Курс валют USD 0 EUR 0

Секрет успеха «Нептуна» из уст заведующей детским садом

Комментариев: 0
Просмотров: 2 515

Оглядываясь на свое детсадовское детство, многие ли из нас вспомнят сегодня своего воспитателя или заведующего детским садом? Хорошо, если это не болезненные воспоминания, от которых пробегают мурашки по коже. Помню свое слезное нежелание идти в детсад, запах дурно приготовленной пищи, которую почему-то непременно нужно было съесть до дна, иначе грозило отбывание наказания в углу.  Пожалуй,  образ настоящего заведующего детским садом  удачно воплотил  всеми любимый гениальный  советский актер Евгений Леонов в известном кинофильме «Джентльмены удачи». Пронизанные особой теплотой кадры, где он  разучивает с малышами образ «злого и страшного серого волка»,  слушает по телефону исполнение своими воспитанниками новогодней песенки «Белые снежинки кружатся с утра» или, убегая, якобы с «ограбленной» собственной квартиры, катится со снежной горки под их удивленные возгласы: «Евгений Иванович, куда же вы?», запомнились многим телезрителям.  Но это был лишь кинообраз, а вот с заведующей, на самом деле сочетающей в себе высокие профессиональные качества, любимой каждым воспитанником симферопольского детсада  №55 «Нептун», способной,  когда надо, и пошалить с малышами, и перевоплотиться в сказочного героя, сегодня познакомим и нашего читателя. Тем более, что повод более чем подходящий: в этом году «Нептун отметил свое 35-летие.

Трудовая деятельность Фаины Аликовны КАТЯЕВОЙ в детском саду-школе №55 началась в 2004 году в качестве воспитателя группы продленного дня в 1 классе.

С того знаменательного дня многое изменилось в ее судьбе и в жизни дошкольного учреждения в целом. Но обо всем по порядку.

IMG_4818

Мальчишеское детство Фаины

Озорное, беззаботное детство в поселке Красногорский Ташкенской области  пролетело как во сне. Гоняла Фаина мяч и шайбу с мальчишками во дворе. В семь лет на свой день рождения в подарок не куклу попросила она, а клюшку. Была заводилой во всех развлечениях. Мама, геолог по профессии, часто брала ее с собой в горы, в живописнейшие отроги Тянь-Шаня, которые оставили неизгладимые впечатления.

— Нас, дворовую детвору, невозможно было загнать домой. Мы сами находили себе интересные развлечения, придумывали разные игры, — рассказывает Фаина Аликовна. – Это было удивительно яркое, активное и здоровое детство. Сегодня родители жалуются, что нынешние дети подвижным играм во дворе предпочитают виртуальные игры на планшетах и компьютерах.

Активность, любознательность и организаторские способности Фаины успешно реализовались и в школьные и в студенческие годы.  Она была бессменным председателем совета пионерского отряда, секретарем комсомольской организации школы, старостой группы в институте.

Окончив с отличием в 1996 году Ангренский педагогический институт, получив специальность «учитель начальных классов, психолог», Фаина Катяева 2  года проработала  в дошкольном учреждении «Журавушки» г.Ангрена.

 

В «Нептун» из Центра занятости

С супругом Зиёй и дочерью Эльзарой Фаина Катяева в 1999 году переехала в Крым. Желание заняться любимой работой не покидало ее.  Вскоре, встав на учет в Симферопольский Центр занятости, Фаина Аликовна получила направление в сад-школу №55  «Нептун». Признаться, надежды устроиться не было никакой. Однако,  вопреки ожидаемой очередной отписке-отказу, услышала от заведующей Алевтины Адамовны Павловой одобрительное: «Вы нам подходите».

— Алевтина Адамовна на тот момент была бессменным руководителем этого детского учреждения, где успешно применялись инновационные технологии. Очень грамотный и требовательный специалист, профессионал своего дела, — рассказывает Ф.Катяева. —  Меня взяли воспитателем группы продленного дня в 1 класс, тогда был статус детский сад-школа. Работа нравилась и увлекала. Позже, перед уходом в декретный отпуск, перевели заместителем по учебно-воспитательной работе. И Алевтина Адамовна, и методист Валентина Ивановна Лупиногина, профессионалы с 30-летним стажем, сыграли особую роль в моем дальнейшем становлении, за что я им очень признательна.

Через два года после рождения второй дочери, Ветаны, Фаина Аликовна, не усидев дома до конца декретного отпуска, вышла на работу. По предложению методиста Валентины Ивановны, которая видела Катяеву педагогом именно в дошкольном звене, Фаина Аликовна стала работать воспитателем дошкольных групп, в дальнейшем поступила в Ялтинский гуманитарный университет на заочное отделение.

— Это был трудный период, и без поддержки, понимания  мужа, семьи практически не осуществим. Мне приходилось оставлять маленького ребенка, выезжать на сессии в Ялту, снимать там жилье, а моей подруге  — водить Ветану в детсад. Но результат того стоил – я в 2013 году с красным дипломом окончила университет, получив так необходимую мне специальность «воспитатель дошкольных групп, организатор дошкольного образования». Это дало возможность на более профессиональном уровне строить свою деятельность.

 

Командная работа – залог успеха

— Расскажите, почему вы решили стать заведующей? Ведь управленческая, административная  деятельность отрывает от прямого контакта, общения с детьми, к которому вы так стремились.

— Когда в 2013 году встал вопрос о назначении нового заведующего нашим детским садом, я  тоже подала свою кандидатуру. Управление образования рассмотрело все заявленные кандидатуры и приняло решение утвердить мою. Скорее всего, я ощутила в себе силы, возможности и определенный потенциал реализовать задуманное в отношении не только одной группы, а детского сада в целом. Конечно,  решение хозяйственных, административных вопросов, изучение документации отнимают много времени. Устав за день от этого, я иду в группы получать  позитивный заряд от общения с детьми и вновь с новыми силами принимаюсь за отложенную работу. Ощутив нехватку экономического образования, чтобы восполнить этот пробел и соответствовать уровню профессионального руководителя, в 2014 году  я поступила в КФУ. Сейчас я студентка 2 курса, после завершения учебы получу квалификацию «Государственное и муниципальное управление». Знания, получаемые в процессе учебы, закрепляемые на практике,  дают желаемый результат. Заведующий, как руководитель, должен идти на два шага впереди, быть требовательным в первую очередь к себе, а уже потом к подчиненным.  Мне необходимо знать весь механизм, весь процесс. Понимать не только то, что нужно выполнить, но и как, для чего, видеть конечную цель.

 

—  Устройство ребенка в детсад — серьезная проблема, требующая решения на государственном уровне. Ходит анекдот: Павлов Сережа бросил 10 класс – подошла его очередь в детский  сад. Насколько сегодня укомплектован ваш «Нептун»? Каков размер оплаты за ребенка?

— Получился обратный эффект от пропагандируемой демографической революции. Роста рождаемости добились, а базу для дошкольного образования не подготовили. Наш детсад комбинированного вида рассчитан на 280 детей.  На  сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении 435 воспитанников. Так что «Нептун» укомплектован под завязку. Всего 12 групп, почти по 40 человек в каждой. Поэтому родители уже с рождения ребенка подают в горисполком заявление на очередь в детсад. Распределение путевок на оформление идет строго, согласно электронной очереди.

Оплата установлена местным  муниципалитетом, из расчета 132 рубля на  питание плюс 8 рублей на хозяйственные нужды в день с ребенка. Оплата труда работников, коммунальных услуг, капитальные ремонты и техническое оснащение – производятся за счет бюджетных средств. За счет бюджетных средств были приобретены детская мебель, 3 игровые площадки, кухонное оборудование и другое.

 

 — Какого принципа придерживаетесь в работе с коллективом, подборе кадров?

— Только командного. Конечно, в первую очередь это должен быть профессионал, но не менее важны его человеческие качества, отношение к работе. Помните притчу про трех работников, выполнявших одну и ту же работу? Их спросили: что вы делаете? Один ответил: камни в гору таскаю, другой – деньги зарабатываю, а третий – храм строю. Только человек, искренне любящий свое дело, осознающий его конечный результат, сможет сработаться в нашем коллективе. У нас замечательные сотрудники — музыкальный руководитель Дарья Витальевна Матвейчук, хореограф и заместитель по хозяйственной части Богдана Александровна Вильямовская, воспитатель-ветеран (более 35-ти лет работы) Мария Ивановна Климова, на которую равняются молодые специалисты. Педагоги, обладающие незаурядными способностями в воспитании, умеющие находить общий язык с детьми, заметны с первых дней работы. К примеру, воспитателя подготовительной группы Эльмиру Менлятдиновну Мамбетову мы убедили поступить в  Крымский инженерно-педагогический университет (КИПУ) и получить высшее образование. Поощряем специалистов, самостоятельно повышающих свой профессиональный уровень — это Суссана Наримановна Лятиф-Заде, Фатма Алиевна Буджурова. Я также  придерживаюсь  гендерного принципа. Как известно, среди работников детсада в основном женщины. Стараюсь разбавлять коллектив, насколько это возможно, мужской половиной. Ребенок должен понимать, видеть четкую грань между мужчиной и женщиной, знать, что мужчина – это защитник, это сильная личность. Поэтому недавно в нашем коллективе появился руководитель физического воспитания Адиль Энверович Мусаев. Шеф-поваром у нас работает Сергей Романихин. Подсобные работники и техперсонал, все без исключения, принимают активное участие в воспитательном процессе, подключаясь к инсценировкам, исполняя различные роли в утренниках, принимают участие в подготовке и изготовлении декораций и реквизита. Слаженная командная работа сказывается на всей деятельности  нашего учреждения.

Стоит отметить и родителей наших воспитанников, с энтузиазмом откликающихся на творческую инициативу.

 

Мы не растим трутней

— Чему вы уделяете внимание в воспитательном процессе? Какие методы и приемы используют воспитатели?

— Воспитатель для ребенка не только авторитет, он – источник нового, интересного, неизведанного. Мы не воспитываем, мы живем с детьми яркой жизнью. Через игру и личный пример формируем их мировосприятие. Важно в общении с ребенком не давить авторитетом, не довлеть над ним, а встать на один уровень. Я стараюсь говорить с детьми на равных, не с высоты своего возраста, положения, а присаживаясь на корточки, глядя в глаза. Ребенок  чутко отзывается на такое внимание, от вроде бы мелких нюансов зависит контакт с малышом, зарабатывается его доверие. В игровой форме моделируем с детьми различные жизненные ситуации, сюжетно-ролевые игры вырабатывают у ребенка определенную привычку, а привычка, как известно, вторая натура.

Мы не растим трутней. Не на словах, а на деле приобщаем ребенка к труду. У каждой группы во дворе есть собственный небольшой огород, на котором во время прогулок дети проводят прополку, высаживают семена зелени, редиски, овощей. Они учатся ухаживать за ними, поливают, следят за их  развитием. В период сбора урожая с радостью собирают плоды своего труда и с гордостью несут петрушку, морковку, капусту на кухню поварам. Во время обеда они видят свой урожай уже в своих тарелках и от осознания полезности своего труда едят с удвоенным аппетитом. Обычное блюдо из нашего меню становится значительно вкуснее и полезнее, причем как в гастрономическом, психологическом, так и в воспитательном плане. Ребенок после приобретенных навыков будет ценить труд, никогда не растопчет цветок, не сломает деревце. Он будет бережлив к людям и окружающей природе, миру вокруг.  Это ценный опыт и он придуман не нами, разработан давно, только вот не всегда и немногими применяем на практике. Грамотное применение различных методик, желание и умение адаптировать их с учетом имеющихся возможностей эффективно сказывается на воспитательном процессе. Главное, на его результате. Ведь в нашем деле важна не галочка в отчетах.

 

Ориентация на успех

— Известна методика доктора педагогических наук А. Белкина, нацеленная на формирование ситуации успеха. Мы используем ее в своей практике, и стоит отметить, она действительно успешна. Ребенок с раннего детства  стремится быть успешным во всем.  Воспитатель различными приемами в индивидуальном порядке применяет ее к малышу, изучив его характер, чувствуя настроение, душевное состояние. Заложенная с детства установка, ориентация на успех будет с легкостью применена во взрослой жизни.

 

— Поделитесь успехами и достижениями «Нептуна».

— МБДОУ №55 «Нептун» призер ежегодных городских конкурсов, спартакиад. Было отмечено удачное выступление на конкурсах «Цветик-семицветик», к 70-летию Победы представлена танцевально-театральная композиция «Дедушкины часы». У нас множество дипломов и грамот. «Нептун» стал своеобразной кузницей кадров: некоторые наши специалисты были приглашены на заведывание в другие детские сады. Так что наши дети и воспитатели знают секрет успеха и   пользуются заслуженным  уважением и спросом.IMG_4829 DIGITAL CAMERA

Ф. Катяева с оллегами…                                     … и с детьми

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог