписанное А.Балатуковым, был весьма удивлен и обрадован. В документе говорится буквально следующее: «Сим имею честь донести до сведения Канцелярии Таврического губернатора, что в главное Управление по делам печати мной высланы номера газеты «Ветан хадими» за 1906 год с №14 по №102 включительно. О высылке с 1-го номера по 14-й оставшихся просил письменно господина редактора. А.Балатуков».

Уверенный в успехе, что могу увидеть эту подшивку и завершить монографию, связанную с историей газеты «Ветан хадими», в декабре 2015 года я отправился в Государственный архив Одесской области. Неделя работы в архиве и библиотеках Одессы не увенчалась успехом. Предполагаю, что данная подшивка, как и многие другие газеты, журналы и книги того времени, была уничтожена. На эту мысль меня наталкивают многочисленные циркуляры чиновников различных служб. Приведу два примера: 1. «Одесса. Из циркуляров Управления Одесского почтово-телеграфного округа, об уничтожении номеров газеты «Простые речи» за 1907 год». 2. «Одесса. Из приказа по Одесской полиции о принятии к сведению и исполнению циркуляра Главного Управления по делам печати об уничтожении № 7 за 1907 год и №4 за 1909 год журнала «Образование». Ст. инспектор по надзору за типографиями, литографиями и книжной торговлей в Одессе».

Очень интересными являются попытки А.-С.Айвазова с 1908 года издавать в той же типографии З.О.Рогана в Карасубазаре  газету «Къырым седасы» («Голос Крыма»). Но это уже другая история…

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог