Эльдар CЕИТБЕКИРОВ
Человек системы. Обычно такая характеристика носит негативный оттенок и подразумевает совершение непопулярных, а порой и отрицательных действий и поступков в государственно-политической жизни нередко положительными и авторитетными личностями, состоящими на государственной службе, в которой выстроена авторитарная или тоталитарная система управления.
Войдя в систему, личность вынуждена принимать существующие правила игры. Конечно, в поведении возможен люфт до определенного момента, но несогласных в лучшем случае выбросят из системы, в худшем – перемелят. Хочешь сохранить хотя бы относительную индивидуальность – подумай, стоит ли входить в систему. При этом отдавай себе отчет: находясь в стороне от нее, сможешь ли эффективно служить народу? Эти вековые споры не утихают по сей день.
Недавно в разговоре пришлось услышать мнение о роковой ошибке соратников Челебиджихана: они повернулись лицом к советской власти и вошли в государственные органы управления, но всех их ждал печальный конец. Оглядываться назад, конечно, легче, чем смотреть вперед. Где же логика таких утверждений после 70-летнего существования СССР? У соратников Челебиджихана был выбор: без выбора. Но им принадлежит значительная заслуга в образовании Крымской АССР, по праву считающейся формой национальной государственности.
Малочисленные народы, долгое время ущемленные в своих правах, при демократизации государства и общества склонны к преувеличению своих достижений. По мере общего развития и накопления научного капитала подобные настроения растворяются, уступая место объективности и дальнейшему прогрессу. В этой связи для максимальной пользы и объективных выводов крымским татарам необходимо стремиться знать только правду. В порыве любви к Родине, народу, в стремлении служить национальным интересам мы часто идеализируем наше прошлое, нередко следуем установившимся стереотипам, на личности смотрим через призму либо черного, либо белого цветов. Но ведь они были не сказочными героями, а смертными людьми со своими положительными и отрицательными качествами. Рассматривая правящую элиту, как-то упускаем из виду принадлежность ее к системе, которой свойственны свои правила игры.
Заседание во главе с Председателем КрымЦИКа Вели Ибраимовым
В руках у меня архивное дело «Переписка с Крымской чрезвычайной комиссией и революционным трибуналом (оперативно-разведывательные сводки Крым ЧК, протокол областного совещания коммунистов Госполитуправления Крыма)», в котором содержатся любопытные документы. Читаем их:
Совершенно секретно
Уполномоченному представителю РСФСР при Ангорском Правительстве*
Тов. Аралову
26 августа 1922 г.
Представитель КрымЦКПомгола тов. Айвазов нами отзывается в Крым. В случае уклонения Айвазова от исполнения этого отзыва просим Вас принять все зависящие от Вас меры к возвращению его в Крым. Кроме того, сообщаем, что объяснения на ваше письмо о распределении среди голодающих Крыма продуктов, доставленных в Крым Турецкой организацией помощи голодающим крымским татарам, будет послан подробный отчет с документальными данными. А пока можем заявить, что продукты распределены именно и только среди голодающих татар. Что же касается приема, то таковой в Симферополе был оказан самый радушный, и все толки об этом являются лишь измышлением злых антисоветских языков.
При сем прилагается два отношения Президиума КрымЦИКа на имя Айвазова, из коих первое отношение за №7293 просим вручить ему немедленно, а второе за № 7560 вручить ему же в случае медления им исполнения первого.
С товарищеским приветом
ЗампредКрымЦИКа В. Ибраимов
ПредКрымсовнаркома С. Саид-Галиев
Уполномоченному Представительству РСФСР
при Ангорском Правительстве
для передачи Представителю КрымЦКПомгола
т. Айвазову
№7293
26 августа 1922 г.
Президиум КрымЦИКа настоящим предлагает Вам немедленно выехать в Крым с докладом о выполнении порученных Вам КрымЦКПомголом дел.
Председатель КрымЦИК В.Ибраимов
Предсовнаркома С.Саид-Галиев
Уполномоченному Представительству РСФСР
при Ангорском Правительстве
для передачи Представителю Крым ЦКПомгола т. Айвазову
№7560
3 сентября 1922 г.
Президиум КрымЦИКа категорически (вторично) предлагает Вам немедленно выехать в Крым. В противном Случае Вы будете лишены данного Вам мандата.
ПредседательКрымЦИКа В.Ибраимов
Предсовнаркома С.Саид-Галиев.
В 1921-1923 годах в Крыму свирепствовал голод. Крымскотатарская политическая элита искала пути выхода из кризиса. В работе были задействованы все: большевики и беспартийные. В 1922 г. во время голода Асан-Сабри Айвазов был командирован крымским правительством в Турцию, где оставался 8 месяцев. В Турции ему удалось организовать Комитет помощи голодающим Крыма. В личном деле А.-С. Айвазова хранится письмо полномочного представителя РСФСР в Турции Семена Аралова уполномоченному НКИД в Крыму т. Кржеминскому:
«Уважаемый товарищ
Предъявитель сего уполномоченный Крымпомгола гр. Сабри Айвазов возвращается в Крым по вызову председателя Крымпомгола. Сим удостоверяется, что гр.Айвазов кроме своей работы вел работу в Полномочном представительстве. По моему поручению он перевел с русского языка на турецкий ряд статей, которые были помещены в ангорских газетах. Кроме этой переводной работы, он начал вести преподавание русского языка в организованной недавно русской школе. Все работы гражданин Айвазов выполнял хорошо, быстро и принес большую в этом отношении пользу.Прошу Вас это письмо в копии передать Крымпомголу и передать, что представительство очень благодарно гр. Айвазову за его работу и было бы благодарно Крымскому Правительству, если бы оно вновь командировало или отпустило бы Сабри-бея в мое распоряжение для дальнейших работ в Полномочном представительстве, ибо он прекрасно владеет турецким языком и является незаменимым работником в этой области.
С коммунистическим приветом Аралов
Ангора, 16 сентября 1922 года».
После возвращения в Крым Айвазов был принят на работу в переводческую коллегию в качестве ответственного секретаря при КрымЦИКе. Нам неизвестно, какова была мотивация отзыва Вели Ибраимовым Асана Сабри Айвазова из Турции и насколько это было самостоятельное решение. Кто не доверял известному крымскотатарскому национальному деятелю? Через шесть лет система репрессировала Вели Ибраимова, а еще через несколько лет Асан Сабри Айвазов в своих письмах очень сожалел, что не воспользовался возможностью остаться в Турции.
Многим эмиграция позволила сохранить жизнь. Тысячи людей, покидая Родину, в душе лелеяли надежду на возвращение к родным очагам. Достаточно взглянуть на судьбу белой российской эмиграции. Весьма скудные у нас сведения о жизни крымскотатарских деятелей, вынужденных выехать за рубеж. Не сказка их здесь ждала, но и не тюрьма. Для иллюстрации приведем небольшой фрагмент из допроса Амета Озенбашлы:
«Вопрос: Что рассказывал Амди Гирайбай о своих связях с Джафером Сейдаметовым и с другими эмигрантами, например, Заки Валидовым и другими?
Ответ: Амди Гирайбай о Джафере Сейдаметове говорил, что он работает на спичечной фабрике и живет в бедной обстановке, так как из-за банкротства его тестя ему приходится помогать семье последнего, что он очень часто вспоминает своих крымских товарищей, что скучает по Крыму и ищет пути примирения с советской властью, для того чтобы получить возможность переезда в Крым. О Заки Валиди говорил, что он после долгих мытарств с трудом устроился в университете лектором и читает лекции по истории турко-татар. Говорил еще о жизни мурз, которые опустились, пали, так, например, бывший крымский муфтий при белых в Крыму Селямет-мурза Кипчакский сделался арендатором какого-то шантана**, а Крымтаев Сулейман-мурза подметает улицы».
Возвращаясь к заданной теме «человека системы», отметим осознанность каждого в своих поступках. Наивности здесь места нет.Все знают, на что идут и ради чего действуют, и соответственно несут ответственность. Государственная система управления представлена различными вариантами, и даже при строгой вертикали власти нередко допускается многообразие позиций и действий. Крымскотатарский народ, обладающий политической гибкостью, не раз вырабатывал и предлагал государству систему взаимоотношений, его помыслы чисты и направлены только в сторону созидания и прогресса.
* Анкарское правительство Мустафы Кемаль-паши Ататюрка
** Увеселительное заведение, кафе с эстрадой
comments powered by HyperComments