Курс валют USD 0 EUR 0

Судьба ремесленного производства в Крыму

Комментариев: 0
Просмотров: 714

Эльдар Сеитбекиров

Каждой эпохе свойственна своя система производства. Развитие труда позволяло создавать великие государства, строить грандиозные сооружения, становившиеся через века и тысячелетия памятниками зодчества, кормить все большее число людей. Труд мысли совершенствовал орудия труда. Внедрение новшеств в производство позволяло экономике вырываться вперед. Существовавшее веками кустарное производство не могло конкурировать с промышленными товарами, заполонившими рынок. Так постепенно ремесленное производство приходило в упадок. Народы, не пользующиеся достижениями научно-технического прогресса, оставались на задворках истории.

Крым – составная часть мировой цивилизации. Существовавшие на его территории государства имели свой расцвет и закат.  Анализ и выводы причин таковых современниками уже есть движение мысли. Нас, крымских татар, должны интересовать все нюансы, все тонкости народной жизни, все его просчеты и упущения. В современном обществе для достижения полноценного участия в соуправлении краем необходимо наличие соответствующего национального капитала,в совокупности складывающегося из имущества каждого из нас. Экономическая состоятельность народа – показатель деятельности государственных мужей, их честности и умения двигаться в ногу с прогрессом.

Из истории мы знаем о нелучшем положении крымских татар в конце XIX века. В нашем материале мы не ставим задачу рассмотрения всего комплекса проблем, а лишь приведем фрагмент из доклада бахчисарайского городского головы от 12.12.1897года «О положении ремесленного производства г. Бахчисарая».

«В Бахчисарае в настоящее время существуют следующие ремесла:

Самое обширное и вместе с тем более прибыльное — выделка сафьяна разного достоинства и цветов, причем окраска в красный цвет лучшая и составляет местный секрет. Заняты этим мастерством 380 лиц, из них 130 в качестве рабочих, а остальные 250 самостоятельно. Способы орудия выделки те же, которые существовали и сто лет тому назад. Так, например, чтобы придать, навести блеск на окрашенный уже сафьян, употребляется валик грубого стекла, которым на толстой палке натирается кожа. Для отделки таким способом одной небольшой кожи требуется не менее полутора часа усиленной работы. В среднем расчете один мастер-рабочий может выделать в сафьяне две бараньи или козьи кожи. Такой отсталостью в способах выделки и объясняется полная невозможность конкуренции с фабричным производством и постепенное, как следствие, сокращение его. Насколько оно уменьшилось, видно из того, что примерно лет 35-40 тому назад выделкой сафьяна занималось не менее 2000 рабочих, сафьян имел большой сбыт в Крыму и еще большее количество его продавалось вне Крыма. Между тем, при знакомстве мастеров-рабочих и с употребляемыми ныне орудиями ручного мастерства, как, например, различного рода станками, упрощенными способами работ и при их искусстве и трудолюбии, трезвой и скромной жизни и довольстве небольшим заработком, производство сафьяна и других тонких кож, несомненно, было бы очень значительное, будучи в состоянии выдерживать конкуренцию  с заводским и фабричным производством.

Второе место по числу у ремесленников занимает башмачно-сапожное мастерство, или, правильнее, башмачное, так как сапог шьется небольшое количество. Мастеров и подмастерьев этого ремесла насчитывается 346 лиц. Обувь выделывается настолько плохо, как по качеству товара, так и в особенности по работе, что даже местные татары, самые невзыскательные потребители, избегают ее покупать, хотя по цене эта обувь наполовину дешевле привозной, например, варшавской или петербургской.

Если еще и имеется сбыт, то только благодаря дешевизне, которая получается не от увеличения производительности работы, а за счет уменьшения заработка.

Насколько заработок невелик, можно видеть из того, что лучший мастер при 14-часовом труде зарабатывает в среднем не более одного рубля в сутки. Заработок же менее искусных не превышает 40 копеек. Причина такого незавидного положения ремесленников обуви та же, которая замечается и во всех остальных ремеслах, существующих в Бахчисарае, – это отсутствие в работе, незнакомство с усовершенствованными орудиями мастерства и неумение приноровиться к требованиям потребителей. Естественно поэтому, что число башмачников и сапожников постепенно уменьшается и без помощи посторонней ремесло их в Бахчисарае в недалеком будущем совершенно исчезнет.

Плотничьим и токарным ремеслом занимаются из местных жителей 178 человек. В особенном упадке последние. Консерватизм в работе особенно выдается рельефно в этом ремесле. Для того чтобы выточить вещь самой простой формы и притом из мягкого дерева, требуются два человека: один направляет точильный инструмент, а другой посредством смычка приводит во вращательное движение обтачиваемый кусок дерева. На самом простом станке один человек в три раза больше может выработать, чем два человека в то же время описанным способом.

Скорняжно-портняжным ремеслом занимаются 67 человек. Часть из них занимается дублением овчин, а остальные шитьем тулупов, полушубков и татарских шапок. Об изделиях этого ремесла по их качеству и мастерству можно тоже сказать, что и о предыдущих.

Затем существуют еще следующие ремесла: выделка медной посуды, довольно хорошей работы и потому имеющей порядочный сбыт; седельно-шорное, войлочное, плетение корзин и серебряных изделий, преимущественно татарских женских украшений: пояса, серьги, кольца и т.п.

Все эти ремесла, как и другие, по качеству изделий и количеству сбыта пришли в полный упадок. Но несколько десятков лет назад (лет 40) бахчисарайские ремесленники были многочисленны, они славились, и изделия их употреблялись не только в Крыму, но и далеко на Севере, как-то: сафьян, седла, бурки, медная посуда и серебряные украшения. До сих пор еще передаются имена особенно искусных мастеров. Ремесленники делились на цеха, имевшие организацию, во многом сходную со средневековой европейской. Каждый цех находился под покровительством особого святого, имел свои значки (знамена) и управлялся выборным старшиной, руководствовавшимся в своих действиях обычным правом.

Периодически, в известное время, происходили празднества с торжественными процессиями, увеселениями и угощениями на несколько тысяч человек. На таких празднествах подмастерья при пении псалмов публично производились в звание мастера и как знак тому опоясывались шарфами. К бахчисарайским цехам принадлежали ремесленники, проживающие и в других городах и по деревням, и не только татары, но и представители других национальностей: греки, армяне, караимы и др. Теперь хотя и держится прежнее цеховое устройство, но, с падением ремесел, оно потеряло прежнее значение и представляет собою памятник прошлого.

Распространенности и процветанию ремесел в Бахчисарае способствовало отсутствие иных занятий, дающих заработок большинству населения в торгово-промышленных городах. В Бахчисарае торговля была мелочная, незначительная и составляла занятие небольшого числа лиц. С развитием мелочной по деревням и разносной торговля и в этом городе сократилась до минимума, и нет никаких данных, чтобы она когда-либо увеличивалась. Таким образом, сами условия заставляли бахчисарайских жителей искать средства к жизни и занятия ремеслами и те же условия являются причиной, что ремесленников в Бахчисарае немало и теперь».

Депортация полностью уничтожила крымскотатарское ремесленное производство. После возвращения в Крым оно постепенно стало возрождаться, заполняя потребительский рынок товарами, которые не производятся промышленным способом. Региональная особенность Крыма, связанная с туристической отраслью, позволит развиваться отдельным направлениям ремесел. Популяризация этномоды также явится стимулом для возрождения былого производства. Будет спрос, будет и предложение.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог