Курс валют USD 0 EUR 0

Семейная реликвия

Комментариев: 0
Просмотров: 591

Во многих семьях хранятся предметы или документы, принадлежащие их роду и передающиеся по наследству, — семейные реликвии. История каждой из них уникальна.

 Алие ЛЮМАНОВА, г. Белогорск (Карасубазар): «На рассвете 18 мая 1944 года раздался стук в дверь. Вздрогнув, проснулись родители. На вопрос отца: «Кто там?» ответили: «НКВД». Отец открыл дверь и в дом вошли офицер и два солдата с автоматами. Они приказали собираться, взять с собой еду и дали на сборы 20 минут. Мама и сестры: старшей, Сайде, было  18 лет, Асие – 16 лет, Эдае — 13 лет и брат Энвер – 9 лет находились в полном замешательстве, не понимая, что происходит. «Время идет, собирайтесь», —  торопил офицер. Мама взяла два одеяла укрыть детей. Отец попросил разрешения у офицера откопать в огороде сундук с кое-какими вещами, спрятанный от фашистов.  На месте, где был зарыт сундук, посадили кукурузу, к этому моменту она уже взошла на 10 – 12 сантиметров. Отец начал откапывать. Когда раздался стук удара лопаты о сундук, офицер, взглянув на часы, сказал: «Время вышло, идите и садитесь все в машину».

Выйдя за калитку, увидели, что и соседи все в слезах выходят из домов. Всех посадили в машины. И вдруг сестра Эдае спрыгнула с машины и забежала в дом. Вслед за ней кинулся солдат. Мама начала плакать и тоже хотела слезть с машины, но солдат пригрозил ей, направив на нее автомат.  В это время из дома выбежала Эдае. Когда  машина тронулась, сестра показала маме кувшин, который она вынесла из дома под кофтой.

В 1939 году папа работал заместителем бухгалтера в артели «Илери» («Вперед»), где изготовляли керамическую посуду и сувениры. Этот именной кувшин-сувенир сотрудники артели изготовили и подарили папе на день рождения, только жаль не указали дату.

Мой отец, Люман Ягья-оглу, родился в 1900 году в Бахчисарае. Бахчисарай издревле славился своими ремеслами и ремесленниками, в числе которых были мои дед и прадед, которые имели свое кожевенное производство на берегу реки Чурук-Су. Оно переходило по наследству. От дедушки Ягьи-картбаба Кечеджи (лагъап – прозвище) это производство перешло моему отцу и двум его братьям. У них работали много мастеров, были и шегирты (подмастерья). Обрабатывали шкуры, дубили их в больших чанах, промывали в речке Чурук-Су. Готовое сырье вагонами отправляли в Москву и Одессу, где из этой кожи шили дубленки, обувь, сумки. Жили они зажиточно. Папа говорил: «Лень порождает бедность».

После революции 1917 года их кожевенное производство перешло государству и стало называться завод «Красный Октябрь». Отца назначили управляющим, и он проработал на заводе до 1938 года.

История нашей семьи очень интересная, но сейчас хотелось бы вернуться к кувшину-сувениру.  В Узбекистане кувшин был для семьи символом – памятью о Крыме. Я родилась в январе 1945 года на станции Джума Самаркандской области. Помню, играла с этим кувшином и, возможно, отбила носик и горлышко. А историю про кувшин мне рассказала мама — Амиде Мамут-кызы, 1907 года рождения.

кувшин085

В 1991 году мы вернулись на Родину. Вместе с нами вернулся в Крым через 47 лет и кувшин. Им любуются уже мои дети и внуки, храня память о дедушке и прадедушке Люмане».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог